Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:27, дипломная работа
Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.
1. Банктердің ақпараттандырылуы: стратегиялары
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2. Жаңалаудың бағыттары
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3. Банктер үшін бағдарламалық қамсыздандыру: ұсыныстардың дамуы
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4. Высокотехнологичные сервисы
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5. Технологические инновации в банковской информатизации
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT
Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.По данным исследования CNews Analytics, в 2010 году подавляющее большинство - 59% - опрошенных ИТ-директоров банков отметили увеличение бюджетов. На втором месте (24%) стоят бюджеты без изменений. Доли организаций, сокративших ИТ-затраты и не предоставивших данных, примерно равны – по 10% и 7% соответственно. Рост был довольно спокойным – в рамках 5-10%. Несмотря на объявленный выход из кризиса, на смелый шаг по кардинальному наращиванию инвестиций, хотя бы в 1,5 раза, не решился никто.
Источник: CNews Analytics, 2011
В прошлом году по сравнению с 2010-м гораздо большее число банков решилось нарастить бюджеты, их уже 66%. О сокращении не заявил никто из опрошенных, без изменений остались ИТ-расходы у 27% респондентов, не предоставили данные 7%. Правда, во многом положительная динамика ИТ-затрат определяется потребностями развивающихся банков. При стабильной экономической ситуации бюджеты именно таких организаций могут увеличиваться в разы год от года в и потому служат локомотивом статистики. Рост затрат у лидеров рынка несравнимо спокойнее. Например, «Россита-Банк» нарастил ИТ-бюджет в 3 раза, а «Газпромбанк» – всего на 5%. Многие увеличили расходы на 15-30%. Это означает, что хотя в конце 2009 года многие CIO на словах декларировали окончание кризиса, осторожность все же присутствовала и на бюджетные взлеты никто не решился. 2010 год окончательно убедил в стабилизации рынка, акционеры и руководство выделили денег несравнимо больше, что непременно отразится в показателях по итогам 2011 года, в первую очередь вырастет выручка поставщиков банковских решений. «ИТ-бюджеты крупных банков в 2011 году увеличились на 20-25% - продолжается методичное освоение рынка после кризиса», - говорит член совета директоров ГК ЦФТ Александр Погудин. По его мнению, главное отличие от докризисной ситуации - в осмысленности расходов. Сегодня уже никто не покупает ИТ-решения в имиджевых целях. ИТ-бюджет банка «Открытие» подчинен текущей ситуации – объединению. «В 2010 году ИТ-бюджет нашего банка был относительно высок, так как шло объединение с банком «Петровский» и РБР. Менялись платформы во всех направлениях бизнес-приложений, - рассказывает старший вице-президент банка «Открытие» Михаил Мартынов. - В этом году мы стараемся снизить прежние объемы затрат, однако, в связи с недавним присоединением банка «Губернский», расходы по-прежнему значительны, так как цель оправдывает вложения: мы должны сделать так, чтобы все филиалы объединенного банка работали как единая система».
С другой стороны, не все согласны с такой оценкой. «Банки увеличивают расходы на ИТ где-то с начала 2010 года, иногда бюджеты растут на 20-50%, иногда в разы. При этом, чем крупнее банк, тем больше динамика увеличения ИТ-бюджетов», - рассказывает директор департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab Алексей Кирюшенков. Сектор стагнации, по данным исследования, обеспечили крупные структуры.
Источник: CNews Analytics, 2011
Казалось бы, статистика за более сытый 2011 год должна отразить растущий интерес по всем направлениям инвестирования, пусть даже он увеличивается в разной степени. Но два направления были актуальны именно в «низкий» период: Обновлением парка ПК и серверов в 2010 году занялись 53% респондентов против 35,3% в прошлом году. Подобное отношение наблюдается к виртуализации: 41% в 2010-м против 29,4% в 2011-м. Объяснение простое – парк быстро устаревает, а кризис до предела затянул сроки его обновления, дольше ждать уже было нельзя. Виртуализация же позволяет экономить при повышении контроля. Поэтому многие организации, дойдя до точки обновления, решаются прибегнуть к этой технологии. Примерно половина банков, прибегнувших к виртуализации, параллельно закупала новую аппаратуру.
