Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, курсовая работа
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»………………………..4
1.2 Классификация инноваций и их сущность……………………………….....8
1.3 Основные этапы инновационного процесса…………………………….....11
1.4 Сущность инновационного процесса………………………………………14
1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России……….18
Глава 2. Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии
2.1 Инновационная деятельность на предприятии…………………………….22
2.2 Общая характеристика ООО « Ключ – Агро»……………………………..22
2.3 Нововведения на ООО «Ключ – Агро»…………………………………….25
2.4 Планируемые результаты экономической деятельности…………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29
Дж. Пинчот характеризует интрапренеров (внутренних предпринимате- лей) как «мечтателей, которые творят». Это те люди, которые берут на себя практическую ответственность за осуществление на предприятии инноваций любого рода. Интрапренер может быть созидателем или изобретателем, но он всегда остается мечтателем, который работает над тем, каким образом идею превратить в выгодную реальность.
Интрапренерство
– это саморегулируемый процесс изобретателя-инициатора,
его нельзя ни назначить, ни снять. Обычно
это люди, обладающие энергией и стремлением
довести свою идею до практических результатов,
несмотря ни на какие препятствия. Внутренний
предприниматель, по мнению Дж. Пинчота,
с одной стороны, одинокий, справедливый
индивидуум, который среди всеобщей трусости
и упадка соблюдает принятые на себя обязательства,
следует своему призванию и в конце концов
побеждает. С другой – тип новатора, который
преодолевает сопротивление всего старого
и добивается того, чтобы новые идеи были
приняты.
1.2 Классификация инноваций и их сущность
Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Различия
между радикальными и усовершенствующими,
или модифицирующими, инновациями
выражают качественные различия в уровне
новизны соответствующих
Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (табл. 1.2).
Приведенные
в данной таблице классификации
подтверждают, что процессы нововведений
многообразны и различны по своему
характеру, следовательно, формы их
организации, масштабы и способы
воздействия на инновационную деятельность
также отличаются многообразием.
Таблица 1
Классификация нововведений
|
Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблем, можно назвать Ю.В. Яковца и Е.Г. Яковенко.
Ю.В.Яковец выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно-технических революций. В работах Е.Г. Яковенко и его коллег рассмотрены циклы жизни изделий, моделирование процессов цикличности на микроуровне. Многие выводы этих исследователей могут быть использованы в разработке механизмов регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла технологий, продуктов и отраслей.
Ю.В. Яковец выделил четыре инноваций с точки зрения цикличного развития техники:
· Крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект; однако происходят они не каждый год;
· Крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;
· Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффектными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
· Мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.
Пэвит и Уолкер выделяют семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и их широкого применения:
1) Основанные на использовании фундаментальных научных знаний, результаты, которых находят широкое применение в различных сферах общественной деятельности (ЭВМ т др.);
2) Инновации, также опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);
3) Разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);
4) Инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;
5) Использование одного продукта в различных областях;
6) Технически сложные новшества. Появившихся как побочный результат крупной исследовательской программы (керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);
7) Применение уже известной техники или методов в новой области.
Были
разделены понятия «новшества»
и «инновация». Новшество – это
предмет инновации. Новшества и
инновации имеют различные
По характеру общественных целей различают инновации:
· Экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.)
· Экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.)
· Специальные
(военные, здравоохранение, образование
и др.)
1.3 Основные этапы инновационного процесса
Инновационный
процесс можно определить как
процесс последовательного
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых,
как параллельно-
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведений от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.
Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых открытие принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Открывает пути в новые области знания.
Следующий
этап инновационного процесса – прикладные
научно-исследовательские
Этап
опытно-конструкторских и
Под опытно-конструкторскими
работами (ОКР) понимается применение
результатов прикладных научно-исследовательских
работ для создания (или модернизации,
усовершенствования) образцов новой
техники, материала, технологии. ОКР
– это завершающая стадия научных
исследований, своеобразный переход
от лабораторных условий и экспериментального
производства к промышленному производству.
К ОКР относятся: разработка определенной
конструкции инженерного
Исполнителями
работ на предварительном этапе
являются творческие коллективы ученых
и инженерно-технических
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.