Лекции по "Инновации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Конспект лекций

Работа содержит 9 файлов

37 Нововведение как объект инновационного управления.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     В отраслях сферы услуг – услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.

     Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.  

     Достаточно  полную классификацию инноваций  предложил  А.И. Пригожин1:

     1.   По распространенности:

     ¨  единичные;

     ¨  диффузные.

     2.   По месту в производственном цикле:

     ¨  сырьевые;

     ¨  обеспечивающие (связывающие);

     ¨  продуктовые.

     3.   По преемственности:

     ¨  замещающие;

     ¨  отменяющие;

     ¨  возвратные;

     ¨  открывающие;

     ¨  ретровведения.

     4.   По охвату:

     ¨  локальные;

     ¨  системные;

     ¨  стратегические.

     5.   По инновационному потенциалу и степени новизны:

     ¨  радикальные;

     ¨  комбинаторные;

     ¨  совершенствующие.

     Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

     Для появления новшества необходимы знания в различных областях науки  и техники, ИТ и телекоммуникаций. Поэтому одним из важнейших направлений  современного инновационного менеджмента является управление знаниями.

     Управление  процессом создания знаний. Происходит переориентация общества с производства материальных благ на производство интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления компаниями переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания объективно необходимы на всех уровнях управления, являются основой успешной деятельности компаний на тех или иных рынках. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования фирмы, что обусловлено ускорением НТП и устареванием вследствие этого профессиональных знаний и навыков.

     Стратегическим  выбором многих фирм является переход  к обучающейся организации, что позволяет сделать процесс постоянного улучшения качества непрерывным. Переход к обучающейся организации позволит повысить эффективность и результативность ее менеджмента.

     В обучающейся организации происходят серьезные организационные изменения, касающиеся:

     - разработки моделей организации  (организационного проектирования);

     - процедур подготовки, принятия и  реализации управленческих решений;

     - распределения обязанностей по  уровням управления.

     Переход к обучающейся организации преследует цель эффективного управления изменениями и повышения восприимчивости персонала к нововведениям.

     Обучающиеся организации имеют большие возможности в части совершенствования и результативности. Внутренняя среда обучающейся организации дает возможность интеграции процессов и обеспечивает эффективность их взаимодействия. Положительно, что в обучающихся организациях опыт, накопленный в процессе всей ее деятельности, обеспечивает интеграцию новых аспектов в уже существующую систему. Развитие инновационных процессов способствует повышению конкурентоспособности обучающееся организации на рынке товаров и услуг.

     Создание  эффективной системы управления знаниями является одним из важных факторов успешного освоения новшеств.

     Управление  освоением новшеств. Подготовка к производству и освоению новшества делится на внутреннюю и внешнюю. Внешнюю подготовку осуществляют проектные и научно-технические институты, конструкторские бюро и другие организации. Внутренняя подготовка проводится непосредственно на предприятии.

     Создание  новых конструкций базируется на результатах анализа спроса на новую технику, в которых сформулированы требования потребителей к техническим параметрам изделия, их экономичности.

     Этапы освоения:

     - разработка конструкции изделия

     - технология производства

     - постановка новой техники на производство.

     Каждая  стадия подготовки состоит из следующих  работ: научно-исследовательские (теоретические  и экспериментальные); расчетные, проектные, экономические. Перечисленные работы могут выполнятся как на конкретных стадиях, так и повторятся на нескольких стадиях, отличаясь содержанием.

     Таким образом, создание новой техники  – сложный и многогранный процесс. Он тесно связан с наукой и производством. От уровня организации подготовки производства, от скорости и точности выполнения всех необходимых работ зависит продолжительность пути от научных и технических разработок до полного освоения выпуска новой техники. Высоекое качество и завершенность работ на всех стадиях обеспечивает достижение запректированных технико-экономических показателей.

     Вся система организации производства новой техники должна обеспечивать конкурентоспособность новой продукции. 

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и  т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1). 
 

     

     

       

       
 

       
 

     

       
 

         Рис.1      Схема инновационной деятельности. 

     Под инновациями в  широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

     Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

     В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

     Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные научные  коллективы, объединения  научных работников, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и  отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы. Классификация инноваций и инновационных процессов представлена на рисунке.

     Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

     Ранее отмечалось, что от новшества как  результата научной  и научно технической  деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.

     При всем разнообразии форм участия организаций  на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу  научной и научно-технической  деятельности, так  и в процесс  преобразования новшеств в нововведения.

     Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

     В инновационной сфере  определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

  • На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  • Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
  • Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

38 Становление, возникновение, основные черты.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

39 организация инновационного мен-та.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

40 разработка программ и проектов.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 создание благоприятных условий нововведений.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

42 формы инновационного мен-та.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

43 инновационные игры.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

44 Прогнозирование в им.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

45 ИМ и СУ.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Инновации"