Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

В наст время сущ-ет более 800 опред-ний инноваций и иннов деятел-сти. Это связано со сложн-тью рассм-мого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором иннов деятел-сть опр-ся как возн-ние идеи, ее разр-ка, пр-во, выход на рынок, и достижение коммерч успеха. Делается акцент на то,что ин-ции представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успх понимается в широком смысле слова, как реализация результатов ИД в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерн особен-сти инн деят-сти: 1.повышен риск; 2.цикличность на микро- и макроуровне; ( на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро уровне- с жизненным циклом конкретного изделия)3.завис-ть эффек-ти испол-ния рес-сов от уровня новизны тех-гии; 4.специф маркетинг и модели продв-ния инн-ций на рынок.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ЭИ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Софтизация  – процесс ускоренного развития нематериальн. факторов произв-ваво всех сферах деятельности.

Раньше  при оценке эффективности инвестиций и выборе места для реализации инвестиц. проектов одним из важнейших факторов являлось развитие производств. инфраструктуры (сеть ж/д, автодорог и т.д.). В наст. время первостепенным фактором явл. наличие мягкой инфраструктуры (напр., инф. сетей для владения информацией о состоянии биржи в любой части света и т.п.).

Быстрый рост экономики Китая во многом вызван тем, что была создана мягкая инфраструктура. Сотни тысяч специалистов прошли обучение в ведущ. университетах  мира, была создана спец. инфраструктура, научно-технологические парки, свободные торговые экон. зоны, которые позволили активно привлекать иностран. инвестиции. 

12. Восприимчивость  предприятий промышленности РБ  к инновационным процессам. Доля  инновационно активных предприятий  в промышленности (внедряют инновации 1 раз в 3 года) – 13,9%; в РФ – 7,7%; в США – 30%. Индикатор, характеризующий инновационную активность предприятия д.б. не меньше 25%, чтобы обеспечить экономическую безопасность государства. Все факторы, которые противодействуют инновационной деятельности в РБ можно разделить на 3 группы:

Экономические: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий  экономический риск, длительные сроки  окупаемости нововведений.

Производственные: низкий инновационный потенциал  организаций, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о  новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость  организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями, предприятиями, научными организациями.

Другие: низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, недостаточность  законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновац деятельность, неопределенность сроков инновационного процесса, неразвитость инновац инфраструктуры, неразвитость рынка технологии. 

13.Инновац.стратегия(ИС):понятие  виды.

ИС-модель поведения компании в рын.усл-ях. ИС входит в с-му инстр-тов упр-я пр-тием. Отправной точкой явл.миссия пр-тия,т.е формул-ка идеи,ради кот созд-ся пр-тие. На основе миссии форм-ся общая стратегия развития орг-ции.

По х-ру провед-ния и содерж-нию ИС м.разд-ть на 2 гр: 1.активные 2.пассивные

Активные  ИС м.б след.видов6

-стратегия  технол-кого лидера. Она,как правило,вкл:  разраб-ку нового вида продукции  и технологии, инвестир-е НИОКР,  новые модели упр-ния,в т.ч в  усл-ях высокого риска.

-стратегия  следования за лидером. Суть: пр-тие  исп-ет новейшие технологии,разраб-ые  др.орг-ями.

-стратегия  копирования. Суть заключ-ся в  орг-ции пр-ной д-сти на основе  покупки лицензии у разработчика  или лидера.

-стратегия  завис-сти. Она основана на  процессе усоверш-ния, степень  инновац.активности не очень выс,часто  исп-ют процесс имитации нов.видов прод.

По масштабам  ИС м.б:

-ориент-ные  на конкр.нишу, на конкр.рынок,  на совок-сть рынков.

ИС м.ориент-ся на: диверсиф-цию прод,услуг,рынка.

По содерж-нию  различ-ют ИС,ядрами кот м.б: технологии, упр.модели, инфо процессы, соц.измен-я.

Предвар-ым этапом разр-ки любой ИС явл:

-оценка  внеш.среды орг-ции

-оценка  внутр.среды( оцен-ют науч-техн.потенциал  пр-тия, инновац.потенциал) 

14.Инновации-результат  инн-ой деят-сти. Инн-ая деят-сть  состоит из этапов:

ФИ- фундамент  исследования-процесс изучения и  открытия,

И- возникновение  идеи(технологии),

НИР- научно-исследовательская  работа(научный отчет),

ОКР- опытно-конструкт. работа(опытный образец),

Освоение- процесс, в течение кот. на предпр-тии  происходят изменения(технологические,управл-ие,квалиф-ные  и т.д.) с целью перехода на выпуск нового вида продукции,

ИД- инновационная  деят-сть,

Р- рынок. 

