Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:44, реферат
Конспект лекций
В
отраслях сферы услуг – услуга
считается технологической
Перечисленные
виды инноваций отличаются друг от
друга по степени охвата стадий жизненного
цикла.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин1:
1. По распространенности:
¨ единичные;
¨ диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
¨ сырьевые;
¨ обеспечивающие (связывающие);
¨ продуктовые.
3. По преемственности:
¨ замещающие;
¨ отменяющие;
¨ возвратные;
¨ открывающие;
¨ ретровведения.
4. По охвату:
¨ локальные;
¨ системные;
¨ стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
¨ радикальные;
¨ комбинаторные;
¨ совершенствующие.
Два
последних направления
Для появления новшества необходимы знания в различных областях науки и техники, ИТ и телекоммуникаций. Поэтому одним из важнейших направлений современного инновационного менеджмента является управление знаниями.
Управление процессом создания знаний. Происходит переориентация общества с производства материальных благ на производство интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления компаниями переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания объективно необходимы на всех уровнях управления, являются основой успешной деятельности компаний на тех или иных рынках. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования фирмы, что обусловлено ускорением НТП и устареванием вследствие этого профессиональных знаний и навыков.
Стратегическим выбором многих фирм является переход к обучающейся организации, что позволяет сделать процесс постоянного улучшения качества непрерывным. Переход к обучающейся организации позволит повысить эффективность и результативность ее менеджмента.
В
обучающейся организации
-
разработки моделей
-
процедур подготовки, принятия и
реализации управленческих
- распределения обязанностей по уровням управления.
Переход
к обучающейся организации
Обучающиеся организации имеют большие возможности в части совершенствования и результативности. Внутренняя среда обучающейся организации дает возможность интеграции процессов и обеспечивает эффективность их взаимодействия. Положительно, что в обучающихся организациях опыт, накопленный в процессе всей ее деятельности, обеспечивает интеграцию новых аспектов в уже существующую систему. Развитие инновационных процессов способствует повышению конкурентоспособности обучающееся организации на рынке товаров и услуг.
Создание эффективной системы управления знаниями является одним из важных факторов успешного освоения новшеств.
Управление освоением новшеств. Подготовка к производству и освоению новшества делится на внутреннюю и внешнюю. Внешнюю подготовку осуществляют проектные и научно-технические институты, конструкторские бюро и другие организации. Внутренняя подготовка проводится непосредственно на предприятии.
Создание новых конструкций базируется на результатах анализа спроса на новую технику, в которых сформулированы требования потребителей к техническим параметрам изделия, их экономичности.
Этапы освоения:
- разработка конструкции изделия
- технология производства
- постановка новой техники на производство.
Каждая стадия подготовки состоит из следующих работ: научно-исследовательские (теоретические и экспериментальные); расчетные, проектные, экономические. Перечисленные работы могут выполнятся как на конкретных стадиях, так и повторятся на нескольких стадиях, отличаясь содержанием.
Таким образом, создание новой техники – сложный и многогранный процесс. Он тесно связан с наукой и производством. От уровня организации подготовки производства, от скорости и точности выполнения всех необходимых работ зависит продолжительность пути от научных и технических разработок до полного освоения выпуска новой техники. Высоекое качество и завершенность работ на всех стадиях обеспечивает достижение запректированных технико-экономических показателей.
Вся
система организации производства новой
техники должна обеспечивать конкурентоспособность
новой продукции.
Общеизвестно,
что переход от
одного качества к
другому требует
затрат ресурсов (энергии,
времени, финансов и
т.п.). Процесс перевода
новшества (новации)
в нововведение (инновации)
также требует затрат
различных ресурсов,
основными из которых
являются инвестиции
и время. В условиях
рынка как система экономических
отношений купли – продажи
товаров, в рамках которой
формируются спрос,
предложение и цена,
основными компонентами
инновационной деятельности
выступают новшества,
инвестиции и нововведения.
Новшества формируют
рынок новшеств (новаций),
инвестиции рынок капитала (инвестиций),
нововведения (инновации)
рынок чистой конкуренции
нововведений. Эти три
основных компонента
и образуют сферу инновационной
деятельности (рис.1).
Рис.1
Схема инновационной
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Классификация инноваций и инновационных процессов представлена на рисунке.
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.
Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности: