Развитие информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения

Работа содержит 1 файл

Развитие информационного общества.docx

— 84.82 Кб (Скачать)

7. 1. Учет физического  начала. Проблемы адаптации людей  с ограниченными физическими  возможностями в современной  информационной среде Люди с  ограниченными физическими возможностями  требуют особого подхода к  разработке прежде всего устройств  ввода-вывода информации в ЭВМ.  Например: во многих странах мира  для слепых и слабовидящих  людей широко применяются специальные  синтезаторы, позволяющие осуществлять  голосовой ввод информации; практически  полностью потерявшие подвижность  могут осуществляють работу на  компьютере, ввод информации движением  глаз при помощи специальных  шлемов. В России создана специальная  программа по компьютерной технике,  адаптированной для лиц, имеющих  различные физические отклонения (например, в Москве разработана  и успешно применяется компьютерная  методика для лечения косоглазия  у детей , что очень важно,  так как в каждой тридцатой  семье ребенок страдает этим  заболеванием); существуют специальные  компьютерные залы, а также центры  подготовки специалистов из числа  людей с ограниченными возможностями.  Необходима разработка программ  занятости с использованием компьютеров  на дому для людей, не имеющих  возможности перемещаться на  работу. Реализация таких программ  позволит обществу не потерять  деятельностный, образовательный и  интеллектуальный потенциал людей,  а также снизит социальную  напряженность. 7. 2. Определение предельно  допустимых нагрузок на психику

Это связано с  тем, что у разных людей и различных  социальных групп различна психологическая  устойчивость к процессам информатизации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное  на базе глубоких научных исследований психологов. На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии. 
 
    Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

страх человека перед  стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия); “информомания” как болезнь человека, отдающего  приоритет общению с ЭВМ, а  не с людьми; 
 
    утомляемость людей при работе на компьютере и т. д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной  реальности.

Должны создаваться  соответствующие рекомендации для  разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки  в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А. Л. Чижевским , насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных  зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют  большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что  снижает утомляемость глаз.

В социально-экономическом  отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно  использующим в своей работе компьютерную технику. 
 
    7. 3. Варианты социализации различных социальных групп

В условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а  не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах  их решения в условиях информатизации: 
 
    - проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в  сеть естественно сложившейся для  каждого человека языковой среды. В  условиях России широкое распространение  нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны  средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют  социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене. 
 
    - информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностьюпонимается состояние  защищенности информационной среды  общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства[1]. Обеспечение  информационной безопасности личностиозначает ее право на получение объективной  информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. 
 
    В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное  информационное давление с целью  изменения мировоззрения, политических  взглядов и морально-психологического  состояния людей; - распространение  недостоверной, искаженной, неполной  информации; - использование неадекватного  восприятия людьми достоверной  информации. Информационные воздействия  опасны или полезны не столько  сами по себе, сколько тем, что  управляют мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации  как раз и заключается в  ее способности контролировать  вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много  порядков выше самой информации[2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую  программу на ту или иную установку  не представляет труда. “Виртуальную”  систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в  этом отношении компетенция специальных  уполномоченных по защите прав граждан  в информационных системах[3]. 
 
    - компьютерная преступность, вирусы.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная  к саморазмножению. Одну из самых  популярных антивирусных программ “AIDSTEST” - ее автор Д. Лозинский обновляет  иногда даже дважды в неделю. Попытка  создателей вирусов, как правило, молодых  людей реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а  также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д. Лозинский считает  их жалкими созданиями[4]. 
 
    7. 4. Информационный образ жизни 
    Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни  людей в информационном обществе, где все стороны жизни в  значительной степени пронизываются  информационными отношениями, базирующимися  на современных информационных  технологиях; 
 
    2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными  и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к  сознательно избранному информационному  образу жизни, на склоне которой человек  не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизнипонимается  система видов жизнедеятельности  общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны  между собой: изменение одной  из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая; общественно-политическая; 
 
    учебная; 
    бытовая; 
    -социально-культурная; 
    досуговая деятельность.

Рассмотрим новые  возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных  слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая  деятельностьобретает новую глубину  с использованием интерактивного  телевидения (телевидения с обратной  связью). Добавление к обычному  телевизору передающего устройства  с пультом обратной связи позволяет  зрителю реагировать на вопросы  ведущих телепрограмм, принимать  участие в анкетированиях, голосованиях  и т. д. Создается также новый  рынок заказного цифрового телевидения  на экране компьютера. 
 
    - учебная деятельность

Активно развивающаяся  педагогическая информатиказанимается  проблемами создания и реализации концепции  образования [5] людей, которым предстоит  жить в информационном обществе. Среди  целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация  и доступность образования) определяется и ряд специфических компьютерная грамотность, информационное обеспечение  образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование  на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы  образования: от “наполнения сосуда”  к “воспламенению факела”, т. е. раскрытию  и развитию индивидуальных возможностей человека.

Появление мультимедиа  приводит к созданию не только новых  рабочих мест, но и особых возможностей дляизменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения .

Гипертекст как  обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном  процессе, внося свой вклад в совершенствование  индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право  учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в  учебном процессе. 
 
    - бытовая деятельность

Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению  с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др. ). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т. п. В России под домашним компьютером часто  понимается пока предельно усеченная  модель.

Бытовые компьютеры предназначены для массового  использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых  и других задач.

Важными областями  применения бытовых компьютеров  также являются: обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным  базам данных и знаний, общение  с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др. ); автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др. ). 
 
    - социально-культурная деятельность

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого  ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке  и игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству  Х - начала ХХ веков, содержит карты  Российского государства в динамике его развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести  анализ развития русского искусства  во времени и пространстве. 
 
    - досуговая деятельность

В мире фиксируется  четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6]. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие  были созданы 4 поколения интерактивных  средств. Компактные диски знаменуют  появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных  средств объединяют постоянно усложняющиеся  версии видеоигр. В четвертом поколении  были объединены видеоигры и бытовые  компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения  логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее  время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного  выбора решений, являются первым шагом  к продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение  полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном  экране.

По прогнозам  ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит  телевизор, погубит интерактивное  телевидение.

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных  установках конкретной личности.

8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная  структура и специфика трудовой  деятельности

8. 1. Тенденции в  изменении параметров, соотношения  и типов взаимосвязи социальных  групп при переходе к постиндустриальному,  информационному обществу Анализ  и прогнозирование изменений  социальной структуры под влиянием  информатизации необходимо вести  по следующим направлениям:

изменения самих  социальных групп (их размера, качественных параметров); изменение процентного  соотношения между различными социальными  группами; изменение типов взаимосвязей между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование изменений  социальной структуры проводятся в  предположении, что социальные связи  выражены в той мере, что в принципе возможно говорить об обществе как  системе.

Информация о работе Развитие информационного общества