Рынок научно-технической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3

1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3

2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8

3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33

Вывод. 42

Литература. 42

Работа содержит 1 файл

УЭ контр. иннов.docx

— 139.57 Кб (Скачать)

По мере дальнейшего  развития технологии, на стадии зрелости, стандартизуется уже продукт, происходит снижение прибыли компаний, использующих данную технологию. Для выживания  в условиях острой конкуренции компании укрупняются, а рынок монополизируется. Становятся востребованными экстенсивные формы его расширения — за счет захвата других территориальных  рынков. В трансферте наступает очередь  инжиниринговых услуг и прямых инвестиций в виде ноу-хау, оборудования и использования  квалификации персонала. Для крупного бизнеса — собственника технологии — это возможность получения  дополнительного дохода в условиях снижения нормы прибыли от основного  производства. На данной стадии покупателями технологии становятся предприятия  малого бизнеса, осваивающие уже  зрелую технологию, инвестиции в которую  лишены экономического и технологического рисков начальных стадий ее освоения. Причем когда объемы продаж продукта, получаемого с применением продаваемой  технологии, максимальны, и, соответственно, снижаются цены на нее, растет число  покупателей из сферы малого бизнеса. Их привлекают масштабность спроса на продукт, современный научно-производственный уровень технологии и низкие цены на нее на рынке из-за отсутствия уникальности и новизны.

Механизмы трансферта «зрелой» технологии чаще всего проявляются  в таких формах, как соглашения на условиях «ВОТ» («building — operate — transmit», т. е. «строительство — эксплуатация — передача»), «под ключ» (приобретение наряду с технологическим оборудованием  определенных технических и управленческих знаний), «рынок в руки» (с обеспечением сбыта продукции), а также «под готовую продукцию» (приобретение предприятия  только после начала производства продукции), которые представляют собой способы  передачи «готового» бизнеса. Условия  «BOT» и «рынок в руки» применяются, главным образом, в капиталоемких  инвестиционных проектах (например, в  энергетике), а наиболее популярной формой соглашений остается передача «под ключ» (прежде всего, франчайзинг).

Исходя из вышесказанного, для эффективно развивающейся экономики в структуре импорта характерно преобладание приобретения патентов (т. е. новых наукоемких технологий), а в структуре экспорта — наоборот, доминирование инжиниринговых услуг (сбыт зрелых технологий). Когда баланс внешнеторгового баланса по операциям с технологиями достигается обратным соотношением, это свидетельствует о бесперспективности попыток страны занять выгодные позиции на мировых товарных рынках. И хотя страна-покупатель технологии, приобретая ее в форме инжиниринга и оборудования, теоретически получает возможность без значительных финансовых и временных затрат ликвидировать свое отставание от страны-продавца, реально достижение даже условного паритета сторон представляется весьма проблематичным из-за временнoго лага. Поэтому сегодня научно-техническая политика компаний развитых стран ориентируется не столько на сам акт применения новых технологий, сколько на своевременность их использования.

Управление трансфертом  технологий  

Трансферт технологий является важным средством осуществления  инновационного процесса, инструментом коммерциализации технологий.  

Заметим, что  в российской литературе встречается  два варианта перевода этого понятия: трансферт – от фр. «transfert»; и трансфер – от лат. «transferre». Мы будем придерживаться первого варианта.  

Трансферт технологий представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому [Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций, 1999, с.20].  

Действительно, поскольку технология является преимущественно  информацией, предназначенной для  достижения какой-либо цели, или знанием  о том, как сделать что-либо, то трансферт представляет собой фактически распространение технологий с помощью  информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к  группе, от организации к организации.   

Принято выделять три основных формы трансферта технологий:

Внутренний трансферт, когда осуществляется передача технологии от одного подразделения организации другому.

Квазивнутренний трансферт, т.е. движение технологии внутри альянсов, союзов, объединений самостоятельных юридических лиц.

Внешний трансферт, т.е. процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий.   

Сканирование  и мониторинг технологий лежат в  основе трансферта, передачи инновационных  технологий.  

Сканирование  и мониторинг технологий, обзор и анализ информации об исследованиях и разработках необходимы для осознания возможности определенных инновационных технологий, для их идентификации и выработки стратегии инновационного развития организации.   

Как и для  других проблем управления процессами трансферта технологий, при решении  задач сканирования и мониторинга  новых технологий наблюдаются существенные различия подходов в разных странах. Основная причина этого заключается  в разных ролях, которые играют национальные правительства при решении этих задач.  

В странах с  централизованной плановой экономикой решающая роль при сканировании и  мониторинге технологий отводилась правительственным структурам. Как  результат, эти задачи практически  вообще не стояли перед предприятиями  в советское время. Они решались правительственными структурами и, как правило, доводились до предприятия  как детерминанта их деятельности.  

Примером другой полярности в этом отношении являются Япония и Германия. Так, обзор, проведенный  в Германии в 1991 г., показал, что половина компаний, включенных в обследование, имели собственные программы технологической разведки. В Японии также широко распространены корпоративные подразделения технологической разведки.   

Некоторые компании объединяют усилия для совместной разработки и осуществления программ технологической  разведки. Однако среди специалистов идут дебаты о том, помогает или напротив препятствует партнерство нескольких фирм технологической разведке в  компании. В одних случаях имеются  определенные преимущества, когда один партнер делится новым технологическим  опытом с другим (конечно, в обмен  на производственные возможности или  определенную долю рынка); в других случаях – такое партнерство  может вызвать «атрофию» собственной  программы технологической разведки компании.  

