Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа
В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.
Введение. 3
1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3
2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8
3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19
4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33
Вывод. 42
Литература. 42
УЭ- 07119
Министерства сельского хозяйства РФ
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
ИЗОП
Контрольная
работа
по дисциплине
«Инноватика»
на тему
«Рынок научно-технической продукции»
Новосибирск
2011
Содержание.
Введение.
1.
Особенности рынка научно-технической
продукции, ее виды.
2.
Особенности маркетинговых
исследований на различных
этапах создания новой
продукции.
3.
Реализация научно-технической
продукции, трансферт
технологий.
4.
Подходы к определению
цены лицензии на научно-техническую
продукцию: платежи
по роялти, паушальный
платеж, правило «двадцати
пяти процентов», затратный
подход.
Вывод. 42
Литература. 42
Введение.
В том, что нужна
рыночная экономика, сегодня наше общество
почти уверено. Проблема состоит
в том, как идти к ней и какие
формы она должна принять. Естественно,
что переход к полноценным
рыночным отношениям затронет и отрасль
науки, которой придется также существенно
изменится. Связи с рыночной экономикой
научной системе избежать никак
не удастся. Если промышленное производство
вступает в отношения рыночного
взаимодействия, то сразу встают вопросы
потребительских свойств товара
и уровня общественно необходимых
затрат на его производство. Это, естественно,
заставляет заниматься качеством продукции,
ее себестоимости. И непременно приходится
обращаться к стадиям, предшествующим
производству, исследованиям и разработкам,
так как именно там, в основном,
закладывается как максимальный
уровень качества будущей продукции,
так и минимальная для реально
имеющихся на производстве условий,
себестоимость. При этом значительная
часть затрат на исследования и разработки
не применно войдет в стоимость продукции,
хотя и не полностью. Следовательно,
искуственно изолировать науку
от рынка все равно не удасться,
и поэтому представляется разумным
думать о ее рациональной организации,
соответствующей жизни в
Наиболее характерные изменения в рыночной инфраструктуре касаются, прежде всего, формирования и функционирования рынка научно-технической продукции, динамичного развития рынка рискового капитала, особенно в отраслях высокой технологии, а также развития адекватной технологической базы для финансовых рынков.
Нововведения
на рынке носят всеобщий характер,
охватывающий производство, распределение,
обмен и потребление и
Анализ сущности
рынка научно-технической
В этой связи, следует отметить, что научно-техническая продукция, как правило, дорогостоящий товар, в большей степени это касается производственных нововведений, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке научно-технической продукции товары широкого потребления также отличаются более высокой ценой, чем аналогичные им «старые» товары. Поэтому и в этом секторе рынка круг потребителей научно-технической продукции ограничен. Такое ограничение обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос.
Вследствие этого, основополагающим фактором величины спроса на данные товары выступает цена научно-технической продукции. Не все перечисленные хозяйствующие субъекты, имея потребности в тех или иных научно-технических продуктах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические субъекты являются потенциальными потребителями научно-технической продукции, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров научно-технического производства, имеющих возможности трансформировать свои потребности в нововведениях. Следовательно, спрос на научно-техническую продукцию носит ярко выраженный олигопольный характер.
Предложение научно-технической
продукции также зависит от ситуации,
которая складывается в экономике
в целом, а также от удельного
веса наукоемких отраслей и производств
в структуре общественного
Однако особенностью
процесса производства научно-технической
продукции является то, что ее условно
можно разделить на два этапа.
Первый этап можно назвать «
По логике производства
научно-технического продукта сам рынок
научно-технической продукции, как
нам представляется, можно условно
разделить на два взаимосвязанных
и взаимозависимых сектора –
рынок знаний и рынок нововведений.
Условность такого деления очевидна,
поскольку рыночную ценность научные
знания имеют только в случае возможности
их прикладного применения.
Следовательно, предложение нововведений
определяется, прежде всего, научными
организациями, экспериментальными заводами,
цехами и лабораториями, т.е. теми структурами,
которые составляют материально-техническую
базу науки, и результаты деятельности
которых воплощаются наукоемкими отраслями.
Однако следует учитывать и тот факт, что
разработку и реализацию нововведений
в современных условиях осуществляют
не только наукоемкие отрасли, но и фирмы,
занимающиеся «традиционным» производством
с целью обеспечения дополнительных преимуществ
перед конкурентами. Это дает основание
говорить о значительном конкурентном
предложении научно-технической продукции
на данном рынке.
Таким образом, транзитивной спецификой рынка научно-технической продукции является деформация элементов данного рынка, выраженная конкурентным предложением научно-технической продукции и олигопольным состоянием спроса на данные товары.
Уровень и динамика
процессов монополизации и
Рынок научно-технической
продукции диктует субъектам
жесткие условия: он не допускает
возможности находится в
Новым моментом в развитии рынка научно-технической
продукции на современном этапе можно
отметить стремление к научно-техническому
сотрудничеству между экономическими
конкурентами. Это связано, прежде всего,
с удорожанием и усложнением работ над
крупными научными проектами и имеет своей
целью разделение расходов, уменьшение
риска.
На рынке научно-технической продукции, в силу его олигопольного строения, механизм ценообразования проявляется также, как и на любом другом олигопольном рынке – в лидерстве в ценах фирмы-производителя нового знания. Более того, ценовая конкуренция практически неэффективна на данном рынке в силу того обстоятельства, что снижением цены невозможно решить проблему появления нового конкурента. Победу над конкурентом можно обеспечить только путем предоставления на рынок новой научно-технической продукции, т.е. неценовая конкуренция в таких условиях является единственно эффективной.
Таким образом,
можно сделать вывод, что конкуренцию
на рынке научно-технической
Особое место
в инфраструктуре рынка научно-технической
продукции принадлежит
Развитие инфраструктуры
рынка научно-технической
Тем самым рынок
научно-технической продукции
Непосредственный продукт науки - понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки - нововведения, точнее фактический эффект от их использования.
Непосредственный
продукт фундаментальной науки
не становится товаром. Он является результатом
труда не только данного научного
коллектива, но и предшествующих поколений
исследователей, воплощает общественные
затраты на развитие образования, культуры
и смежных отраслей науки, а не
только расходы данного института.
Это продукт по сути дела принадлежит
обществу в целом и может быть
использован в течение
Научно-техническая
продукция - законченный в соответствии
с требованиями договора, принятый
заказчиком результат научно-
1) научно-техническая
документация (отчеты, проекты, чертежи,
регламенты, нормативы, методики, программы
и т.д.) о результатах законченных
фундаментальных и прикладных
исследований и разработок, включая
работы по созданию новой
2) экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
3) научно-технические
услуги, включая участие в
4) прочие результаты
научной, инженерной и