Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:27, дипломная работа
Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.
1. Банктердің ақпараттандырылуы: стратегиялары
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2. Жаңалаудың бағыттары
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3. Банктер үшін бағдарламалық қамсыздандыру: ұсыныстардың дамуы
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4. Высокотехнологичные сервисы
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5. Технологические инновации в банковской информатизации
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT
Сложность решения Business Intelligence зависит, во многом, от количества и качества систем, из которых нужно будет получать информацию для отчетности, а также от типа интеграции (односторонняя – read only или двусторонняя, когда информация как выгружается, так и загружается в системы). В базовом варианте BI-решения речь идет только об интеграции генератора отчетов с АБС и/ или файлами xls, которые сотрудники банка заполняют вручную. Файлы могут быть единожды загружены в разрабатываемую систему. При необходимости дальнейшей работы с ними можно настроить автоматическое обновление информации по заданному расписанию. В расширенном варианте генератор отчетов интегрируется также с CRM, фронт-офисными и иными системами.
Развитие этого инструмента производится как с точки зрения содержания отчетов, так и их отображения. «Витриной» для отчетов может быть корпоративный портал, автоматизированное рабочее место руководителя и т.д. Содержательное развитиеBI, как правило, осуществляется при помощи OLAP – аналитических инструментов «гибкой» отчетности, которые первоначально были основаны на многомерных БД. Данные представлены в виде гиперкубов (кубов) — логических и физических моделей показателей, коллективно использующих измерения, а также иерархии в этих измерениях. OLAPдает возможность предоставлять сотрудникам (чаще всего это аналитики) «гибкую» отчетность, когда пользователь сам может менять состав полей и структуру, формировать различного рода отчеты для последующего анализа зависимостей, прогнозирования ситуации и пр. «Гибкие» отчеты также можно сохранять в виде шаблона и сделать их обязательными к заполнению. Инструменты OLAP позволяют анализировать данные по различным параметрам, при этом можно менять уровень детализации представления информации. Это дает возможность оперативно выяснить, например, в чем кроется причина неудовлетворительных показателей по продажам в определенном регионе или, наоборот, какой сотрудник и за счет каких продуктов добился наибольшей прибыли. Гибкая отчетность используется как при планировании показателей продаж, поскольку позволяет смоделировать ситуацию «что, если», так и при прогнозировании результатов деятельности. В последнем случае можно проанализировать, как та или иная мера (в частности, введение нового продукта или изменение условий) могут повлиять на результат по виду услуг (например, по депозитам) в целом.
Независимо от вида отчета (жесткий или гибкий), можно дополнительно настроить: разработку ролевой модели (права доступа и выполнения определенных действий сотрудниками в части отчетов); автоматическую генерацию и рассылку отчетов:в определенный момент времени, по событию и т.д., при этом рассылку можно осуществлять как по e-mail, так и при помощи sms; формированиеreport-kit (набора отчетов) подразделения, вида бизнеса, менеджера и пр.
Поскольку АБС – основной инструмент для работы любого банка, необходимо минимизировать любые внешние воздействия на нее, последствия дисфункции могут быть весьма велики. Также необходимо помнить и про соблюдение норм информационной безопасности, закрепленных, в том числе, на законодательном уровне. В таком случае необходимо разработать некий «буфер» (канал обмена данных) между АБС и внедренной системой формирования отчетности. Веб-служба обеспечит доступ к определенным данным из АБС, а также запись данных, переданных службе в качестве параметров. На основании полученных данных будет формироваться необходимая отчетность. Такой подход призван минимизировать риски внешних воздействий на АБС.
Наивысшая степень развития BI в настоящее время – специализированные системы с интеллектуальным анализом данных (Datamining). Их основная цель состоит в поиске в накопленных данных ранее неизвестных, нетривиальных и практически полезных знаний, необходимых для принятия управленческих решений. Data Mining – это нахождение закономерностей и взаимосвязей в данных, моделирование и изучение сложных систем на основе истории их поведения.
Процесс добычи знаний может выглядеть, например, так: подготовка данных, загрузка данных из различных источников, разработка модели, обучение модели на основании накопленных данных, проверка модели на адекватность, прогнозирование на основании модели.
В банках данный инструмент используется для проведения качественного кредитного скоринга, сегментации клиентов с целью наиболее успешного позиционирования и разработки продуктов и услуг, востребованных рынком и прибыльных для банка. Datamining позволяет ответить на такие вопросы, как: откликнется ли клиент с определенными характеристиками на то или иное предложение, как ведет себя клиент, который вскоре откажется от услуг банка и др. Пользователями систем интеллектуального анализа данных – является как руководство банка (для принятия стратегических решений) и аналитики (выявление закономерностей, составление аналитических записок, и пр.), так и принимающие оперативные решения сотрудники (планирование маркетинговых кампаний, приоритезация потенциальных клиентов и пр.).В силу масштаба и сложности решаемых задач Datamining выбирают крупные банки, уровень ведения бизнеса которых позволяет выделить соответствующий бюджет (а он достаточно велик) и получить желаемую отдачу.
