Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

В наст время сущ-ет более 800 опред-ний инноваций и иннов деятел-сти. Это связано со сложн-тью рассм-мого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором иннов деятел-сть опр-ся как возн-ние идеи, ее разр-ка, пр-во, выход на рынок, и достижение коммерч успеха. Делается акцент на то,что ин-ции представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успх понимается в широком смысле слова, как реализация результатов ИД в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерн особен-сти инн деят-сти: 1.повышен риск; 2.цикличность на микро- и макроуровне; ( на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро уровне- с жизненным циклом конкретного изделия)3.завис-ть эффек-ти испол-ния рес-сов от уровня новизны тех-гии; 4.специф маркетинг и модели продв-ния инн-ций на рынок.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ЭИ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

- прочие  результаты  научной,  инженерной  и  информационной  деятельности, предназначенные для использования  в производстве, управлении и   планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.). 

18. Задачей гос-ва в обл-сти инн.-тех. политики явл. создание благоприятных условий для осуществления инн. деят-ти посредством развития инн. инфрастр-ры. Иннов-ая инфрастр-ра(ИИ) – сов-ть матер-ых, технич-их, орган-ых и иных средств, обеспечив-щих инф-ое, экспертное, консалтинговое, фин-ое, кадровое и др.обследование инн. деят-ти и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инн. деят-ти. Элементы ИИ:

  1. Орг.стр-ры малого инн-го бизнеся(Комитет по науке и технологии, союзы и т.д.), кот.обеспеч-ют поддержку малых инн-ых  фирм. Их функции: разработка и реализация программ поддержки развития инн. деят., разработка закон. актов, обоснование потребности в ресурсах на поддержку.
  2. Фин. кредитные институты- обеспечение, движение ресурсов, распределение по субъектам ИД, а также фин. поддержку перспективных проектов.
  3. Страх-е компании, кот.обеспечивают снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-технич. сферу.
  4. Инф. сети – позволяют определить перспективное направление развития инн. деят-ти.
  5. Система сервисного обслуживания инн. фирм- осуществляет экспертизу проектов, консалтинг, аудит и т.д.
  6. Различные формы обучения предпринимательству в научно-технич. сфер- это учебные заведения, спец. курсы, семинары, симпозиумы.
 

19. Кластер явл-ся следствием иннов-го и тенолог. развития. Концепция кластеров к\спос-ых отраслей объясняет формир-ие преим-в нац-ной эк-ки за счет того, что 1 конкурентоспос-ая отрасль помогает созданию др. отраслей за сч. взаимоукрепляющихся связей с целью выпуска конкурентоспос-ой прод-ии, услуг. При формировании кластера осн. отрасль, цель кот.- создать конкурентосп-ую прод-ию, выступает самым требовательным контролёром при использ-ии сырья, матер-ов, услуг,предост-х др.отраслями и произв-ми, т.к. предпр-ия  и отрасли, вход-ие в кластер имеют общую цель, у них активно распр-ся новыетехнологии, новые модели мен-та и маркетинга, идёт активный обмен результатами НИОКР. Кр.того, происходит свободный обмен любой инф-ии,напр-ой на рост конкурентосп-сти. Кластер становится средством для преодоления замкнутости, инертности, негибкости. В целом способствует привлеч-ию доп.инвестиций. Как правило, региональные органы власти, заинтересованные в росте конкурентосп-ти региона, активно участвует в формировании кластера. Созд-ся союзы произв-ва и различные отрасли, научно-технич.разработки, региональные власти, стимулирующие этот союз. 
 
 
 
 
 

21.Инновационная деятельность -  процесс, кот. включает в себя возникновение идей, ее разработку, освоение в производстве, производство, выход на рынок, достижение коммерческого успеха, предприним-во и процесс управления всеми этими этапами.

Инн. дея-ть влияет на конкурентоспособность по 2 направлениям:

  1. Новые технологии, нов. оборудование приводит к снижению издержек, более экономному использованию ресурсов, что позволяет снизить затраты, цены, и в результате рост конкурентосп-ти продукции за счет ценовых факторов.
  2. Использ-е нов технологий, нов. оборудования, нов моделей управления и т.д. позволяет создавать продукты с улучшенными хак-ками с более выс. технико-эк .параметрами, новым дизайном, а также совершенно нов. товары, удовлетворяющие новым потребностям, что делает продукт конкурентоспособным по неценовым факторам.
 

6. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По  типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие как систему, можно выделить:

1. Инновации  на входе в предприятие (изменения  в выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные; улучшающие; модификационные.

С учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

По  распространенности: единичные, диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

По  месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения. По охвату: локальные, системные, стратегические. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие. 

5. Механизм венчурной деятельности – система организационно-экономических отношений хоз. субъектов по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для инвестирования и реализации венчурных проектов. Элементы МВД: субъекты ВД, объекты ВД, цели, принципы и технологии. К субъектам ВД относятся:

венчурные фирмы – коммерческие научно-технические предприятия или организации, специализирующиеся на разработке и освоении  новых видов изделий и технологий, действующие в областях с повышенной долей риска, где неопределенность результатов деятельности изначально высокая; венчурные фонды – финн посредники, аккумулирующие средства инвесторов и предоставляющие их на долевой основе венчурным фирмам с целью инвестирования в проекты с повышенным уровнем риска; инвесторы  венчурного капитала; государство.

Объектом  являются венчурные проекты – проекты, направленные на разработку, создание, реализацию новых идей, новых продуктов, новых технологий. Обладают очень высоким ур-нем новизны и повышенным риском реализации. Цель- получение max возможного дохода за счет развития венчурной фирмы и прироста ее капитала. Доход инвесторы получают от продажи своей доли в венчурной фирме. Принципы: инновационное инвестирование; возможность невозврата вложенных средств; высокая доходность;  долгосрочное вложение без получения от венчурной фирмы обеспечения, залога; долевое участие инвестора в уставном капитале венчурной фирмы; поддержка профинансированных фирм; принцип разделения диверсифицированных рисков (портфель проектов); поэтапное финансирование проектов. Технология ВД – опр последовательность действий по мобилизации и размещению рисковых инвестиционных ресурсов.

30.Классификация  предприятий по  отношению к инновационной  деятельности

Различные предприятия имеют различные  цели, характер, содержание и отношение  к ИД. По этому признаку их можно  разделить на 3 группы:

  1. предприятия, которые лидируют в технологической сфере и получают прибыль за счет технологического превосходства;
  2. предприятия, которые хотят обеспечить конкурентоспособность на рынке и развиваются в соответствии с общей стратегией развития;
  3. организации, которые объединяются в инновационную инфраструктуру, цель которой улучшать инновационный климат и содействовать развитию малых предприятий.
 

43. Паушальный платеж: понятие, обоснование  применения, преимущества.

ПАУШАЛЬНЫЙ  ПЛАТЕЖ — форма выплаты лицензионного вознаграждения, при которой цена лицензий определяется в лицензионном договоре как твердая сумма, выплачиваемая единовременно или в рассрочку.

ПАУШАЛЬНЫЙ  ПЛАТЕЖ - определенная твердо зафиксированная  в соглашениях сумма лицензионного  вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок ожидаемого экономического эффекта и прибылей лицензиата (покупателя лицензии) на основе использования лицензии. Паушальный платеж представляет фактическую цену покупки лицензии.

Паушальный /единовременный/ платеж используется сам по себе достаточно редко. Он применяется в основном в тех случаях, когда покупатель лицензии – фирма, неизвестная на рынке, и есть сомнение, удастся ли ей наладить успешный выпуск и коммерческую реализацию разработки. Только паушальный платеж может быть применен, если крайне сложно проконтролировать объем выпущенной по лицензии продукции. В этом случае лицензиар может просто не получить необходимых для расчета данных. Паушальные платежи рекомендуется применять в тех случаях, когда к лицензиату переходит весь комплекс прав в отношении предмета лицензии (аналогично с договором купли-продажи); при предоставлении лицензии предприятию (организации) другого министерства (ведомства), малоизвестному независимому лицензиату в тех случаях, когда нет реальной возможности осуществить действенный контроль за деятельностью лицензиата по использованию объекта лицензии. Выплата паушальных платежей особо выгодна лицензиару, который получает всю сумму в относительно короткий срок, без заметного риска.. Наряду с отсутствием необходимости осуществлять контроль за деятельностью лицензиата она связана с единовременным получением достаточно большой суммы денежных средств (или валюты, по договоренности с лицензиатом), являясь для него в ряде случаев существенной финансовой поддержкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. НТ развитие- процесс, который представляет собой последовательную смену состояний, стадий развития. Этапы развития:

  1. 60 гг 18 в. – первая промышленная революция, замена ручного труда механическим.
  2. Втор пол 19 - нач 20 в. – использование новых источников энергии, вытеснение паровых машин.
  3. Втор пол 20 в. – развитие электроники, автоматизация, создание и использование новых материалов, космическая техника, компьютеризация, НТР.
  4. Современный этап: А) конец 70х 20 в. – мини-электроника, биотехнологии, энерго- и ресурсосберегающие технологии, электр бытовая техника; Б) 21 в. – изменение условий труда, рост производительности труда, расширение потребительских благ, обеспечение экологического равновесия и тд

Эффективность инновационной деятельности зависит от возможности раскрыть и эффективно использовать творческий потенциал человека (повышение квалификации, тренинги и тд)

Инновационный процесс является условием производственного  процесса на современном этапе (новизна  и высокое качество предпочтительнее, чем низкая цена). Появляются новые формы общения, которые позволяют значительно ускорить накопление и обмен социальной информацией.

Инноватика. Появление обусловлено развитием  общественного производства.

1925 г  Кондратьев «Теория волновых  колебаний общественного производства».

Шум-Петтер (Австрия) увидел возможность преодоления  кризисов и спадов за счет инновационного обновления капитала.

1939 г  «Деловые циклы» - разрабатывается  концепция эффективной монополии.  Деловые циклы связаны со сменой  технологических укладов. В каждом укладе есть свои факторы, которые влияют на создание нового продукта, использование новой технологии. В современной концепции инноватики различают: А) нововведения-продукты Б) нововведения-процессы

В) нововведения-модификации продуктов, включая сферу услуг

Общим направлением инновационной деятельности является распределение и тиражирование  – т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов организации и управления. 

12. Восприимчивость предприятий промышленности РБ к инновационным процессам. Доля инновационно активных предприятий в промышленности (внедряют инновации 1 раз в 3 года) – 13,9%; в РФ – 7,7%; в США – 30%. Индикатор, характеризующий инновационную активность предприятия д.б. не меньше 25%, чтобы обеспечить экономическую безопасность государства. Все факторы, которые противодействуют инновационной деятельности в РБ можно разделить на 3 группы:

Экономические: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений.

Производственные: низкий инновационный потенциал организаций, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями, предприятиями, научными организациями.

Информация о работе Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"