15.Повышенный  риск иннов-ой деят-сти равен  сумме повышенных рисков каждого  этапа,входящего в иннов-ую деят-сть:

Rин.= К1R’И+ К2R’НИР+ К3R’ОКР+ К4R’ОСВ+ К5R’ПР-ВО+ К6R’Р+ К7R’ФОРС-МАЖОР

К1-7 –  коэфф-ты, хар-щие ранг риска каждого  этапа.

Кривая  смертности идей:

Суть: график показывает, что повышенный риск явл. внутренним свойством иннов-ой деят-сти. 

16.В  наст. время получают развитие  след. нов инн-е стр-ры:

1. Технопарки – комм-я орг-ция, кот-я содействует развитию предприним-ва в научн., НТ и инн-й сферах и создает условия для осущ-ния юр. лицами и ИП, явл-мися резидентами технопарка, ИД от поиска и разраб-ки нововведения до его реал-ции. В зав-ти от ориентации на опред-ю фазу инн-го цикла технопарки м. разделить  на: исследоват-е (создание условий для проведения научн. разработок); технологические (предоставляют образцы обор-ния, технологии); промышл-е (обеспеч-ют размещение мал. инн-х пр-в на определен. терр-рии, создание произв-ных помещений и раб.мест). Стр-ра : терр-я и здания; НИ центр (ВУЗ, гос-е НИ лаборатории или институты);пром-е предпр-я и фирмы; админ-но-управленч. стр-ра;учреждения инфрастр-ры.

2. Инкубатор  – здание или неск-ко зданий, где на огранич-й срок размещ-ся вновь создаваемые мал. фирмы-клиенты. Часто созд-ся как  один из компонентов научн. парка, его начальн. ступеньЗадача – дать возм-ть нов. фирмам встать на ногши, технич-ки окрепнуть, обрести фин. прочность и найти свое место на р-ке.Обычно на это отводится 2-3 года, иногда до 5 лет, после чего фирма д. покинуть инкубатор.

1 и 2 позволяют повысить квал-цию занятых  в сфере пр-ва наукоемкой прод.и  высок. технологий, оценить соотв-вие  ур-ня пр-ва по перспективным  направлениям ур-ню квал-ции занятых  в эк-ке дан. региона.

3. Технополис  – крупн.научно-произв-й комплекс  с развитой инфрастр-рой в сфере  обслуж-я, охват-щий терр-рию отдельн.  города. Главн. роль играют исследовательские  центры, кот-е разраб-ют нов. технологии, и пр-ва, основанные на применении этих технологий.

4.Центры  высоких технологий – ориент-ны  на процессы хайтеграции, распространение  высоких технологий в различных  отраслях и сферах деят-ти. 

17. Научно-техническая  продукция - законченный в соответствии  с  требованиями  договора,   принятый    заказчиком    результат    научно-исследовательских, проектных,  конструкторских,   технологических   работ,   реализуемый    по  договорным ценам.

К ней  относятся:

- научно-техническая  документация  (отчеты,  проекты,  чертежи, регламенты,  нормативы,  методики,  программы  и  т.д.)  о  результатах  законченных  фундаментальных  и   прикладных   исследований   и разработок, включая работы по  созданию  новой  техники  и  других  изделии,  технологии,   материалов,    работы    в    области    технико-экономических исследований,    информатики,    экологии,    эргономики,    математического  моделирования, дизайна и т.д.;

- экспериментальные  и опытные образцы (партии) новой  техники (продукции);

- научно-технические  услуги, включая  участие  в   пусконаладочных  работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт  в этой  области  ("ноу-хау"),  обучение  персонала  заказчика   (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;

- прочие  результаты  научной,  инженерной  и  информационной  деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и  планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.). 

18. Задачей  гос-ва в обл-сти инн.-тех. политики  явл. создание благоприятных условий для осуществления инн. деят-ти посредством развития инн. инфрастр-ры. Иннов-ая инфрастр-ра(ИИ) – сов-ть матер-ых, технич-их, орган-ых и иных средств, обеспечив-щих инф-ое, экспертное, консалтинговое, фин-ое, кадровое и др.обследование инн. деят-ти и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инн. деят-ти.  Элементы ИИ:

1. Орг.стр-ры малого инн-го бизнеся(Комитет по науке и технологии, союзы и т.д.), кот.обеспеч-ют поддержку малых инн-ых  фирм. Их функции: разработка и реализация программ поддержки развития инн. деят., разработка закон. актов, обоснование потребности в ресурсах на поддержку.

2. Фин. кредитные институты- обеспечение, движение ресурсов, распределение по субъектам ИД, а также фин. поддержку перспективных проектов.

3.  Страх-е компании, кот.обеспечивают снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-технич. сферу.

