Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа
В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.
Введение. 3
1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3
2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8
3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19
4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33
Вывод. 42
Литература. 42
выявление рыночной адекватности продукта важно для его совершенствования и модификации.
В подобных случаях
важно выяснить, насколько товар
(продукт) или производственная программа
соответствуют требованиям
Для оценки рыночной адекватности товара могут быть применены различные подходы:
а) полевые маркетинговые исследования, позволяющие выяснить активизацию потребностей и предпочтения потребителей при покупке тех или иных товаров ;
б) лабораторные маркетинговые исследования, предопределяющие возможность оценки эмоционального воздействия товара на потребителей;
в) аналитическое моделирование, обеспечивающее выявление оценки субъективного качества товара;
г) многомерное компьютерное моделирование, обеспечивающее сравнительные оценки разных товаров по самым различных характеристикам.
Полевые маркетинговые исследования рыночной адекватности товара основаны на изучении соответствия продукта потребностям покупателей в естественных условиях на разных стадиях конкретизации потребностей.
Более разносторонне и объективно оценка рыночной адекватности товара может быть проведена с помощью лабораторных маркетинговых исследований, регистрирующих эмоциональное воздействие продуктов на потребителей.
К наиболее известным аналитическим моделям рыночной адекватности товаров относятся модель Розенберга и модель с идеальной точкой.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают продукты с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. В изначальном виде субъективная пригодность продукта по данной модели оценивалась как суммирование субъективных оценок пригодности данного продукта для удовлетворения различных мотиваций. Однако мотивы, важные для продукта, часто бывает трудно определить. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены.
Поэтому в модифицированной модели Розенберга значение отдельных мотивов определяется опосредованно, через конкретные характеристики продукта, как показано в формуле модели:
Wi = Xk . Yjk,
где Wi — оценка рыночной адекватности i-того товара;
Xk — весовой коэффициент k-той характеристики;
Yj k— оценка k-той характеристики j-того товара.
Собрав таким способом данные о многих товарах, можно получить:
общие оценки товаров,
которые могут служить
информацию о том, как воспринимаются потребителями отдельные товары;
информацию о важности различных характеристик для общей оценки.
Отметим, что различные требования к товарам дают идеальные предпосылки для сегментирования рынка. Представленная выше модель основана на предположении, что каждая характеристика желаема и одновременно, чем выше оценка, тем лучше. Критика этого пункта привела к созданию так называемых моделей с идеальной точкой.
Модель с идеальной точкой учитывает введение добавочной компоненты идеальной величины характеристики продукта. Формульное выражение модели, в этом случае, имеет вид:
Wi = Xk(Yjk – Zk)r,
где Zk — идеальное значение k-той характеристики;
r = 1 для товара постоянной пользы;
r = 2 для товара убывающей пользы (находящегося на последних этапах своего жизненного цикла);
Wj, Хk , Yjk — параметры, описанные выше.
Продукт следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше. Преимущества метода очевидны, он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителей, продукте.
Многомерные модели основаны на следующих положениях:
имеется множество товаров, каждый из которых может быть описан через определенное число атрибутов;
каждый атрибут может быть представлен как ось, проходящая через психическое пространство восприятия;
данные оси образуют пространство, измерение которого равно количеству атрибутов;
можно получить суждения потребителей о том, насколько выражен тот или иной атрибут у того или иного товара;
на основании суждений потребителей можно определить место товара в описанном выше пространстве.
С помощью статистических методов можно часто уменьшить число осей без большой потери информации и выяснить главные факторы, влияющие на восприятие продукта. Затем можно определить позицию товара с точки зрения этих центральных характеристик. Наконец нас может интересовать позиция товаров по отношению друг к другу, из чего можно сделать вывод о похожести, заменяемости и интенсивности конкуренции.
Построение пространства восприятия потребителей заключается в определении товаров, образующих конкретный рынок. Для этого можно прибегнуть к услугам экспертов или опросить потребителей, какие марки или продукты они учитывают при принятии решений о покупках.
Таким образом, обоснованное и корректное применение передовых методов маркетинга позволяет формировать и производить конкурентоспособные, рыночно адекватные товары, обеспечивающие получение соответствующей высокой прибыли товаропроизводителями.
Далее содержание
маркетинговых исследований
Жизненный цикл
нововведений.
Жизненный цикл нововведений (инновационный цикл) - процесс его создания, внедрения, использования и устаревания. В рамках этого цикла производится, реализуется потребителям и используется ими вплоть до замены на новую научно-техническая продукция. Он состоит из ряда фаз - типичных, повторяющихся в каждом цикле этапов (периодов), которые отличаются технологией, составом кадров, а главное - характером результатов. Цикл охватывает семь взаимосвязанных областей: фундаментальные исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки и опытное производство; первичное (пионерное) освоение нововведений; распространение нововведений; эффективное использование на всех возможных объектах; устаревание вплоть до замены следующим новшеством.
Циклу предшествует
анализ и прогнозирование рынка
(маркетинг научно-технической
Первые пять этапов образуют процесс "исследование - освоение и распространение - производство". В этом процессе преобладает научная, информационная и инженерная деятельность, а на завершающих этапах цикла - производственная. Нововведение, которое остановилось на стадии разработок или единичного освоения на первом объекте, нельзя считать завершенным.
Фундаментальные
исследования - выявление, изучение и
систематизация объективных явлений
и закономерностей развития природы
и общества. Конечным результатом
этих исследований является общенаучная
информация: открытие законов и закономерностей,
категорий и явлений (эффектов), обоснование
теорий, принципов и т.д. и путей
их использования на практике. Эти
результаты воплощаются в публикациях,
научных отчетах и докладах, содержащих
теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные
описания, а также в опытных
образцах. На первом этапе эти работы
могут выполняться
Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений, их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (три-четыре десятилетия) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (инфраструктура), определяющая долговременные тенденции НТП.
Прикладные исследования
- изучение технической возможности,
социально-экономической
Прикладное исследование
часто начинается после получения
технического задания на нововведение,
основанного на итогах маркетинга и
фундаментального (поискового) исследования.
Этот этап включает в себя обычно сбор
и обработку информации о результатах
фундаментального исследования и изучения
запросов заказчика, прогнозирование
перспектив решения поставленной задачи,
выбор и сопоставление
Технико-экономические
разработки - изготовление на основе маркетинга,
результатов прикладных исследований
и опытно-экспериментальной
"Эта фаза
включает опытное производство -
изготовление первых образцов
изделий или их оригинальных
узлов с целью испытания их
качества и соответствия
Первичное освоение нововведений - внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает, во-первых, индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов, во-вторых, достижение проектной мощности и объема использования новшества, и, в-третьих, проектной социально-экономической эффективности нововведения. В первом случае речь идет о техническом освоении, во втором - о производственном и в третьем - об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты НТП.
Освоение нововведения
начинается с принятия решения о
подготовке производства к новшеству
на основе предшествующих испытаний
опытных образцов или математических
моделей, анализа рыночной конъюнктуры.
Производственно-техническое
Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности и экономических показателей: материале- и энергоемкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи. На этой стадии освоения проводятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочетов, повышению квалификации кадров, увеличению серийности производства, а главное - по более полному учету запросов покупателя.
Распространение нововведения есть его экономическое освоение в общегосударственном масштабе на всех предприятиях, где это эффективно. При этом распространяется информация о новшестве, тиражируется соответствующая документация, новая оснастка, оборудование и т.д., проводится широкое обучение кадров на основе обобщения передового опыта, составляются и реализуются планы освоения, учитывающие специфику конкретных предприятий и опыт использования нововведения.