Рынок научно-технической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3

1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3

2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8

3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33

Вывод. 42

Литература. 42

Работа содержит 1 файл

УЭ контр. иннов.docx

— 139.57 Кб (Скачать)

3) оценку для  каждой альтернативы предстоящих  затрат на ее реализацию с  учетом всех составляющих, указанных  в подпункте 4) п. 4.3.4, и принятие  затрат на обеспечение наиболее  экономичной альтернативы в качестве  инвестиционной стоимости объекта  оценки для использования в  конкретных целях.

  Допускается при применении затратного подхода в качестве оценки затрат на обеспечение альтернативного источника дохода рассматривать скорректированные, приведенные фактические затраты на получение результатов интеллектуальной деятельности, права на которые полежат оценке, и обеспечение их правовой охраны или защиты конфиденциальности. Корректировка затрат осуществляется с учетом совокупного обесценения результатов интеллектуальной деятельности, соотношения доли ресурса полезного использования, которую предполагается использовать лицензиатом, и полного исходного ресурса их полезного использования, ограниченности передаваемых прав относительно их полной уступки.

При использовании  данных о фактических затратах на исходное возникновение оцениваемых  прав искомая оценка стоимости определяется выражением

(4.9)

где:

- коэффициент функционального обесценения;

е - коэффициент экономического обесценения;

доля ресурса полезного использования, права на которое подлежат передаче;

коэффициент, характеризующий ограниченность передаваемых прав относительно их полной уступки;

Сs - фактические затраты лицензиара на обеспечение возникновения передаваемых прав (включая получение самих результатов интеллектуальной деятельности);

- фактические  затраты лицензиара на обеспечение  правовой охраны результатов  интеллектуальной деятельности.

Функциональное  обесценение или устаревание  проявляется в потере стоимости, вызванной появлением либо более  дешевых (по всей совокупности затрат как инвестиционных, так и эксплуатационных) технологий того же рода, либо более  экономичных и производительных аналогов. В отличие от физического функциональное обесценение может возникать уже на стадии интеллектуальной деятельности и касаться не только отдельных составных частей, но всех результатов в целом. Частным случаем его проявления является наличие избыточной производительности соответствующего технологического процесса по сравнению с производственными планами лицензиата.

Коэффициент функционального  обесценения v может быть определен либо экспертно, либо с использованием той или иной экономико-математической модели.

Экономическое обесценение проявляется в потере стоимости, вызванной крупными отраслевыми, региональными, общенациональными  или мировыми технологическими, социально-экономическими, экологическими и даже политическими  сдвигами и изменениями, включая  инфляцию. В отличие от физического и функционального, так или иначе преодолеваемого, экономическое обесценение необратимо.

Учет инфляционной составляющей экономического обесценения  осуществляется посредством индексации ранее понесенных затрат, т. е. приведения разновременных затрат к моменту  оценки с учетом повышения общего (среднего) уровня цен в экономике  или на конкретный вид ресурса.

Величина коэффициента в с учетом инфляции определяется выражением

(4.10)

где:

J0,t - индекс изменения цен как отношение цен С0 НИОКР в году, к которому осуществляется приведение, к ценам Сt аналогичных НИОКР в t-ом году, т.е. J0,t=C0 /Ct

Коэффициенты  индексации, рассчитанные с учетом данных, приведенных в статистическом ежегоднике Госкомстата России /5/, приведены  в приложении 3.

Учет других факторов экономического обесценения  осуществляется методом экспертного  оценивания.

Доля ресурса  полезного использования, права  на которое подлежат передаче, определяется выражением

(4.11)

где:

Rресурс полезного использования объекта оценки лицензиатом (объем выручки, который может быть получен лицензиатом с использованием объекта оценки);

RP - гипотетический, полный ресурс полезного использования объекта оценки (объем выручки, который может быть получен с использованием объекта оценки за весь период его полезного использования).

Величина коэффициента d характеризующего ограниченность передаваемых прав относительно их полной уступки, определяется методом экспертной оценки. 
 
 
 

Выводы. 

Результаты научно-технической  деятельности представляют особый товар, который продается и покупается преимущественно в нематериальной (информационной) форме: научные отчеты, изобретения, проектно-конструкторская  документация, программные продукты, бизнес-планы и т.д.

Процесс реализации научно-технической продукции часто  обозначается термином «передача технологии»  и обеспечивается главным образом  лицензионными соглашениями. В многообразных  экономических ситуациях применяются  различные виды лицензий – простые, исключительные, полные и т.д. В лицензионных договорах оговариваются объемы производства лицензионной продукции  и ее цена, рынки сбыта, виды лицензионных платежей и т.д.

Одним из самых  сложных вопросов является используемый метод ценообразования. На рынке  научно-технической продукции широко используется система дискриминационных  цен, учитывающих инновационные  возможности и стратегии развития как продавца, так и покупателя. В качестве форм платежей используются или платежи по роялти, или паушальный платеж. К основным методам определения  ставок роялти относятся: среднеотраслевые роялти, роялти на основе ранее заключенных  договоров лицензиара или лицензиата, диапазон рыночной цены лицензии, затратный  подход, правило 25%.

