Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
7. 1. Учет физического
начала. Проблемы адаптации людей
с ограниченными физическими
возможностями в современной
информационной среде Люди с
ограниченными физическими
Это связано с тем, что у разных людей и различных социальных групп различна психологическая устойчивость к процессам информатизации.
Особого внимания
требуют женщины, принявшие на себя
основной “удар” в области практической
компьютерной работы. Далее, например,
известно, что наиболее подвержены
“зомбированию” по телевидению молодежь
и люди пожилого возраста. Необходимо
правовое ограничение объема и содержания
телевизионного воздействия, разработанное
на базе глубоких научных исследований
психологов. На повестке дня активное
развитие научного направления - информационной
(компьютерной) психологии.
Эта наука, видимо, должна исследовать
такие проблемы, как:
страх человека перед
стремительно совершенствующейся информационной
техникой, ростом и усложнением информационных
потоков (компьютерофобия); “информомания”
как болезнь человека, отдающего
приоритет общению с ЭВМ, а
не с людьми;
утомляемость людей при работе на компьютере
и т. д.
Уже появился термин
“киберболезнь”, которой подвержены
люди, часто находящиеся в
Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.
Значительные наработки
в этом направлении уже есть. Так,
например, люстра, изобретенная выдающимся
русским биофизиком А. Л. Чижевским
, насыщая воздух аэроинами, нейтрализует
смог положительных ионов в
В социально-экономическом
отношении очень важна
7. 3. Варианты социализации различных социальных
групп
В условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.
Остановимся на основных
социальных проблемах и вариантах
их решения в условиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
Должны быть разработаны
средства информатики и компьютерной
лингвистики массового
- информационная безопасность личности.
Под информационной
безопасностьюпонимается
В качестве воздействия на личность могут
выступать:
- целенаправленное
информационное давление с
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.
За рубежом наблюдение
за соблюдением прав граждан в
этом отношении компетенция
- компьютерная преступность, вирусы.
Компьютерный вирус
- специальная программа, составленная
кем-то со злым умыслом и способная
к саморазмножению. Одну из самых
популярных антивирусных программ “AIDSTEST”
- ее автор Д. Лозинский обновляет
иногда даже дважды в неделю. Попытка
создателей вирусов, как правило, молодых
людей реализовать себя в вирусописательстве
связана с рядом причин: желанием
самоутвердиться, “прогреметь”, а
также с отсутствием осознанных
жизненных целей. Д. Лозинский считает
их жалкими созданиями[4].
7. 4. Информационный образ жизни
Существует два смысла этого понятия:
1. образ жизни
людей в информационном
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.
Под образом жизнипонимается
система видов
Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие
образ жизни виды деятельности? Это:
- трудовая; общественно-политическая;
учебная;
бытовая;
-социально-культурная;
досуговая деятельность.
Рассмотрим новые
возможности, предоставляемые
- общественно-политическая
деятельностьобретает новую
- учебная деятельность
Активно развивающаяся
педагогическая информатиказанимается
проблемами создания и реализации концепции
образования [5] людей, которым предстоит
жить в информационном обществе. Среди
целей информатизации образования,
наряду с универсальными (развитие
интеллектуальных способностей, гуманизация
и доступность образования) определяется
и ряд специфических
Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей дляизменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения .
Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.
В развитых странах,
например, в Великобритании, в законе
об образовании гарантируется
- бытовая деятельность
Бытовые компьютеры
в принципе имеют по сравнению
с профессиональными более
Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач.
Важными областями
применения бытовых компьютеров
также являются: обеспечение информационных
потребностей людей (доступ к различным
базам данных и знаний, общение
с владельцами других ЭВМ по линиям
связи и др. ); автоматическое управление
домашним хозяйством (управление микроклиматом,
освещенностью, расходом электроэнергии
и отопительной системой, устройствами
бытовой техники, обеспечение неприкосновенности
и безопасности жилища и др. ).
- социально-культурная деятельность
Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве.
Так, например, первый
выполненный в технологии мультимедиа
CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$),
посвященный русскому искусству
Х - начала ХХ веков, содержит карты
Российского государства в
- досуговая деятельность
В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6]. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).
За одно десятилетие
были созданы 4 поколения интерактивных
средств. Компактные диски знаменуют
появление пятого поколения. Первые
три поколения интерактивных
средств объединяют постоянно усложняющиеся
версии видеоигр. В четвертом поколении
были объединены видеоигры и бытовые
компьютеры при одновременном расширении
ассортимента развлечений за счет включения
логических игр, музыкальных и художественных
интерактивных программ. В настоящее
время среди последних
В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране.
По прогнозам
ряда специалистов домашний компьютер,
вместе с разнообразными on-line-службами,
текстовыми и аудиовизуальными новостями,
видеоиграми в перспективе
В условиях стремительного
совершенствования
8. Постиндустриальное,
информационное общество: социальная
структура и специфика
8. 1. Тенденции в
изменении параметров, соотношения
и типов взаимосвязи
изменения самих социальных групп (их размера, качественных параметров); изменение процентного соотношения между различными социальными группами; изменение типов взаимосвязей между социальными группами.
Подобный анализ и прогнозирование изменений социальной структуры проводятся в предположении, что социальные связи выражены в той мере, что в принципе возможно говорить об обществе как системе.