Разработка организацией подхода к решению задач сканирования и мониторинга, идентификации и  оценивания новых технологий представляет собой особую функциональную стратегию, осуществление которой должно гарантировать:

хорошо организованный подход к сканированию и мониторингу  технологического и научного развития (технологическая разведка);

- доскональное знание собственного технологического положения и возможностей компании, технологического положения основных конкурентов;

- хорошую организацию НИОКР по инновационной технологии, поощряющую интенсивные информационные потоки (как внешние, так и внутренние): собственные разработки, передача результатов НИОКР от научных учреждений к коммерческим организациям, между компаниями.  

Оптимизация информационных потоков в организации – это одна из ключевых задач управления процессами трансферта технологий. В процессе ее решения важно учитывать, что информация о новых технологиях может иметь различный характер и принципиально разные источники:   

Тип информации о новых технологиях Источники информации
Информация, основанная на знаниях Технические, общие  и научные журналы

Монографии

Патенты

Участие в конференциях, предметных сообществах

Беседы с коллегами

Информация, основанная на знаниях и умениях Учебные курсы

Стажировки

Найм квалифицированного персонала

Обмен сотрудниками

Информация, основанная на оборудовании Торговые журналы

Выставки

Рекламные материалы

Закупка оборудования

Посещение других организаций

 

 

Сложный и многообразный  характер информации о новых технологиях  необходимо учитывать при организации  процессов сканирования и мониторинга  технологий.

При управлении процессами трансферта технологий принципиально  важно также проводить разграничение формальных и неформальных источников информации, которое определяет в значительной степени возможности контроля за соответствующими информационными потоками.  

К формальным информационным источникам относятся те, которые  целенаправленно, сознательно создаются  и контролируются. Например, подписка на торговый журнал, участие в научном  сообществе, членство в региональном технологическом центре, привлечение  консультантов. Эти информационные источники находятся вне организации  и могут использоваться для передачи ей информации о новых технологиях. Однако внутри организации также  существует информация, которую важно  не только осознать, но и использовать. Например, как работник, находящийся  на передовой производственного  процесса, и который понял, как  улучшить использование оборудования, может передать эту информацию тем, кто принимает решение в организации? Знакомыми формальными механизмами  для передачи такой информации внутри организации являются собрания, информационные листки, движение персонала, обучение (переобучение, повышение квалификации).    

Для управления инновациями важны и неформальные потоки информации, т.е.  непланируемые, случайные обмены информацией. Это может быть беседа за обедом, «переброска несколькими словами», возникновение случайных непланируемых групп на конференциях или при обучении и т.п.  

Формальные информационные потоки намного легче контролировать, чем неформальные, поскольку решение  о формальных потоках принимается  сознательно (участие в конференции, подписка на журнал, вступление в ассоциацию). Более того, многие из этих формальных контактов предоставляют информацию регулярно. Неформальные информационные потоки ничуть не менее важны, но по самой их природе их намного сложнее  контролировать, отслеживать, однако это  очень важно делать для эффективного трансферта технологий.  

Сканирование  и мониторинг информации о внешних  исследованиях и разработках  необходимо совмещать с анализом рыночных потребностей и характера  конкуренции, для того чтобы процесс  трансферта технологий был достаточно эффективным. Баланс между технологической осуществимостью инновации, технологическим давлением и рыночным запросом на нее необходим для успешного трансферта инновационных технологий.  

Можно выделить ряд методов, которые в настоящее  время широко используются компаниями в различных странах при импорте технологий, т.е. международном трансферте. Кроме собственно покупки технологий или прямых иностранных инвестиций, компании получают доступ к зарубежным технологиям, применяя также следующие способы:  

- Реверсивное, обратное проектирование представляет собой метод трансферта технологий, который активно используется японскими компаниями. В качестве его основных шагов можно выделить следующие: демонтаж (разборка) инновационной продукции; изучение того, как она работает, как сделана; разработка улучшенных версий этой продукции и продажа под именем своей собственной компании.  

- Производство на базе подлинной, незаимствованной технологии (OEM – original equipment manufacture)  - этот метод внешнего трансферта технологий широко применяется, в частности, при производстве бытовой электроники. Особенно активно он используется в таких странах, как Корея, Тайвань и Сингапур. При этом методе международного трансферта технологий местная фирма производит конечный продукт согласно спецификации иностранной фирмы-заказчика, в роли которой часто выступает крупная японская или американская компания по производству бытовой электроники. Затем иностранная фирма продает продукцию под своим собственным именем. При этом иностранная компания нередко участвует в выборе оборудования, обучении технологического и управленческого персонала, что часто ведет к тесному долгосрочному технологическому сотрудничеству. Однако можно отметить несколько недостатков OEM, основные их которых заключаются в том, что местная фирма как младший партнер является подчиненной и зависит от технологии, компонентной базы и маркетинговых каналов крупной зарубежной компании, которая часто диктует жесткие условия. Таким образом, местная фирма не имеет доступа к видам деятельности и звеньям стоимостной цепи после собственного производства, а поэтому она не может развивать свой опыт в области маркетинга на международных рынках, не может развивать свою товарную марку.  

- Создание заводов «под ключ» обычно включает внешний трансферт сложных, комплексных производственных технологий. При этом иностранная фирма, как правило, несет ответственность за управление проектом, отбор зарубежных и местных поставщиков, обучение менеджеров и технического персонала завода. 

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 

Информация о работе Рынок научно-технической продукции