Участниками мирового рынка научно-технической продукции  являются, прежде всего, индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные  фирмы (как генераторы новых технических  идей), крупные промышленные компании (как покупатели, так и продавцы). Основная роль в доведении идеи до конечного продукта принадлежит  крупным предприятиям, которые располагают  серьезной исследовательской и  производственной базой.

К настоящему времени  существует довольно эффективный институциональный  механизм обслуживания рынка научно-технической  продукции, который представлен  посредническими фирмами, подразделениями  организаций по поиску необходимых  технологий и продаже лицензий на изобретения и ноу-хау, выставками и ярмарками. Инфраструктура мирового рынка технологий развивается на основе современных информационных технологий.

Организациям  следуют постоянно разрабатывать  новые товары и услуги. Их нынешние товары имеют ограниченную продолжительность  жизни и должны заменяться более  новыми. Но новые товары могут потерпеть  неудачу – риск провала новинки  так же велик, как и вероятность  ее успеха. Ключ к успеху новинки  лежит в усилиях компании в  целом, в тщательном планировании и  методичности процесса разработки новых  товаров.

Процесс разработки нового товара состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых компании необходимо решать, следует ли продолжать разработку идеи или отказаться от нее. Компании следует  минимизировать шансы неудачных  идей, но в то время не подвести преждевременно под топор удачные. Новый товар  начинается с генерации идей. Затем  следует отбор идей, сокращающий  число идей на основе собственных  критериев компании. Прошедшие отсев  идеи проходят этап разработки и проверки концепции. Удачные концепции проходят затем этапы разработки стратегии  маркетинга и экономического анализа. В случае положительных результатов  на этой стадии, идеи конкретизируют на этапах разработки товара, пробного маркетинга и, наконец, освоения серийного производства.  

Литература. 

  1. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н., Суслова Ю.Ю. Особенности  спроса на рынке легковых автомобилей (на примере г. Красноярска). Маркетинг  в России и за рубежом.№4, 1999.- с.41-50.
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для ВУЗов- М: ОАО Изд-во “Экономика”. 1999.- с. 703.
  3. Голубков Г.Л. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология.- М: Изд-во “Финпресс”. 1998.-с. 416.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара. Маркетинг в России и за рубежом, №4, 1999. –с. 3-19.
  5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В.  Основы маркетинга: Пер. с англ.- М, СПб, К: Издат. Дом “Вильямс”, 1998.- с.1056.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: ПитерКом, 1999.- с.896.
  7. Маркетинг: Учебник/ Под ред. А. Н. Романова. – М: Банки и биржи, Юнити, 1996. –с.560.
  8. Никишкин В.В., Гурова И.В. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок. Маркетинг в России и за рубежом. №4, 1999.- с.78-91.
  9. Попов Е.В. Разработка нового товара. Маркетинг в России и за рубежом, №3,1999.-с.11-19.
  10. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие.- М.: Юристъ,1999.
  11. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  12. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. –216 с.
  13. БовинА.А., Краковская М.Я., Чередникова Л.Е. Концепции и практика управления инновациями: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.- 330 с.
  14. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. – СПб.: Питер, 2001.
  15. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2004.
  16. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер.с англ. Под ред. Л.Н.Ковалик. – СПб.: Питер, 2001.
  17. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  18. Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внеутренних рынках): Учебник. М.: Юристъ, 1999.
  19. Громов Ю.А. Энциклопедический справочник. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности/ Ю.Громов.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  20. Домашняя юридическая энциклопедия. Интеллектуальная собственность.- М.: Олимп; ООО «Фирма Издательство АСТ», 1998.
  21. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер, 2002.
  22. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2003.
  23. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др. Под ред. С.Д.Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  24. Интеллектуальная собственность (в 2 книгах) / Сост.и коммент. В.Ф.Чигир – Мн.: Амалфея, 1997.
  25. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  26. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.
  27. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности.- М.: Экспертное бюро-М, 1997.
  28. Леонтьев Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Издательский Центр «Акционер», 2002.
  29. Маркетинг научно-технической продукции, создаваемой в рамках научно-технических программ: Методическое пособие. Под.ред. Алексеева О.В., Сергеева С.К.- М.: МГП «Поликом», 1993.
  30. Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации – Мн.: Амалфея, 2003.
  31. Плотников В.Ю., Плотникова Е.Н. Патентование изобретений и продажа лицензий на внешнем рынке.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  32. Прахов Б.Г. Изобретательство и патентоведение: Словарь-справочник. -Киев: «Вища школа», 1987.
  33. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.- М.: Теис, 1996.
  34. Чередникова Л.Е., Бовин А.А. Инновационное развитие предприятий: методологический аспект / Под общей ред. С.Г.Золотаренко. – Новосибирск: НГУЭУ, 2004.
  35. Экономика знаний / В.В.Глухов, С.Б.Коробко, Т.В.Маринина. – СПб.: Питер, 2003.
  36. Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность: (Создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности): Учеб.пособие.- Новосибирск, 1998.

Информация о работе Рынок научно-технической продукции