В настоящее время, по мнению экспертов DigitalDesign, наиболее распространенной моделью построения аналитической отчетности в российских банках является отчетность АБС в сочетании с ручным трудом. Масштабные BI-решения встречаются довольно редко – в силу их высокой стоимости. Казалось бы, широкое распространение должны были получить простые генераторы отчетов и OLAP-инструменты. Однако этого пока не случилось. Возможно, такая ситуация связана с тем, что при словосочетании Business Intelligence у большинства пользователей возникает четкая ассоциация с масштабными и дорогими решениями. Этот стереотип во многих ситуациях приводит к быстрому отказу от самой идеи автоматизации отчетности и анализа. Тем не менее, необходимость постоянно повышать эффективность заставит банки более внимательно отнестись к автоматизации и этой области деятельности. Соответственно, в ближайшие несколько лет можно ожидать роста интереса организаций финансового сектора к простым, но действенным BI-решениям.
Российский банковский сектор входит в число самых зарегулированных сегментов рынка, что накладывает отпечаток на внедрение здесь СЭД. Постепенно системы этого класса становятся здесь все более популярны, при этом сама идея перевода документооборота в цифровой вид и последующая перестройка бизнес-процессов определяют дальнейшее развитие банковских ИТ-систем в сторону клиента.
По оценкам SS Consulting, доля проектов СЭД в финансово-страховой области составила 8% в 2009 году и 9% в 2010 году, в то время как на долю государственных органов пришлось 34% и 28%, соответственно. Согласно более ранним отчетам, в 2007-2008 годах доля сектора составляла 7%.
Аналитики отмечают, что по итогам 2010 года наибольшее количество автоматизированных рабочих мест было внедрено в финансовом, банковском и страховом секторах экономики, при этом совокупно на их долю пришлось 37% АРМ. Этот показатель ниже уровня 2009 года, когда на финансовый сектор приходилась почти половина всех автоматизированных рабочих мест. DSS Consulting подсчитали, что в четырех крупнейших проектах было внедрено 38 тыс. рабочих мест, а всего по итогам 2010 года в России было успешно завершено 27 новых проектов внедрения (годом ранее – 41 проект).
Опрошенные CNews эксперты рынка СЭД соглашаются с полученными результатами, отмечая, что действительно отрасль банковской сферы развивается в этом направлении - правда, медленными темпами. Если говорить о банках, входящих в первую сотню рейтинга по объемам активов, то степень автоматизации внутренних процессов в них невысокая - она не превышает 25-30%, полагает Павел Каштанов, директор по работе с клиентами компании «Синтеллект» (премиум-партнер компании «ДоксВижн»). Он замечает, что если задача документооборота общего делопроизводства в большинстве банков решена каким-либо образом с помощью СЭД, то для специфичных бэкофисных банковских процессов (хранения, обмена и движения документов) используются в основном общие папки, электронная почта и разнородные, иногда созданные собственными ИТ-ресурсами банка, простые учетные системы или же просто электронные таблицы в MS Excel.
Причина, почему СЭД в банках, как и другие ИТ-решения для автоматизации, находятся на подъеме, в том, что у большинства банков довольно сильные ИТ-подразделения, которые своими силами выполняют большую часть проектов, в частности, и в области автоматизации работы с документами. Более того, как подчеркивает Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж ПО Cognitive Technologies, финансовые институты, в частности банки, всегда относились к пионерам в области автоматизации процессов управления - документооборот для них является основной деятельностью, а средства автоматизации работы с документами в той или иной степени уже давно взяты на вооружение практически всеми банками. Поэтому говорить о проценте автоматизации банков не совсем корректно. В данном случае, по его словам, интересны изменения, связанные с глубиной автоматизации процессов документооборота и расширением охвата технологиями электронного документооборота внутренних процессов деятельности банков.
