Метод
инновационных игр (ИНИ) был предложен
В.С. Дудченко в 1981 году.
При
разработке методик были использованы
следующие научно-практические направления:
- Инноватика
- Метод ОДИ
- Тренировка
групповых отношений по методу Лоренса
и Гордона
- Метод интенсивного
обучения иностранным языкам с использованием
«психологического погружения», разработанные
психологом Г.Лозановым.
- Социально-психологический
тренинг – С. Роджерс.
Признаки
инновационных игр:
- Участники
работают над решением «размытой», а не
жестко структурированной задачи
- Основой игры
является групповая работа, в процессе
которой вырабатывается непредсказуемый
интеллектуальный продукт.
- В ходе игры
возникает феномен групповой сплоченности
как ориентация на совместные ценности.
- В группах
постоянно формируется установка на инновационное
поведение.
- В процессе
выработки инновационного проекта резко
возрастае интерес участников к своим
собственным профессиональным проблемам,
решение которых они находят в работе
группы.
- Возникают
навыки совместного решения инновационных
проблем.
- Формируется
потребность в деловом и межличностном
общении участников игры.
Под
инновационной игрой подразумевается
совокупность мероприятий, направленных,
прежде всего, на обучение персонала
мыслить перспективно, нестандартно,
также обучить специальным методам,
приемам ориентирования в нестандартных
ситуациях. Игра помогает обрести навыки
системного анализа ситуации, группового
метода работы и умению активно взаимодействовать
с окружающими.
Игра
называется инновационной, потому что
ориентирует людей на выработку новых,
нестандартных идей и подходов. Однако
не новизна становиться самоцелью. Важно
другое – найти оптимальный способ разрешения
возникших трудностей.
Условия
ИНИ
- Участие руководителя
высшего уровня
- Проведение
игры в непривычной для участников обстановке
- Продолжительность
– 5-11 дней
- Рабочий день
– не менее 14 часов с перерывами на обед
и ужин
- Не разрешается
опоздание к началу работы и досрочный
отъезд
- Общая численность
участников игры 35-50 человек вместе с консультантами
(по одному на каждые 7 игроков)
- Численность
группы не более 9 человек, число групп
3-6.
- Участники
распределяются по группам равномерно,
чтобы творческий потенциал был примерно
равным, а также учитываются пол, возраст,
статус, уровень образования. Желательно
объединение конфликтующих участников.
- День игры:
групповая работа, дискуссия, общение
в «клубном» режиме.
- Этапы игры:
- Системность,
заключающаяся в программировании и развертывании
ее как целостной системы человеческой
деятельности: выработка решений, группообразование,
обучение
- Коллективная
ответственность консультантов и заказчиков
за организацию и результата игры
- Единоначалие
руководителя игры
- Самопрограммирование,
позволяющее по ходу проведения вводить
новые «правила», выбирать «формы и методы
работы»
- Саморазвитие.
ИНИ как метод, учитывая развитие социальной
среды и специфику конкретных задач, «выращивает»
себя для решения все более сложных проблем.
Каждая последующая игра не похожа на
предыдущую.
- Принцип контролируемой
борьбы, заключающийся в конкурсности
и соревновательности групп.
- Принцип развивающего
обучения ориентирует участников не на
расширение объема знаний, а на освоение,
разработку и поиск новых решений проблемных
ситуаций.
В
ИНИ делается упор на выработку у обучающегося
потребности в знаниях, схема обучения:
сначала деятельность – потом знания.
В
ИНИ важно достижение максимально
возможных результатов и высокий
уровень подготовки.
При
обучении целесообразно давать информацию
большими объемами, создавая для человека
информационно насыщенную среду.
Важным
моментом в проведении ИНИ является
создание личной заинтересованности в
результатах работы или мотивирование.
Основной
эффект игры заключается в «перевороте»
сознания сотрудников от традиционного
способа мышления к инновационному.
Человек освобождается от врожденной
боязни перемен, от предрассудков, мешающих
инновационному мышлению.