4. Инф. сети – позволяют определить перспективное направление развития инн. деят-ти.

5. Система сервисного обслуживания инн. фирм- осуществляет экспертизу проектов, консалтинг, аудит и т.д.

6. Различные формы обучения предпринимательству в научно-технич. сфер- это учебные заведения, спец. курсы, семинары, симпозиумы.  

19. Кластер  явл-ся следствием иннов-го и  тенолог. развития. Концепция кластеров к\спос-ых отраслей объясняет формир-ие преим-в нац-ной эк-ки за счет того, что 1 конкурентоспос-ая отрасль помогает созданию др. отраслей за сч. взаимоукрепляющихся связей с целью выпуска конкурентоспос-ой прод-ии, услуг. При формировании кластера осн. отрасль, цель кот.- создать конкурентосп-ую прод-ию, выступает самым требовательным контролёром при использ-ии сырья, матер-ов, услуг,предост-х др.отраслями и произв-ми, т.к. предпр-ия  и отрасли, вход-ие в кластер имеют общую цель, у них активно распр-ся новыетехнологии, новые модели мен-та и маркетинга, идёт активный обмен результатами НИОКР. Кр.того, происходит свободный обмен любой инф-ии,напр-ой на рост конкурентосп-сти. Кластер становится средством для преодоления замкнутости, инертности, негибкости. В целом способствует привлеч-ию доп.инвестиций. Как правило, региональные органы власти, заинтересованные в росте конкурентосп-ти региона, активно участвует в формировании кластера. Созд-ся союзы произв-ва и различные отрасли, научно-технич.разработки, региональные власти, стимулирующие этот союз. 

20.Технологический  трансфер – передача научно-технич. заний и опыта для оказания  научно-технических услуг,  примен-я  технолог. поцессов, выпуска прод. (в  гос. ипредпринимат-м секторах). На произв-х предпр-ях (особ-но ср. и мал.) сфера исслед-ний, как правило, огранич-ся разработками, а фундамент-е и прикладные исслед-я м.б. переданы посредством технол-го трансфера. Внешн.источниками знаний в данном случае м.выступать:

1.Обмен  НТ инф-цией путем участия в конференциях, ярмарках. 2. Трансфер знаний благодаря принятию на работу сотр-ков со спец-й подготкой, выпускников универов. 3. совместные исслед-я с др. предпр-ми. 4.Приобретение патентов и лиц-зий для исп-ния в спец-м проекте. 5. Кооп-ция в разраб –ках  6. Передача технической докум-ции. 7. Орг-ция совместного пр-ва. 8. Орг-ция совместн. предпр-тий. 

21.Инновационная  деятельность -  процесс, кот. включает  в себя возникновение идей, ее  разработку, освоение в производстве, производство, выход на рынок, достижение коммерческого успеха, предприним-во и процесс управления всеми этими этапами.

Инн. дея-ть влияет на конкурентоспособность по 2 направлениям:

1. Новые технологии, нов. оборудование приводит к снижению издержек, более экономному использованию ресурсов, что позволяет снизить затраты, цены, и в результате рост конкурентосп-ти продукции за счет ценовых факторов.

2. Использ-е нов технологий, нов. оборудования, нов моделей управления и т.д. позволяет создавать продукты с улучшенными хак-ками с более выс. технико-эк .параметрами, новым дизайном, а также совершенно нов. товары, удовлетворяющие новым потребностям, что делает продукт конкурентоспособным по неценовым факторам.  

22. След  тенденции обусловленные технологическим  развитием: Хайтеграция – процесс предпочтительного обмена высоких технологий на высокие технологии, а не их продажа. В результате этого процесса образуется группа стран, имеющих высокие темпы развития и лидир на мировом рынке. Страны которые не могут войти в технолог обмен все больше отстают(концепция технолог пропасти).чтобы выйти на мир рынок наукоемкой прод и высоких технологий необх: 1) иметь разработки высокого уровня и высокотехнологичную продукцию; 2) иметь специалистов в области экономики управления инновациями; 3) иметь спец инфраструктуру, кот способствует продвижению высокотехнолог прод на рынок. Сервизация – ускоренное развитие немат сферы экономики. Эта тенденция роста технологии приводит к увеличению уровня производства, что в свою оч приводит к сокращению занятости. Софтизация – процесс ускоренного развития нематериальных факторов производства во всех сф деятельности (развитие «мягкой» инфраструктуры). Изменилось понятие Глобализации – сейчас это не только трансакция капитала, товаров и услуг, но и диффузия технологий. Если раньше изобретение\разработка превращалась в новую продукцию по месту своего возникновения, то сейчас она реализуется там, где д\этого созданы лучшие условия – термин «экономическое расстояние». 

Информация о работе Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"