Источник: CNews Analytics, 2011
Расходы по некоторым направлениям выросли в разы, в первую очередь это касается внедрения бизнес приложений. В позапрошлом году начать крупные проекты решились 27% респондентов, в 2011-м – уже 67%. Алексей Кирюшенков отмечает, что основными направлениями банковского бизнеса стали развитие розницы, в первую очередь розничное кредитование – потребительское и целевое, а также обслуживание организаций малого и среднего бизнеса. Поэтому наиболее активно сегодня развиваются ИТ-проекты по автоматизации кредитования, развитию систем ДБО, а также CRM-системы, фронт-офисные решения, хранилища данных и блоки аналитической отчетности. «Наиболее быстро развивается интернет-обслуживание, - считает директор департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab Михаил Дробышевский. Причем сами банки, кроме ритейловых, не сильно стремятся его развивать, только под давлением клиентов». ИТ-департамент «Абсолют Банка» декларирует иную позицию: «Задача ИТ-департамента - не только активно развиваться вместе с бизнесом, но и предвосхищать идеи и пожелания бизнес-заказчиков. Web-банкинг является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих направлений, именно поэтому ему выставлен высокий приоритет выполнения», - резюмирует Кирилл Дремач, директор департамента информационных технологий «Абсолют Банка». Возможности интернет-банкинга постоянно расширяются, последнее добавление - платежи по более широкому списку получателей или по свободным реквизитам, операции со своими счетами и кредитами, анализ и управление финансовыми потоками. Примечательно, что 13% из последних 67% пошли на замену АБС. Рост спроса на бизнес-приложения в разы был предсказан экспертами рынка и поставщиками. «Актуальны проекты комплексной автоматизации и построения централизованной ИТ-инфраструктуры для многофилиальных банков, - перечисляет приоритеты Александр Погудин. – Больше заказчиков обращаются по вопросам автоматизации операций на внешних рынках (фондовые подсистемы), начался новый виток интереса к фронтальным решениям». Акционеры банка «Окрытие» поставили задачу оптимизировать расходы. Для ИТ это означает начало унификации оборудования и технологий. «После объединения банков в этом году в число приоритетных задач для - внедрение единого хранилища данных, переход на единую АБС ЦФТ, запуск обновленного удобного интернет-банка для физических лиц, а также объединение банкоматных сетей и переход на единый процессинг, - говорит Михаил Мартынов. - Кроме того, к числу значимых относится и реализация концепции обеспечения непрерывности IT-cервисов (DRP)». «Отличились» еще четыре направления: модернизация корпоративной системы связи (20% в 2011 году и никто в 2010-м), управление бизнес-процессами (17,6% против 5,9%), ИТ-активами (29%,4 против 5,9%). «Банки все больше вкладываются в обеспечение непрерывности бизнеса – сюда входит и создание резервных ЦОДов, и налаживание систем on-line реплицирования данных и другие аналогичные сервисы», - рассказывает Михаил Дробышевский.
Источник: CNews Analytics, 2011
Банкиры, как и любые бизнесмены, в первую очередь заботятся о производственном подразделении. С точки зрения ИТ-бюджета это означает автоматизацию бизнес-процессов по основной деятельности – предоставлению услуг. Банки сегодня ждут от ИТ-проектов в первую очередь результатов, связанных с повышением доходности бизнеса.
Если до кризиса банки автоматизировали отдельные направления, то в этом году главным приоритетом стало совершенствование управления имеющимся арсеналом. Например, "Форс" внедрил в "Промсвязьбанке" систему централизованного управления учетными записями и доступом на базе линейки продуктов Oracle Identity & Access Management Suite. Решение уже введено в промышленную эксплуатацию, интегрировано с информационными системами Microsoft и IBM и впоследствии будет совмещаться и с другими системами, использующимися в банке. "Создан единый репозиторий идентификационных данных, которые используются для управления учетными записями сотрудников в нескольких информационных системах банка, – рассказывает о результатах проекта Олег Мухтаров, директор департамента по работе с коммерческим сектором компании "Форс". - В результате стало возможным автоматизировать целый ряд новых бизнес-процессов по управлению учетными записями и организационной структурой. Появились неограниченные возможности по расширению атрибутного состава выгружаемых из системы объектов, включая использование нестандартных атрибутов учетных записей. Для большинства бизнес-процессов реализован механизм автоматических почтовых оповещений специалистов банка".
"Банк Москвы" в июле провел тендер по созданию корпоративного хранилища данных, которое должно объединить приложения всех подразделений в части аналитических задач. Как объяснила вице-президент "Банка Москвы" Оксана Смирнова-Крелль, рассматривалось два подхода: адаптация типового решения под требования банка или процессов банка под решение. Руководство банка пошло по пути индивидуализации, поэтому проект разбивается на два этапа: сначала будут сформулированы требования к хранилищу, и только потом банк приступит к выбору платформы и поставщика.
"МДМ Банк" в конце прошлого года объединил системы документооборота своих московских и новосибирских офисов. Проект стал продолжением процесса интеграции ИТ-инфраструктуры с системами "Урса-банка" (слияние с которым завершилось в августе 2009 года). В "МДМ-Банке" и "Урса-банке" использовались системы документооборота на базе решения LanDocs, поэтому и новое ПО построено на основе LanDocs. Проект длился 3 месяца. "Проведена миграция данных из СЭД LanDocs, эксплуатировавшихся в банках. В объединенную систему перенесена вся применимая на сегодня бизнес-логика. Следующий этап – выстраивание новой методологии управления документооборотом", - рассказывает о проекте Станислав Евтисов, руководитель направления технологического сопровождения СЭД "МДМ Банка".
Компании-интеграторы редактируют пакет предложений в ответ на требования заказчика. По мнению Евгения Закрепина, первого заместителя управляющего директора компании "Техносерв", банки предпочитают внедрять готовые решения по автоматизации бизнес-процессов, учитывающие не только западный опыт, но и прежде всего российскую практику. Поэтому интеграторы расширяют пакет собственных разработок на базе платформ ведущих поставщиков. Например, для упрощения процесса делопроизводства "Техносерв" предлагает веб-систему управления данными - TSOA (TechnoServ Object Arcvhive). Решение дает возможность комплексной автоматизации финансовых организаций на базе объединения первичной документации всех автоматизированных бизнес-систем предприятия через открытые каналы связи интернет. В результате создается единая система электронного документооборота предприятия, связывающая фронт- и бэк-офисы единым интерфейсом доступа к данным. Еще один продукт - разработка компании "Техносерв Консалтинг" TSC Retail - представляет собой единое фронт-офисное приложение, которое полностью объединяет функционал фронт- и мидл-офисных приложений, используемых во всех отделениях банков, в "единое окно". В решение сразу "встроена" система интернет-банкинга.
Компания "Диасофт" добавила в собственную АБС Diasoft FA# возможность автоматизировать ведение договоров банковского счета юридических лиц. Работа с корпоративным клиентом теперь начинается с заключения договора, которое осуществляется из единого окна. Раньше приходилось заходить в разные пункты меню и выполнять целый набор действий. Теперь автоматически открываются счета по договору, печатается сам договор, "связываются" тарифные планы с услугами, а услуги и счета с договорами.
Компания "Форс" открыла направление разработки мобильных приложений и выпустила решение для интернет-доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств, например, с планшета iPad. Компания объявила о разработке нового ПО в августе 2011 года. По данным компании, решение универсально и может использоваться в любых отраслях. Но, как отметил представитель компании, именно банки, наиболее активно инвестирующие в ИТ, проявили повышенную заинтересованность.
С другой стороны, не все согласны с такой оценкой. «Банки увеличивают расходы на ИТ где-то с начала 2010 года, иногда бюджеты растут на 20-50%, иногда в разы. При этом, чем крупнее банк, тем больше динамика увеличения ИТ-бюджетов», - рассказывает директор департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab Алексей Кирюшенков.
В то же время, по мнению экспертов рынка, банки вынуждены уделять много внимания вопросам безопасности. Это направление косвенно влияет на повышение доходности, ностатистику информационных потерь финансовые организации добровольно никогда не открывают. А значит, и оценок окупаемости подобных проектов нет. Дело и в законе № 152 "О персональных данных", большинство положений которого посвящено их защите, и в запросах отраслевых регуляторов. "Введены в действия новые требования к обеспечению гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг, безопасности обработки данных и возможности восстановления ИС и ресурсов*", - приводит пример ужесточения Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора компании "Техносерв". Тот же "Промсвязьбанк" в прошлом году построил удаленный резервный телекоммуникационный центр. "Его основное назначение - обеспечить непрерывность клиентских и инфраструктурных коммуникационных сервисов в случае технических сбоев оборудования, природно-техногенных катастроф, крупных аварий у операторов связи", - поясняет Евгений Закрепин, чья компания выполняла этот проект.
Информация о работе Технологические инновации в банковской информатизации