Рынок научно-технической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3

1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3

2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8

3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33

Вывод. 42

Литература. 42

Работа содержит 1 файл

УЭ контр. иннов.docx

— 139.57 Кб (Скачать)

УЭ- 07119 

Министерства  сельского хозяйства РФ

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

ИЗОП 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Инноватика» 

на тему «Рынок научно-технической продукции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск  2011 
 

Содержание.                                                                                                                        Стр. 

Введение.                                                                                                                                        3 

1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее  виды.                                    3 

2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции.                                                                                                                                   8 

3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий.                        19 

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход.                                                                                                                      33  

Вывод. 42 

Литература. 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

В том, что нужна  рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит  в том, как идти к ней и какие  формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным  рыночным отношениям затронет и отрасль  науки, которой придется также существенно  изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак  не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного  взаимодействия, то сразу встают вопросы  потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых  затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально  имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку  от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка. 
 

  1. Особенности рынка научно-технической  продукции, ее  виды.
 
 

Наиболее характерные  изменения в рыночной инфраструктуре касаются, прежде всего, формирования и функционирования рынка научно-технической  продукции, динамичного развития рынка  рискового капитала, особенно в отраслях высокой технологии, а также развития адекватной технологической базы для  финансовых рынков.

Нововведения  на рынке носят всеобщий характер, охватывающий производство, распределение, обмен и потребление и определяющую роль играют нововведения в сфере  производства, поскольку именно они  в большей степени выступают  объектом «купли-продажи» на рынке  научно-технической продукции и  способствуют росту уровня производительных сил. В свою очередь, уровень развития производительных сил является материальной основой производственных нововведений. Таким образом, явно прослеживается взаимосвязанность и взаимозависимость  этих двух составляющих научно-технического процесса.

Анализ сущности рынка научно-технической продукции  показал, что данный рынок, как и  любой другой, подчиняется в целом  законам спроса и предложения. Вместе с тем, у рынка научно-технической  продукции есть свои особенности, которые  во многом обусловлены спецификой объекта  купли-продажи.

В этой связи, следует  отметить, что научно-техническая  продукция, как правило, дорогостоящий  товар, в большей степени это  касается производственных нововведений, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке научно-технической  продукции товары широкого потребления  также отличаются более высокой  ценой, чем аналогичные им «старые» товары. Поэтому и в этом секторе  рынка круг потребителей научно-технической  продукции ограничен. Такое ограничение  обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень  доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос.

Вследствие этого, основополагающим фактором величины спроса на данные товары выступает цена научно-технической  продукции. Не все перечисленные  хозяйствующие субъекты, имея потребности  в тех или иных научно-технических  продуктах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические  субъекты являются потенциальными потребителями научно-технической продукции, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров научно-технического производства, имеющих возможности трансформировать свои потребности в нововведениях. Следовательно, спрос на научно-техническую продукцию носит ярко выраженный олигопольный характер.

Предложение научно-технической  продукции также зависит от ситуации, которая складывается в экономике  в целом, а также от удельного  веса наукоемких отраслей и производств  в структуре общественного производства, который в современных условиях является одним из важных показателей, характеризующих распространение  прогрессивной техники и технологии.

Однако особенностью процесса производства научно-технической  продукции является то, что ее условно  можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное  производство», а второй – «материальное  производство».

По логике производства научно-технического продукта сам рынок  научно-технической продукции, как  нам представляется, можно условно  разделить на два взаимосвязанных  и взаимозависимых сектора –  рынок знаний и рынок нововведений. Условность такого деления очевидна, поскольку рыночную ценность научные  знания имеют только в случае возможности  их прикладного применения. 
Следовательно, предложение нововведений определяется, прежде всего, научными организациями, экспериментальными заводами, цехами и лабораториями, т.е. теми структурами, которые составляют материально-техническую базу науки, и результаты деятельности которых воплощаются наукоемкими отраслями. Однако следует учитывать и тот факт, что разработку и реализацию нововведений в современных условиях осуществляют не только наукоемкие отрасли, но и фирмы, занимающиеся «традиционным» производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами. Это дает основание говорить о значительном конкурентном предложении научно-технической продукции на данном рынке.

Таким образом, транзитивной спецификой рынка научно-технической  продукции является деформация элементов  данного рынка, выраженная конкурентным предложением научно-технической продукции  и олигопольным состоянием спроса на данные товары.

