Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
Объектом исследования является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у школьников.
Предметом исследования является развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt.
В процессе исследования сформулирована следующая гипотеза: если методика построения школьных занятий будет предусматривать разработку и внедрение в учебный прогресс системы креативных развивающих компонентов, реализуемых на основе последовательности усложняющихся творческих заданий, закрепляющих знания, умения и навыки, то это позволит развить творческие способности школьников.
Введение……….
1 Теоретические аспекты творческой деятельности школьников.
1.1 Сущность, компоненты и специфика творческой деятельности школьников.
1.2 Условия развития творческих способностей школьников.
1.3 Информационные технологии как средство развития творческих способностей школьников.
2 Методика развития творческих способностей школьников посредством программы SnagIt.
2.1 Дидактические возможности программы SnagIt.
2.2 Творческие задания как средство развития творческих способностей школьников.
2.3 Методика использования
Заключение……….
Список использованной литературы……….
г)
влияние - выбор средств, методов
нового действия, реализация, сравнение
результатов личностного
Важным
для учителя является овладение
умениями все время учащегося
ставить в такие условия, чтобы
он самостоятельно мог принимать
решения. В центре внимания педагогов
должен быть не средний учащийся, а
каждый школьник как личность в своей
уникальности. Обучение должно ориентироваться
на учащегося, который сознательно относится
ко всяким средствам познания. Учитель
должен использовать такие средства обучения
которые помогут развивать творческую
деятельность и формировать творческие
способности школьников[4].
1.3
Информационные технологии
как средство развития
творческих способностей
школьников
Информационные технологии (ИТ) обучения, исходя из принципов, сформулированных Б.Е. Патоном, В.И. Гриценко и Б.Н. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. ИТ обучения подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений[28].
Изучение информационных технологий способствует развитию творческих способностей учащихся.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта[24].
Многочисленные работы по проблеме использования информационных технологий (Ю.В. Ашкеров, И.Э. Роберт, Д.И. Фельдштейн) рассматривают их совокупность как статичный монолитный объект, обладающий определёнными свойствами и в силу этого способный придавать новые качества образовательному процессу. Тем не менее, сложная структура этого объекта позволяет перегруппировывать его элементы в зависимости от конкретных условий и целей, стоящих перед педагогом. Возникающий при этом системный эффект ведет к изменению свойств объекта и, как следствие, изменению вида и степени влияния на образовательный процесс[25].
Информационные технологии являются эффективным средством развития интеллектуального компонента творческих способностей учащихся, результативность которого зависит от вида применяемых технологий, степени глубины и системности их применения в гуманистически ориентированном образовательном процессе[28].
Моделирование
развития творческих способностей учащихся
на основе использования информационных
технологий, установление закономерностей,
предпосылок и факторов такого развития
и определение уровней применения информационных
технологий в педагогическом процессе
позволяет определить оптимальную для
развития интеллектуального компонента
творческих способностей учащихся систему
информационных технологий и разработать
программу такого развития.
Программа развития интеллектуального
компонента творческих способностей учащихся
на основе использования информационных
технологий различной глубины и системности
должна содержать комплекс заданий, позволяющий
развивать и диагностировать уровень
развития базисных составляющих интеллектуального
компонента творческих способностей,
оптимизировать процесс перехода внешнего
контроля во внутренний самоконтроль
учащихся.
Использование новых информационных технологий особенно актуально в системе современного образования, так как усиливает личностно-развивающий потенциал образовательной среды, раздвигает границы информационного и образовательного пространства[27].
Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИТ открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества.
Роль
учителя уже не является доминирующей,
он превращается в консультанта, помощника,
направляющего, но не управляющего деятельностью[26].
Вывод к первой главе
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».
Исследование и анализ педагогической и методической литературы по данной теме позволяет определить понятие «творческая деятельность школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
В психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».
Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированная внешне поисковая активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.
Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностные задатки, способности, которые влияют на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.
