Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

В наст время сущ-ет более 800 опред-ний инноваций и иннов деятел-сти. Это связано со сложн-тью рассм-мого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором иннов деятел-сть опр-ся как возн-ние идеи, ее разр-ка, пр-во, выход на рынок, и достижение коммерч успеха. Делается акцент на то,что ин-ции представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успх понимается в широком смысле слова, как реализация результатов ИД в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерн особен-сти инн деят-сти: 1.повышен риск; 2.цикличность на микро- и макроуровне; ( на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро уровне- с жизненным циклом конкретного изделия)3.завис-ть эффек-ти испол-ния рес-сов от уровня новизны тех-гии; 4.специф маркетинг и модели продв-ния инн-ций на рынок.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ЭИ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

23.

• В развитых странах наблюдаются опережающие темпы прироста экспорта НТП по ср с общим товарным экспортом, в то вр как в предыд.годы эти пок-ли были практически равны.

•  В соврем.условиях выдел.группа стран, кот.имеют наиболее высокие темпы экспорта НТП (США, Япония,Германия, Китай и т.д.)

• Восточноевроп. страны, включ.респ-ки бывшего СССР, сократили свою долю в мировом экспорте НТП, что говорит о том, что в наст.время не сформированы эф-ные модели науч.-технолог.развития.

• Развивающиеся страны все в большей тепени расширяют свое влияние на рынке НТП, показ-я самые высокие темпы роста.

• По тесноте связей м.выделить след.регионы,т.е.рынки НТП:

1. США, Япония, Канада+быстро растущие страны азиатского региона;

2. Страны ЕС. Развитые в технолог.плане страны(Германия, Англия, Франция и т.д.), отлич.близким расположением, охватывает около 50% мир.рынка НТП.

3. Бывшие страны СССР, где преобладал администр.подход к распределению НТП, поэтому они не смогли вписаться в активноразвивающиеся мировые рынки НТП, перестали обмениваться НТП в соотв-ии с действ.планами и требуют формирования новых моделей продвижения инноваций на рынок

• В число 12 ведущих стран-экспортеров на мир.рынке НТП вошли и продержались более 20 лет такие небольшие гос-ва как Бельгия, Нидер-ды, Швейцария, Швеция,Корея и т.д., что позволяет сделать вывод:размер страны не оказывает первостепенного влияния на лидерство на мир.рынке НТП. 

24.В  развитых странах государство  поддерживает высокий уровень  конкуренции. Напр. Уровень конкуренции  на рынке оборонных и высокотехнологичных  товаров США выше, чем на обычном рынке. Это связано с тем, что государство выделяет деньги на высокотехнологичные программы и участвующие в тендере стараются выиграть, т.к. реализация новых продуктов, технологий в этом случае обеспечена. Сумма средств, выделяемых на программу, колеблется от неск десятков тысяч долл. До сотен млн., долл.

В странах  Зап. Европы уровень влияния государства  на рынок различных видов продукции  зависит от объёма продукции, кот. Будет  контролировать государство.

Виды  продукции – оценка ср. уровня гос. контроля (0 – 100):

Цветные телевизоры 0; с/х тракторы близко к 0; автомобили2; грузовики 12; микроэлектроника 20; компьютеры 30; аэродвигатели 45; изделия  гражданского авиастроения 50; изделия  фармакологии 60; телекоммуникационное оборудование 68; электроэнергетические машины 90; изделия военного авиастроения 100. 

25. Венчурная  деятельность – система организации  экономических отношений хозяйствующих  субъектов по поводу формирования, распределения и использования  фондов денежных средств для  инвестирования новых быстрорастущих фирм, занимающихся инновационной деятельностью. Характерные особенности венчурной деятельности:

ВД обусловлена  высоким риском невозврата вложенных  ден средств, что характеризует  данную деятельность как рисковую;

Цель  ВД – получение прибыли от долевого участия венчурного инвестора в уставном капитале венчурной фирмы. Высокая доходность проектов. Субъекты венчурной деятельности: Венчурные фонды; Инвесторы венчурного капитала; Венчурные фирмы (венчуры); Государство.

26. Критерии  качественной оценки наукоёмких отраслей:

1. Прогрессивность отрасли

2. Ускоренный прилив инвестиций и рост занятых, новые технологии

3. Комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг в части трансфера технологий

4. Высокая конкурентоспособность выпускаемой продукции

5. Тесная вз\связь наукоёмких отраслей с соотв. научными и технологич. направлениями

6.Динамичность  перечня наукоёмких отраслей, их  зависимость от степени зрелости, базовых технологий, цикла развития  отрасли.

Показатели  колич. оценки:

Наукоёмкость  на основе затрат на НИОКР = затраты  на НИОКР/общий объём продаж

Наукоёмкость  на основе занятости в НИОКР = число  научно-технических работников/общая  численность занятых в отрасли

М. б. и  др. колич. Показатели:

• Величина добавленной стоимости

• Технический уровень

• Патентоспособность

• Прогрессивность технологий и т.д.

2 подхода  определения перечня наукоёмких  отраслей:

1. составить  перечень наукоёмких отраслей  и закрепить его законодательно

2. выделить  наукоёмкую продукцию и высокотехнологичные проекты

Особенность наукоёмких отраслей – на входе  – более дорогие, но качественные ресурсы, на выходе – более высокая  к\способнрсть выпускаемой продукции, более высокое качество продуктов  и услуг.

Одной из новых моделей управления наукоёмкими  отраслями является таргетирование. Этапы: 1. Научно обосновывается круг наукоёмких отраслей, развитие которых имеет особо важное значение для роста пром-ти, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта населения и т.д., т.е. т.называемое приоритетное направление. 2. Разрабатывается механизм, кот. Направлен на концентрацию фин. Ресурсов, получаемых из различных источников, и стимулирующий привлечение различных инвесторов. 3. Разрабатываются организационные подходы, обеспечивающие снижение степени риска, вложение средств д\частных предпринимателей, кот. м. разрабатывать, производить и продвигать на рынок высокотехнологичную продукцию. 

27. Инновац.стратегия:  характ.особ-ти, методы формиров. В  первой группе П инновац.стратегия  явл.основной стратегией разв.и опр.технолог.путь развития организ. Во второй группе организ.П развив.в соотв.с общей стратегией развития, а инновац.стратегия разв.явл.важнейшим инструм-м реализ.общей стратегии развития. В третьей группе организ.инновац.стратегия опр-т сов-ть мероприятий развития малых инновац.фирм, а также инновац.развития региона в целом (по программе стран ЕС созд.т.наз. «интеллект.регионы», конкурентн.преимущество кот.заключ.в ускоренном разв.на основе интеллект.ресурса) 

28.Функц.-стоимост.анализ  и его применение в инновац.деят-ти. ФСА явл.одним из наиболее эффект-х инструм-в выявления направлений повыш.конкурентоспос-ти. Его преимущества: высокая эффект-ть, наглядность, низк.затраты. Суть ФСА: на его основе провод.оценка параметров изделия, определ.его конкурентоспос-ть, для чего выполн.функции делятся на 2 группы: 1.параметры, от кот.зависит уровень конкурентоспос.; 2.параметры, явл.дополнительными, а часто избыточными и привод.к дополнит.энерго-, трудо- и матер.затратам. Цель ФСА – опр.к какай группе факторов относ.тот или иной параметр, чтобы повысить его, если он относ.к первой группе и снизить его, если ко 2-й.

29. Три  этапа: 1)выбор стратегии развития  региона и формулирование задач,  стоящих перед данной инновационной  структурой 2)формируется исходное  множество проектов. 3)экспертиза проектов и отбор наиболее перспективных. Группы критериев:

1. Соответсвие проекта эк.развитию региона, его эколог.особенностям и науч.-технол.направлениям инновац.стр-ры;

2. Оценка коммерч.успеха

3. Оценка научно-техн.уровня проекта

4. Финн.оценка

5. Оценка вероятности производственной реализации проекта

6. Оценка вероятности реализации проекта с учетом рисков.

Так как  разл.критерии имеют разновеликую значимость, их необх.ранжировать в соответствии с весовыми коэф., кот.м.получить с помощью аналитич.метода и метода экспертных оценок.

В соотв-ии с мир.практикой, оценка проектов проводится на осн-ии след. таблиц: отчет о прибылях и убытках;движение денежных потоков; балансовая ведомость.

При оценке проектов с длительным сроком реализации исп-ся методы дисконтирования и компаутинга. Учит-ся влияние инфляции и прогнозир.ее изменение по конкр.видам ресурсов. 

30.Классификация  предприятий по отношению к  инновационной деятельности

Различные предприятия имеют различные  цели, характер, содержание и отношение к ИД. По этому признаку их можно разделить на 3 группы:

1. предприятия, которые лидируют в технологической сфере и получают прибыль за счет технологического превосходства;

2. предприятия, которые хотят обеспечить конкурентоспособность на рынке и развиваются в соответствии с общей стратегией развития;

3. организации, которые объединяются в инновационную инфраструктуру, цель которой улучшать инновационный климат и содействовать развитию малых предприятий. 
 

31. 1. Выбираем  изделие аналог, с которым будем сравнивать анализируемое изделие. Аналог можно выбрать различным путём (наиболее покупаемое на данном рынке).

2. Выбираем  функции для анализа, их кол-во  может быть произвольным, но должно  характеризовать важнейшие качества  изделия.

3. Выбираем оси, кол-во которых равно кол-ву функций выбранных для анализа.

4. На  каждой оси строим точки (2 шт.)  одна из которых характеризует  анализируемое изделие, а вторая- изделие аналог. Эти точки можно  строить 2-я способоми: - масштабный, - бальный(наил-е параметры берём за 10 баллов).

Соединяем точки и получаем 2 секторограммы.

5. Анализ  причины различий параметров  анализируемого изд-я и изд-я  – аналога.

6. Разрабатываем  программ, меры которой позволят  повысить конкурентоспособность  важнейших параметров за счёт неценовых факторов, а также снизить затраты всех видов на второстепенные избыточные функции, параметры. 

32 К\способность  предприятия - возможность эф-ной  хоз деятельности и ее практической  прибыльной реализации в условиях  конкурентного рынка, что обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств  (пр-во и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий пок-ль жизнестойкости предпр).

По всем фирмам, лидирующим на внешних и  внутренних рынках отслеживаетмя уровень  корк-способ с целью его повышения. Д/этого удобно использовать график конкспособ предпр.

N —  конкспособность предпр t — время 

a —  период времени в течении которого  фирма выходит на рынок с  новым продуктом, покупатель узнает  о конк преимуществах, объем  продаж растет, прибыль растет, имидж предпр растет, уровень конкспособ растет.

b —  период вр, в теч кот, предпр  имеет максимальную конкспособ, доход, прибыль. Конкуренты узнают  о преимуществе и забирают  его.

с —  период вр, в теч кот конкурентное преимущество падает

d —  максимальная конкурентоспособность предприятия.

График  может быть в любой форме( напр треугольник). Квалифицированный экономист-менеджер стремиться увеличить период b сократить  а, увеличить d.

На продолжительность  периода b и на d влияют 3 группы факторов:

1) рыночные ( спрос, конкуренты, их агрессивность ...)

2) технологические  (уровень технологии, сложность,  новизна)

3) квалификация  экономистов-менеджеров, лиц принимающих  решения ( защита интеллектуальной  собственности, построение конкспособ  стратегию..) 

33Эф-сть ИД во многом опред-ся ИИ. ИИ – сов-сть взаимосв-х, вз/дополн-х произ-техн-их систем, орг-й, фирм и соотв-х орг-управл-х систем, необх-х и достат-х для эф-го осущ-я ИД и реализации инноваций. Она предопределяет темпы (скорость) разв-я эк-ки страны и рост благосостояния ее насел-я. В условиях трансформации общества ИИ должна способствовать вхождению науки в рын-ю среду, развитию пред-ва в этой сфере, ее  формир-е во многом опред-ся состоянием рыночной инфрастр-ры.

Задачи  ИИ: 1. отбор проектов на основе с-мы объект-й экспертизы; 2. создание благопр-й старт-х цен для развития малых инновац-х, технологически ориентир-х фирм; 3. поддержка венчурных проектов; 4. с-ма участия в разработкеперспективных НТ направл-й; 5. поддержка мех-мов, вз/действ-х с кр-ми центрами (франчайзинг); 6. формир-е мат-техн базы для созд-я и разв-я малых инниов-х фирм, вкл-я лизинг высокотехнологичного оборуд-я; 7. аккумуляция финансовых ресурсов; 8. создание инновационных инвестиционных венчурных фондов, инновац-х банков; 9. созд-е информац-х сетей, обеспеч-х развитие малых фирм и возм-сти их подключ-я к м/н сетям; 10. получение высококвалифиц-х консалт-х, инжин-х, аудит-х, конрол-га, эконом-х услуг с целью создания конкурентоспос-сти; 11. развитие страхования инновационных проектов; 12. помощь в получении информации о ин-х партнерах, закл-нии контрактов, в том числе м/н; 13.  помощь в проведении конверсии; 14. обучение пред-ву в НТ сфере.

Информация о работе Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"