Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, курсовая работа
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»………………………..4
1.2 Классификация инноваций и их сущность……………………………….....8
1.3 Основные этапы инновационного процесса…………………………….....11
1.4 Сущность инновационного процесса………………………………………14
1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России……….18
Глава 2. Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии
2.1 Инновационная деятельность на предприятии…………………………….22
2.2 Общая характеристика ООО « Ключ – Агро»……………………………..22
2.3 Нововведения на ООО «Ключ – Агро»…………………………………….25
2.4 Планируемые результаты экономической деятельности…………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29
Значительные препятствия для прогрессивного изменения структуры экономики и развития новых, высокотехнологичных и наукоемких производств создает лоббирование интересов неконкурентоспособных отраслей, таких, например, как металлургическая, где потребность в реформировании сопровождается значительным обострением социальной ситуации. Тем не менее, в России сохраняется значительный интеллектуальный потенциал, который может быть использован для создания новых товаров и формирования особой «рыночной ниши» на мировом рынке.
В настоящее время важнейший вопрос — сохранение ослабленного за последние годы и продолжающегося сокращаться научно-технического потенциала. По-прежнему снижается инновационная активность предприятий. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями - ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего около 40% машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производства даже инновационно активных предприятий. Только каждое двадцатое предприятие может выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка.
Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не является основным фактором экономического роста. В России, несмотря на многочисленные лозунги, заявления и декларации о необходимости разработки и осуществления инновационной политики как остроактуальной для реформирования российской экономики, концептуального подхода в этой области до сих пор не существует.
Создание российской национальной инновационной системы. Мировой опыт показывает возможность решения проблем повышения конкурентоспособности предприятий на мировых рынках через формирование национальных инновационных систем (НИС), обеспечивающих эффективное взаимодействие в треугольнике «наука — бизнес — государство», интегрирующих научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений. Сейчас стало особенно очевидно, что главный итог развития науки и высокотехнологичных отраслей в XX в. — это не только массовые научные открытия и создание новых, перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных). Важнее другое — формирование в экономике системы производства инноваций как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные нововведения. Эффективное функционирование таких систем требует не только наличия сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий.
Довольно часто в прессе при анализе развития научного потенциала национальная инновационная система однозначно трактуется как «государственная» инновационная система, что не совсем верно, поскольку государство и частный бизнес имеют в этой области совместные, но различные интересы. Задача государства — создать общую инфраструктуру и стимулировать в промышленности поток нововведений, а промышленные фирмы заинтересованы как в разработке нововведений, так и в их практической коммерческой реализации.
Сравнительный анализ инновационных процессов, тесно увязанный с экономическим контекстом и его результатами, на примере разных стран позволяет выявить и общие тенденции, и принципиальные факторы различий в моделях НИС, продемонстрированных мировой практикой. Так, в 80-90-е годы динамичный рост, основанный на развитии науки, образования и передовых наукоемких отраслей, был продемонстрирован новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии. Для них были характерны благоприятный инвестиционный климат, высокие темпы развития науки, а также быстрый рост всех видов образования при широком доступе населения к высшему техническому образованию. Это позволило обеспечить потребности развития экспортно-ориентированных отраслей, производящих технически сложные товары (электронику и автомобили). С другой стороны, в этот же период инфляционный, мало заметный рост был характерен для государств Латинской Америки, не создавших благоприятного инновационного и инвестиционного климата, допустивших деградацию науки и образования.
Учитывая
сложившееся неблагоприятное
Для эффективной реализации национальной инновационной системы необходима разработка соответствующего законодательства, а также создание соответствующей инфраструктуры. И только в этом случае можно ожидать настоящего инновационного прорыва в российской экономике, который в силу масштабов страны не может не оказать позитивное влияние и на развитие всей мировой экономики.
Таким образом, формирующаяся Российская инновационная система должна не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе.
Российская
инновационная система должна, не только
обеспечивать становление экономики,
основанной на знаниях, но и способствовать
участию России в качестве равноправного
партнера в мировом инновационном процессе.
Несмотря на то, что до настоящего времени
инновационная деятельность еще не стала
основой экономического развития страны,
за последнее десятилетие созданы реальные
предпосылки к переходу на инновационный
путь развития. Прежде всего, удалось сохранить
научно-технический потенциал, систему
образования и часть высокотехнологической
промышленности, которые могут составить
технологический фундамент инновационной
экономики. Наряду с этим отработаны механизмы
поддержки малого предпринимательства
в наукоемкой сфере, заложена основа инновационной
инфраструктуры, разработаны и апробированы
механизмы инновационного развития территорий
на базе научно-производственных комплексов
наукоградов, в основном создана система
подготовки кадров для управления инновационными
процессами. Исходя из этого, представляется,
целесообразной разработка Государственной
инновационной политики на скользящей
базе на период 5-7 лет. Более длительный
период нам представляется нецелесообразным
по причине существенных изменений в экономике,
науке и технике даже за такие сроки.
Глава
2. Специфика инновационного
менеджмента на современном
предприятии
2.1 Инновационная деятельность на предприятии
Современный
этап мирового развития связан с процессами
глобализации в самом широком
смысле, поскольку характеризуется
резким усилением и усложнением
взаимосвязей и взаимозависимостей
в основных областях экономической,
политической и общественной жизни.
Это выражается в формировании мировых
рынков капиталов, финансов, производства,
торговли, рабочей силы. Однако наибольшее
воздействие оказывает
Нововведение – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Рассмотрим
инновационную деятельность на примере
предприятия ООО «Ключ – Агро».
2.2 Общая характеристика ООО « Ключ – Агро»
Наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Ключ – Агро».
ООО «Ключ – Агро» было учреждено 19 сентября 2004 года. Основная производственная деятельность на предприятии началась с 1 апреля 2005 года.
Основными видами деятельности Общества являются:
- заготовка, хранение и продажа зерновых, зернобобовых, масленичных, овощных культур и многолетних трав;
- производство и реализация сельскохозяйственных культур, товаров народного потребления и различных услуг;
- строительство и эксплуатация объектов по послеуборочной обработке и хранению сельскохозяйственных культур;
- оказание услуг в области маркетинга, рекламы и менеджмента;
- предоставление посреднических услуг российскими и иностранными юридическими и физическими лицами;
- инвестирование сельскохозяйственного производства;
- разделение племенного поголовья крупного рогатого скота (КРС), свиней, овей;
- переработка продукции растениеводства, животноводства и вторичного сырья;
- оказание сервисных услуг, в том числе организация хранения товаров, транспортное обслуживание, бытовое обслуживание и прочие услуги;
- оптовая и розничная торговля по реализации товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания;
- торгово–закупочная деятельность: приобретение и реализация оптовых партий сырья (в том числе зерна), оборудование, техники, товаров народного потребления, продуктов питания, а также осуществления других работ и оказание услуг, не запрещённых и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Все вышеперечисленные
виды деятельности осуществляются в
соответствии с действующим
Валовая сумма инвестиций в реальном производстве составляет около 79 838 528, 00 рублей за все годы существования предприятия. Причём видна и динамика инвестирования: в 2005 году – 49 153 003, 00 рублей, в 2006 году – 12 219 666, 00 рублей, и в 2007 году – 18 465 859, 00 рублей. В конце 2007 года была произведена переоценка основных фондов, которая показала их качественное улучшение (ввод новых объектов производственной инфраструктуры и самого производства – строительство и монтаж установок по сушке и очистке зерна и зерновых культур, складские помещения для хранения готовой продукции) и количественное увеличения (в итоге стоимости основных средств составила / по бухгалтерскому балансу / 57 648 000 рублей на конец отечественного периода). Капитализация основных фондов видна по бухгалтерскому балансу в динамике – в начале отчётного года 52 624 000 рублей и на конец отчетного года 57 648 000 рублей.
Предприятие состоит из двух отделений – Солонцовского и Шарашенского. В каждом отделе имеются объекты по производству животноводческой продукции и подразделения инфраструктуры, обеспечивающие основное производство в сфере растениеводства.
Головной офис предприятия расположен в хуторе Шарашенском. Управление предприятием осуществляется единоличным исполнительным органом – Директором. К компетенции Директора Общества относятся вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключение вопросов, отнесённых к компетенции его участников. Директор без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штатную структуру, издаёт приказы и распоряжения, даёт указания к исполнению, подготавливает, рассматривает и утверждает иную нормативно – плановую документацию внутреннего пользования Общества.