Уровень и динамика процессов монополизации и конкуренции, то есть взаимодействие центробежных и центростремительных сил, являются одной из важнейших характеристик  любого рынка. Исходя из этого, следует  отметить еще одну специфическую  особенность рынка научно-технической  продукции – своеобразие механизма  рыночных отношений между экономическими субъектами данного рынка, который  проявляется, прежде всего, в высокой  роли монополистической обусловленности  участников рынка в процессе рыночного  товарообмена, а также в определяющем воздействии олигопольных структур на процесс ценообразования на рынке  научно-технической продукции.

Рынок научно-технической  продукции диктует субъектам  жесткие условия: он не допускает  возможности находится в условиях конкуренции на вторых ролях. В этом проявляется принципиальное отличие  рынка научно-технической продукции  от всех других видов рынка, где успех  первого обладателя нового товара отличается от всех других продавцов, вышедших на рынок с аналогичным товаром, лишь размерами объема продаж и прибыли. Эти отличительные особенности  до предела обостряют конкуренцию  на данном рынке и повышают степень  риска для всех участников научно-технической  гонки. 
Новым моментом в развитии рынка научно-технической продукции на современном этапе можно отметить стремление к научно-техническому сотрудничеству между экономическими конкурентами. Это связано, прежде всего, с удорожанием и усложнением работ над крупными научными проектами и имеет своей целью разделение расходов, уменьшение риска.

На рынке научно-технической  продукции, в силу его олигопольного  строения, механизм ценообразования  проявляется также, как и на любом  другом олигопольном рынке – в  лидерстве в ценах фирмы-производителя нового знания. Более того, ценовая конкуренция практически неэффективна на данном рынке в силу того обстоятельства, что снижением цены невозможно решить проблему появления нового конкурента. Победу над конкурентом можно обеспечить только путем предоставления на рынок новой научно-технической продукции, т.е. неценовая конкуренция в таких условиях является единственно эффективной.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренцию  на рынке научно-технической продукции  обеспечивают взаимодействие интересов  отдельных крупных компаний, конкурентное давление мелких фирм, корректируемые государственным регулированием.

Особое место  в инфраструктуре рынка научно-технической  продукции принадлежит наукоемким отраслям, а также тем предприятиям «традиционных» отраслей, которые осуществляют как собственные исследования и  разработки, так и материальное воплощение научных знаний.

Развитие инфраструктуры рынка научно-технической продукции  обеспечивается непрерывностью научно-технического процесса, в ходе которого постижение людьми ранее неизвестных закономерностей, явлений природы приводит к созданию новых научных знаний.

Тем самым рынок  научно-технической продукции качественно  меняет экономическую содержательность обмена. В рамках рыночных отношениях она проявляется в первую очередь  в макроэкономическом регулировании  движения научно-технических идей и  знаний практического назначения, а  на микроэкономическом уровне превращается в механизм распределения научно-технических  нововведений между отдельными экономическими субъектами – фирмами, потребителями, государством

Непосредственный  продукт науки - понятия, теоретические  конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и  другая информация, содержащая новое  знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки - нововведения, точнее фактический эффект от их использования.

Непосредственный  продукт фундаментальной науки  не становится товаром. Он является результатом  труда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколений  исследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Это продукт по сути дела принадлежит  обществу в целом и может быть использован в течение неограниченного  времени необозримым кругом потребителей. При окончании фундаментального исследования невозможно предсказать  все области, где оно будет  использовано и тем более исчислить  его экономический эффект. Конечный продукт науки тоже далеко не всегда выступает как товар, поскольку  является результатом труда многих коллективов и реализуется спустя длительное время после окончания  исследования. Поэтому для того, чтобы включить науку в систему  рыночных отношений, ныне учитывается  промежуточный результат - научно-техническая  продукция - товар особого рода.

Научно-техническая  продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических  работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся:

1) научно-техническая  документация (отчеты, проекты, чертежи,  регламенты, нормативы, методики, программы  и т.д.) о результатах законченных  фундаментальных и прикладных  исследований и разработок, включая  работы по созданию новой техники  и других изделии, технологии, материалов, работы в области  технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования,  дизайна и т.д.;

2) экспериментальные  и опытные образцы (партии) новой  техники (продукции);

3) научно-технические  услуги, включая участие в пусконаладочных  работах, авторский надзор при  освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области  ("ноу-хау"), обучение персонала  заказчика (потребителя), научно-технические,  управленческие, финансово-экономические  консультации;

4) прочие результаты  научной, инженерной и информационной  деятельности, предназначенные для  использования в производстве, управлении  и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).

Информация о работе Рынок научно-технической продукции