Основные требования к СЭД для предприятия банковской сферы: - масштабируемость вследствие территориально-географической распределенности и вовлеченности сотрудников - гибкий и быстрый интерфейс для работы с большим документопотоком (поддержка более 50 маршрутов прохождения документов) - интегрируемость с другими ИС - версионность документов - разделенное хранение данных (в различных БД), разграничение прав доступа - шифрование данных и ЭЦП
В банковских и финансовых учреждениях СЭД управляет важной информацией – деньгами и их оборотом, при этом существующие в банковские процессы при прочих равных условиях гораздо легче поддаются формализации, а, зачастую, уже изначально хорошо формализованы, поскольку того требует внешний регулятор в лице ЦБ РФ. Если говорить о компонентах СЭД, которые наиболее востребованы в банковской сфере, то опрошенные CNews компании называли в первую очередь электронный архив для решения задач создания единого электронного хранилища документов с разделением доступа, связями между документами, возможностью использования системы криптозащиты и системой поиска; на втором месте - модуль workflow для закладывания в СЭД формализованных процессов обработки документов, причем важным требованием является возможность интеграции на уровне исполнения бизнес-процесса на сервере с различными банковскими учетными системами.
Однако, как считает Роман Иванов, руководитель службы по работе с клиентами компании «АйТи. Информационный менеджмент», классическая СЭД не является критическим бизнес-приложением для банковской деятельности, а больше выступает в роли вспомогательного решения. «По приоритетности системы данного класса стоят у банков не на первом месте. В первую очередь банки автоматизируют работу с клиентами (CRM), учетные функции (ERP и банковские системы), аналитические решение и т. д. При проекте внедрения СЭД в банках основное внимание уделяется автоматизации работы канцелярии, отчетности по исполнительской дисциплине и работа с ОРД и служебными записками», - поясняет эксперт.
Мнения отечественных вендоров СЭД о применимости местных продуктов в банках на текущем этапе развития рынка расходятся. Часть специалистов отстаивают точку зрения, что продукты от российских разработчиков удовлетворяют всем вышеперечисленным требованиям и вполне конкурентоспособны, однако, в российских представительствах зарубежных банков часто решение о выборе транслируется сверху, так как иностранный топ-менеджмент не знает об успешных внедрениях местных СЭД и не хочет рисковать. В этом случае российские СЭД выбирают не столько для комплексной автоматизации, сколько для локальных задач, замкнутых на представительствах банка в РФ.
Другие специалисты, напротив, убеждены, что среди решений, предлагаемых российскими вендорами, на данный момент нет решения, полностью удовлетворяющего всем требованиям в области ECM. Поэтому обычно банки применяют точечную автоматизацию – используют разные решения для автоматизации отдельных бизнес-процессов.
Специфика внедрения СЭД в банке: - массовое подключение пользователей в максимально сжатые сроки предполагает наличие средств дистанционного интерактивного их обучения; - способность быстрого развертывания системы в условиях территориальной распределенности. При этом система должна поддерживать создание внутренних контуров документооборота для каждой оргединицы, обеспечивать прозрачное взаимодействие с головным офисом, горизонтальное взаимодействие; - повышенные требования к масштабируемости системы; - повышенные требования к возможности модификации системы, в том числе в ходе ее эксплуатации; - повышенные требования к уровню технического сопровождения.
Помимо всего прочего, в отечественной банковской сфере не существует общепринятого регламента или стандарта для СЭД. Эксперты считают, что такой отраслевой стандарт желателен, но не необходим в силу того, что деятельность и процессы банка достаточно четко регулируются указаниями ЦБ РФ.
Электронные архивы в банковской сфере - пока малоиспользуемый класс ПО для решения вопросов быстрого доступа к финансовой информации. Вследствие требований регулятора банки хранят данные как в электронном, так и в бумажном виде, и в такой ситуации СЭД, способная управлять и теми, и другими видами документами одновременно, дает возможность существенно сократить издержки оперативной деятельности, связанной с поиском необходимой для принятия управленческих решений информации.
Как показал опрос ведущих игроков рынка электронного документооборота в России, проведенный CNews, электронные архивы (в строгом понимании средств для хранения юридически значимой информации) в банковских и финансовых учреждениях пока не распространенная практика. Согласно указаниям ЦБ РФ большую часть своих документов банки в любом случае обязаны хранить в бумажном виде и довольно существенно на эту ситуацию повлияло указание 2346-У ЦБ РФ «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета» 25 ноября 2009 года, однако, тем не менее, до настоящего времени в полной мере воспользовались преимуществами этого указания лишь единичные компании.
Российские банки широко применяют справочно-информационные ресурсы и хранилища резервных копий, в то время как «полноценные» электронные архивы юридически значимых документов остаются только у продвинутых в области ИТ учреждений на фоне растущего интереса к этим решениям. Они нужны для быстрого доступа к нормативными клиентским документам, и на начальном этапе часто подобные электронные архивы представляют собой просто иерархию папок на общем сетевом ресурсе (файловом сервере), а до следующего этапа в развитии электронного архива – занесения данных в СЭД и сопровождения процессами, предваряющими размещение данных в архиве, дело у подавляющего числа компаний пока не доходит.
Информация о работе Технологические инновации в банковской информатизации