Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
Объектом исследования является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у школьников.
Предметом исследования является развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt.
В процессе исследования сформулирована следующая гипотеза: если методика построения школьных занятий будет предусматривать разработку и внедрение в учебный прогресс системы креативных развивающих компонентов, реализуемых на основе последовательности усложняющихся творческих заданий, закрепляющих знания, умения и навыки, то это позволит развить творческие способности школьников.
Введение……….
1 Теоретические аспекты творческой деятельности школьников.
1.1 Сущность, компоненты и специфика творческой деятельности школьников.
1.2 Условия развития творческих способностей школьников.
1.3 Информационные технологии как средство развития творческих способностей школьников.
2 Методика развития творческих способностей школьников посредством программы SnagIt.
2.1 Дидактические возможности программы SnagIt.
2.2 Творческие задания как средство развития творческих способностей школьников.
2.3 Методика использования
Заключение……….
Список использованной литературы……….
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный педагогический институт
Физикоматематический факультет
Кафедра
информатики и информационных технологий
Курсовая работа
Развитие
творческих способностей
школьников посредством
дидактических возможностей
программы SnagIt.
Выполнила: студентка 3 курса ФМФ
Специальность информатика
Щербан Виктория Васильевна
Научный руководитель:
Павелко
Г. А. ст. преподаватель
Костанай,
2009
Содержание
Введение………. | ||
1 | Теоретические аспекты творческой деятельности школьников. | |
1.1 | Сущность, компоненты и специфика творческой деятельности школьников. | |
1.2 | Условия развития творческих способностей школьников. | |
1.3 | Информационные технологии как средство развития творческих способностей школьников. | |
2 | Методика развития творческих способностей школьников посредством программы SnagIt. | |
2.1 | Дидактические возможности программы SnagIt. | |
2.2 | Творческие
задания как средство развития творческих
способностей школьников. 2.3 Методика использования |
|
Заключение………. | ||
Список использованной литературы………. |
Введение
В
связи с проблемой внедрения
новой образовательной
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности[16].
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности[11].
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе всего школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться[15].
Традиционное
обучение содержит, в основном, элементы
объяснительно-иллюстративного типа,
когда учитель сам ставит проблемы и сам
указывает пути их решения. При таком типе
обучения определяющим становится критериальный
компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения,
в то время как учебное исследование, процессуальная
ориентация остается за рамками дидактических
поисков. Указанный подход организует
процессы образования на основе преобладания
репродуктивной деятельности, детально
описанными результатами.
В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности[6].
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа»[11].
В
современной психолого-
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа)[21]. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»[20].
Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Основной целью является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Успех достижения этой цели заложен в использовании разнообразных педагогических средств в различных видах учебной и внеурочной деятельности школьников. Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.
Объектом исследования является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у школьников.
Предметом исследования является развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt.
В процессе исследования сформулирована следующая гипотеза: если методика построения школьных занятий будет предусматривать разработку и внедрение в учебный прогресс системы креативных развивающих компонентов, реализуемых на основе последовательности усложняющихся творческих заданий, закрепляющих знания, умения и навыки, то это позволит развить творческие способности школьников.
Определение актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно исследование влияния новых информационных технологий на развитие творческих способностей в процессе обучения.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить эффективные средства развития творческих способностей младших школьников.
3. Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся с применением новых информационных технологий;
Теоретическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в дальнейшей разработке проблемы развития творческих способностей учащихся на основе использования информационных технологий в педагогическом процессе.
Практическая
значимость исследования состоит в
том, что теоретические выводы и результаты
экспериментальной работы могут служить
базой для разработки проектов и программ,
направленных на развитие творческих
способностей учащихся на основе использования
информационных технологий.
«В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире» - так характеризует В.Леви ступени творчества.
Будучи еще детьми, мы начинаем мыслить творчески. Каждая ситуация для нас была новая и требовала нового (творческого) подхода, решения.
Однако, постепенно, как замечает Джеральд Ниренберг, «мы становимся ограниченными и забываем, что можем быть творческой личностью. Многие из нас на протяжении своей жизни и далее именно так наследуют установленные стереотипы».
В
своих исследованиях З.Фрейд
Существуют разные толкования творчества. Доктор Эдвард Ленд описывает ее как «внезапный отступ глупости», а доктор Маргарет Мид, считает, что человек работает, конструирует или выдумывает что-то новое для себя, можно сказать, что совершает акт творчества[14].
В психолого-педагогической
Познание - «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания»[16]. Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний[18].
Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях[19].
Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом[2].
Познавательная мотивация творчества школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству) [1].