Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, курсовая работа
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»………………………..4
1.2 Классификация инноваций и их сущность……………………………….....8
1.3 Основные этапы инновационного процесса…………………………….....11
1.4 Сущность инновационного процесса………………………………………14
1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России……….18
Глава 2. Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии
2.1 Инновационная деятельность на предприятии…………………………….22
2.2 Общая характеристика ООО « Ключ – Агро»……………………………..22
2.3 Нововведения на ООО «Ключ – Агро»…………………………………….25
2.4 Планируемые результаты экономической деятельности…………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29
На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.
Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый – это непосредственно общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй – доведение новой продукции до потребителя.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Сущность
диффузных процессов на разных уровнях
возникновения инновационной
1.4 Сущность инновационного менеджмента
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе фирмы, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.
Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.
Оно включает
не только технические или
Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности фирмы.
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие продукты требуют, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкурентных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
В настоящее время в программах инновации российских предприятий приоритетными являются: внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности фирмы и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.
В деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкурентных условиях оптимальным.
Инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных , трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:
Постоянная
корректировка инновационных
Ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;
Использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
Изменение
функций стратегического
Упор
на все основные факторы изменения
и улучшения инновационной
Оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;
Привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к ее управлению;
Осуществление управления на основе предвидения изменений и развития гибких решений;
Обеспечение инноваций, нововведений в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений;
Проведение глубокого экономического анализа каждого экономического решения.
Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:
Определение
целей стратегического
Выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;
Управление изменениями на фирме;
Разработка стратегии развития фирмы – системы хозяйственных задач и путей их решения;
Подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);
Оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;
Обеспечение жесткого контроля за выполнение поставленных задач в сфере инновационной деятельности;
Прогнозирование как предвидение результатов развития фирмы, происходящего под воздействием существующих факторов;
Обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;
Достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;
Постоянное совершенствование всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;
Заблаговременная подготовка необходимых нововведений;
Улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной структуры предприятия;
Обеспечение эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;
Систематическая разработка и внедрение в практику предприятия более совершенных форм бизнеса, проникновение в новые сферы предпринимательства;
Определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;
Умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.
Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности всей фирмы получают оценку на рынке.
Содержание понятия «инновационный менеджмент» обычно рассматривают как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управления стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль, П. Друккер, М.Х. Хенсон, Х. Вольфган и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:
Важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;
Целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;
Необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Специфика
инновации как объекта
1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России
Развитие инновационной деятельности в России. Положение России на мировой арене в XXI в. напрямую связано с созданием новой экономики, способной гарантировать ее гражданам материальное благополучие и политические свободы, основывающейся на развитии инновационного потенциала страны. К сожалению, необходимо отметить, что инновационная активность предприятий в России в настоящее время характеризуется достаточно низкими показателями; в частности, инновационно активными можно считать около 6% промышленных предприятий и 10% фирм малого бизнеса, работающих в сфере науки и научного обслуживания.
В стране
снижается инновационный