Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
Объектом исследования является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у школьников.
Предметом исследования является развитие творческих способностей школьников посредством дидактических возможностей программы SnagIt.
В процессе исследования сформулирована следующая гипотеза: если методика построения школьных занятий будет предусматривать разработку и внедрение в учебный прогресс системы креативных развивающих компонентов, реализуемых на основе последовательности усложняющихся творческих заданий, закрепляющих знания, умения и навыки, то это позволит развить творческие способности школьников.
Введение……….
1 Теоретические аспекты творческой деятельности школьников.
1.1 Сущность, компоненты и специфика творческой деятельности школьников.
1.2 Условия развития творческих способностей школьников.
1.3 Информационные технологии как средство развития творческих способностей школьников.
2 Методика развития творческих способностей школьников посредством программы SnagIt.
2.1 Дидактические возможности программы SnagIt.
2.2 Творческие задания как средство развития творческих способностей школьников.
2.3 Методика использования
Заключение……….
Список использованной литературы……….
Существует достаточно много программ видеозахвата: Camtasia Studio, HyperCam, VirtualDub, VideoCAP, SnagIt и др. Они могут различаться как интерфейсом, так и функциональными возможностями.
Одной из удобных программ для создания медиа – файлов с голосовым сопровождением, является программа Snagit.
Это не просто программа видеозахвата, а целый комплекс программных средств, предназначенных для подготовки видео-презентаций и интерактивных учебных курсов по работе с компьютерными программами.
Основное назначение программы - снятие скриншотов с экрана монитора. Скриншот - снимок экрана, картинка, которая точно отображает то, что показывает ваш монитор в конкретный момент времени. Причем SnagIt делает не только статичные графические «снимки» выбранной области, но и записывает в видео то, что происходит на экране. Встроенный редактор аннотаций позволяет добавить к скриншоту, описание, подчеркнуть основные моменты, записать голосовое сопровождение и т.п.
Ключевые возможности программы:
Данную
программу можно использовать для
создания и реализации творческих
заданий не только по информатике, но и
по другим дисциплинам, дополнительных
видео роликов сопровождающих текстовку
творческих работ, презентаций PowerPoint,
документов MS Office. Созданные при помощи
SnagIt видео и фото изображения легко прикрепляются
как к презентациям, так и к текстовым
документам. Программа очень проста
в использовании. Ею могут пользоваться
не только учителя информатики, но и другие
учителя предметники, школьники при подготовке
различных творческих проектов по предметам.
То есть посредством программы SnagIt каждый
может реализовать свой творческий потенциал.
2.2
Творческие задания
как средство развития
творческой деятельности
школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое»[21]. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ[15].
Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества[3].
На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учет актуального уровня развития;
- учет возрастных особенностей учащихся.
Учитывая
эти требования, можно построить
систему творческих заданий, под
которой понимается упорядоченное
множество взаимосвязанных
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт[4].
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы -внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1. То, что творческая деятельность школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах;
2. Творческие возможности содержания учебных предметов школы[5].
Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа - «Познание». Цель - накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:
· изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков -- цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
· рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
· моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа - «Создание». Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
· получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
· ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
· переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
3 группа - «Преобразование». Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
· моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
· моделировать изменения внутреннего строения систем;
· учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4-я группа - «Использование в новом качестве». Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
·
рассматривать объекты
· находить фантастическое применение реально существующим системам;
· осуществлять перенос функций в различные области применения;
· получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.
III уровень - предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.
II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.
I
уровень - предполагает выполнение
творческих заданий на основе мыслительных
инструментов таких как: адаптированный
алгоритм решения изобретательских задач,
приемы разрешения противоречия в пространстве
и во времени, типовые приемы разрешения
противоречия[18].
Вывод ко второй главе
На сегодняшний день существует объективная потребность в методиках преподавания, способствующих развитию творческих способностей.
Современные
мультимедиа приложения (аудио- и
видеофрагменты, анимация) являются одними
из эффективных дидактических
Видеоматериалы
созданные при помощи видеозахвата существенно
усиливают дидактический потенциал электронных
средств обучения.
Программу SnagIt можно использовать для создания и реализации творческих заданий не только по информатике, но и по другим дисциплинам, дополнительных видео роликов сопровождающих текстовку творческих работ, презентаций PowerPoint, документов MS Office. Созданные при помощи SnagIt видео и фото изображения легко прикрепляются как к презентациям, так и к текстовым документам. Программа очень проста в использовании. Ею могут пользоваться не только учителя информатики, но и другие учителя предметники, школьники при подготовке различных творческих проектов по предметам. То есть посредством программы SnagIt каждый может реализовать свой творческий потенциал.