Творческие (креативные) способности школьников состоят из следующих компонентов: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Определение
учащегося главной действующей
фигурой учебно-
Важным для учителя является овладение умениями все время учащегося ставить в такие условия, чтобы он самостоятельно мог принимать решения. В центре внимания педагогов должен быть не средний учащийся, а каждый школьник как личность в своей уникальности. Обучение должно ориентироваться на учащегося, который сознательно относится ко всяким средствам познания. Учитель должен использовать такие средства обучения которые помогут развивать творческую деятельность и формировать творческие способности школьников.
Изучение информационных технологий способствует развитию творческих способностей учащихся.
Информационные технологии являются эффективным средством развития интеллектуального компонента творческих способностей учащихся, результативность которого зависит от вида применяемых технологий, степени глубины и системности их применения в гуманистически ориентированном образовательном процессе.
Использование
новых информационных технологий особенно
актуально в системе
2.
Методика развития
творческих способностей
школьников посредством
программы Snagit
2.1
Дидактические возможности
программы Snagit
Процесс информатизации образования обусловлен объективными потребностями общественного развития, которые заключаются в необходимости усвоения непрерывно растущего объема новых знаний и умений в различных областях человеческой деятельности. Этот процесс является основной предпосылкой становления информационного общества. Он сопровождается постоянным обновлением аппаратных и программных средств вычислительной техники, разработкой и внедрением новых учебных курсов в системе школьного и внешкольного образования, ориентированных на использование сетевых технологий и технологий мультимедиа, на применение визуального и объектно-ориентированного подходов при обучении программированию [22].
Исторически сложилось так, что первые концепции образования были ориентированы на развитие алгоритмического мышления. Указанный тип мышления необходим для создания алгоритмов и программ. Он связан с определенным набором интеллектуальных способностей и умений (логическое, комбинаторное мышление, построение причинно-следственных связей), зависящих от функционирования левого полушария головного мозга.
В дальнейшем, в связи с появлением высокопроизводительных графических систем, сетевых технологий, а также технологий мультимедиа и гипермедиа, спектр задач обучения существенно расширился.
Возникла потребность в подготовке учащихся к деятельности творческого типа, связанной с графическим и трехмерным дизайном, оформлением, рекламой, моделированием виртуальной реальности, в изучении программ типа Adobe Photoshop, 3D Studio Max, MS Front Page и др. Эта деятельность опирается на такие интеллектуальные способности как фантазия, воображение, пространственное мышления, то есть требует развития правого полушария головного мозга.
В связи с этим произошли изменения содержания и форм школьных занятий[23].
Анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что несмотря на возникшую потребность, большинство существующих методик преподавания по-прежнему ориентированы на развитие алгоритмического мышления, то есть связаны с развитием левого полушария головного мозга, отвечающего за логическое мышление, формирование причинно-следственных связей и пр. [25].
Аналогичных методических разработок для развития творческих способностей в настоящее время недостаточно. В некоторых методических материалах речь идет только о развитии отдельных способностей, стимулирующих творческие процессы, таких как ассоциативное мышление, фантазия и т.п. [26]
Таким образом, на сегодняшний день существует объективная потребность в методиках преподавания, способствующих развитию творческих способностей.
Современные
мультимедиа приложения (аудио- и
видеофрагменты, анимация) являются одними
из эффективных дидактических
Видеоматериалы
созданные при помощи видеозахвата существенно
усиливают дидактический потенциал электронных
средств обучения.
Существует множество программ осуществляющих видеозахват (захват и сохранение в цифровом виде отдельных видеокадров). Технология работы с такими программами очень проста.
Эти программы позволяют записывать действия, происходящие на экране компьютера в видеоролик, при этом с помощью микрофона можно записывать комментарии к происходящему на экране. Как правило, такие программы позволяют выбирать размер зоны захвата (экран, окно, фиксированная область) и сохранять полученный видеоролик в «сжатом» формате. Полученный мультимедийный материал можно использовать для обучения технологии работы с различными программными средствами. Причем можно создавать как короткие видеоролики, иллюстрирующие выполнение, какой-то конкретной операции, так и полноценные учебные видеофильмы (видеопрезентации), знакомящие обучаемого с тем или иным программным продуктом.