Развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у школьников.

Предметом исследования является развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt.

В процессе исследования сформулирована следующая гипотеза: если методика построения школьных занятий будет предусматривать разработку и внедрение в учебный прогресс системы креативных развивающих компонентов, реализуемых на основе последовательности усложняющихся творческих заданий, закрепляющих знания, умения и навыки, то это позволит развить творческие способности школьников.

Содержание

Введение……….
1 Теоретические аспекты творческой деятельности школьников.
1.1 Сущность, компоненты и специфика творческой деятельности школьников.
1.2 Условия развития творческих способностей школьников.
1.3 Информационные технологии как средство развития творческих способностей школьников.
2 Методика развития творческих способностей школьников посредством программы SnagIt.
2.1 Дидактические возможности программы SnagIt.
2.2 Творческие задания как средство развития творческих способностей школьников.

2.3 Методика использования

Заключение……….
Список использованной литературы……….

Работа содержит 1 файл

курсовая итог.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Любую деятельность, в том числе и  творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

     Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.Творческие задания предполагают использование  в творческой деятельности школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.).

     Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы -внешняя  и внутренняя.

     При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

     1. То, что творческая деятельность  школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом  проблемах;

     2. Творческие возможности содержания  учебных предметов школы.

     Выделяются  три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

     Выбираемые  учащимися методы творчества при  выполнении заданий характеризуют  соответствующие уровни развития творческого  мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый  уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.  

 

      Заключение

     Наше  время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

     Проведенное исследование показало, что ориентация современной школы на гуманизацию  процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания  собственно учебной деятельности, в  рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

     Исследование  и анализ педагогической и методической литературы по данной теме позволяет определить понятие «творческая деятельность школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

     Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают  наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

     В психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».

     Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированная внешне поисковая активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.

     Творческая  личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних  факторов приобрела необходимые  для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностные задатки, способности, которые влияют на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

     Творческие (креативные) способности школьников состоят из следующих компонентов: творческое мышление,  творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

     Определение учащегося главной действующей  фигурой учебно-воспитательного  процесса, реализация проблем творческого  развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых  является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.

     Важным  для учителя является овладение  умениями все время учащегося  ставить в такие условия, чтобы  он самостоятельно мог принимать решения. В центре внимания педагогов должен быть не средний учащийся, а каждый школьник как личность в своей уникальности. Обучение должно ориентироваться на учащегося, который сознательно относится ко всяким средствам познания. Учитель должен использовать такие средства обучения которые помогут развивать творческую деятельность и формировать творческие способности школьников.

     Изучение  информационных технологий способствует развитию творческих способностей учащихся.

     Информационные  технологии (ИТ) выступают как средство развития познавательных процессов, творческих способностей обучающихся. Средства информационных технологий позволяют школьнику самому воплотить свои фантазии «в электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей.

     Информационные  технологии являются эффективным средством  развития интеллектуального компонента творческих способностей учащихся, результативность которого зависит от вида применяемых  технологий, степени глубины и  системности их применения в гуманистически ориентированном образовательном процессе.

     Использование новых информационных технологий особенно актуально в системе современного образования, так как усиливает  личностно-развивающий потенциал  образовательной среды, раздвигает границы информационного и образовательного пространства.

     Педагогически целесообразное применение информационных технологий (ИТ) позволяет усиливать  интеллектуальные возможности обучающегося, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создаёт условия  для перестройки структуры его познавательной и производительной деятельности, для стремления к самосовершенствованию.

     На сегодняшний день существует объективная потребность в методиках преподавания, способствующих развитию творческих способностей.

     Современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств.  
          Видеоматериалы созданные при помощи видеозахвата существенно усиливают дидактический потенциал электронных средств обучения.

     Программу SnagIt можно использовать для создания  и реализации творческих заданий не только по информатике, но и по другим дисциплинам, дополнительных видео роликов сопровождающих текстовку творческих работ, презентаций PowerPoint, документов MS Office. Созданные при помощи SnagIt видео и фото изображения легко прикрепляются как к презентациям, так и к текстовым документам.  Программа очень проста в использовании. Ею могут пользоваться не только учителя информатики, но и другие учителя предметники, школьники при подготовке различных творческих проектов по предметам. То есть посредством программы SnagIt каждый может реализовать свой творческий потенциал.

     Любую деятельность, в том числе и  творческую, можно представить в  виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

     Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.).

     Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы -внешняя и внутренняя.

     При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора.

     Выделяются  три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

     Выбираемые  учащимися методы творчества при  выполнении заданий характеризуют  соответствующие уровни развития творческого  мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый  уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

     Отсюда  можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный  процесс разнообразных развивающих  занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     1 Белкин А.С. Основы возрастной  педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.

     2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

     3 Выготский Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.

     4 Гафитулин М.С. Развитие творческого  воображения: Из опыта работы  со школьниками начальных классов:  Метод. разработка по использованию  элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.

     5 Гин С.И. О проведении анкетирования  в экспериментальном классе // Развитие  творческих способностей детей  с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.

     6 Давыдов В. В. Проблемы развивающего  обучения. - М., 1972.

     7 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985

      8 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.

       9 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

     10 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

     11 Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988.

     12 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

     13 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000.

     14 Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.

     15 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

     16 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001.

     17Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990

     18 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.

     19 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

     20 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.

     21 На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12. .

     22 http://www.zankov.ru/director/doc6.asp

Информация о работе Развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt