Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к понятиям класс и классификация. Классификация- распределение предметов, объектов и понятий по группам (классам) по обнаруженным свойствам.
В любой складывающейся
науке одним из первых принципов
являлся принцип систематизации
знаний. Поэтому классификация как
метод научной систематики
Мы видим на этом
примере, что классификация может
проявить себя не только как инструмент
организации научных знаний, но и
как фактор социального порядка.
Поэтому существующие системы тарифов
и ставок, ученых степеней и званий,
структура должностей и служебных
постов в гражданской службе и
армии играют не только организующую,
но и стимулирующую роль. Подобная
модель знаний получила в науке и
практике название "иерархической".
Ее достоинства в том, что она
проста в освоении, легко поддерживается
в рабочем состоянии (легко пополняется
и "чистится"), эффективно решает
задачу разнесения новых понятий
по иерархическим уровням.
Недостатки иерархической модели знаний:
- прямые связи
между понятиями соседних
- иерархическая
классификация наиболее
Систематика, лежащая
в основе классификации может
применяться как сильное
Благодаря такому
подходу Д. И. Менделеев открыл знаменитый
периодический закон. Подчеркивая
доминирующую роль выделенного им признака
он писал: ".... по смыслу всех точных
сведений о явлениях природы масса
вещества есть именно такое свойство
его, от которого должны находиться в
зависимости все остальные
Морфологический метод
осуществляет как бы анатомическое
исследование объектов, понятий, значений
путем расчленения целого на характерные,
существенные части. Его цель - выяснение
роли частного в целостной картине,
систематизация знаний о данной реальности,
составление гипотез о
Упомянутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и морфологическим моделям. Их удается устранить используя так называемые ветвящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это могут быть родо-видовые отношения, но так же и другие типы отношений: "быть представителем", "иметь", "наследовать" и т. п. Однозначность связей в древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отношений позволяет повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, система знаний, представленных иерархической или морфологической моделями статична, или, как говорят, декларативна.
В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходящие ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему), индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов. Например: "растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цветок, часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".
Благодаря такой организации представленные знания получают как дополнение к декларативности процедуральность, т. е. способность к выводу общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная структура знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе информационного обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в предыдущей модели знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже время внутреннее "мироустройство" некоторой системы знаний может не соответствовать этой парадигме.
Рассмотрим в качестве примера понятие "трудовой коллектив". Совокупность знаний, описывающих конкретный трудовой коллектив, чрезвычайно разнообразна, или, как говорят, многоаспектна. Между аспектами часто не удается установить отношений иерархии (род-вид), хотя связь между ними имеет место. Вот один из возможных аспектов: все представители трудового коллектива могут быть включены по алфавиту в список с указанием против фамилии и имени каждого работника табельного номера, года рождения, образования, специальности, разряда, стажа работы и т. п. Назовем этот список - "Список 1".
Другой аспект: все члены коллектива работают на условиях сдельной оплаты и величина их заработка определяется на основе т. н. тарифной сетки. Поэтому, составив список специальностей и разрядов с указанием стоимости одного часа рабочего времени, мы формируем некоторое представление знаний о системе оплаты труда членов данного коллектива. Назовем этот список - "Список 2". Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы должны учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого периода работы (например за месяц). Значит третий список, составляемый, скажем, мастером участка это список, состоящий из табельных номеров и фактически проработанного работником времени. Это - “Список 3”.
Понятно, что все три списка содержат необходимый объем знаний о трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. Подобные модели представления знаний, состоящие из связанных друг с другом списочных структур, получили название реляционных.
В реляционных моделях
удается представить более
В приведенном примере
мы рассмотрели лишь задачу определения
величины заработка. Но, по-видимому ясно,
что реляционные модели включающие
достаточное по содержанию и количеству
число списочных структур создают
возможность для решения
Существуют и
другие формализмы представления знаний,
кроме перечисленных выше иерархических,
морфологических, древовидных и
реляционных моделей. Так, например,
промежуточным между
Информационная технология.
Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе “жестких алгоритмов”.
Под новой информационной
технологией, как правило, понимается
информационная технология на базе “мягких
алгоритмов”, с использованием достижений
искусственного интеллекта.
Материя, энергия, информация, знания -
связь понятий(2).
Исходной посылкой
является утверждение, что информация
является семантической сущностью
материи. Понятие “материя”
Информация- всеобщее
свойство материи, проявляющееся в
кибернетических
Данные- это сведения,
служащие для какого-либо вывода и
возможного решения. Они могут храниться,
передаваться, но не выступать в
качестве информации. Знания- это результат
познавательной деятельности, система
приобретенных с ее помощью понятий
о действительности.
Соотношение понятий информация, данные,
знания.
Может быть предложена
следующая соответствующая
Информация всегда
носит “транспортный” оттенок передачи
знания по сетям связи , знание же всегда
связано с личностью его
2. 3. Проблематика искусственного интеллекта.
Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интерфейсом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).
От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний -выявление, структурирование, формализация знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, илиэкспертных систем(ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.
Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990 г. составил 30-40 млн. $, а 1993 г. - 207 млн. $ и продолжает стремительно расти. Что же осталось в области исследований И. И. , так сказать, в узком смысле слова? 1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.
2. Когнитивная графика
(пифограмма). Это не иллюстративная
графика, а графика,
Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”. 4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.
В этой главе были рассмотрены категории, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе.
3. Социальные коммуникации:
история, современность,
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям , которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.
Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, несводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов[1] и т. д. , она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.
Абсолютизации первого
подхода предполагает веру в то,
что технические возможности
предопределяют цели развития общества
(возникают технические утопии)
Абсолютизация второго
подхода может привести к забвению
технических возможностей информатизации,
недооценке технических нововведений.
3. 2. Информационный обмен в обществе
и его эволюция
Типы обменов в обществе:
материальный;
энергетический;
информационный (актуален с середины ХХ
века).
Целостная система
характеризуется обменом между
элементами ( В. Г. Афанасьев). Предметом
нашего рассмотрения является информационный
обмен. История совершенствования
информационного обмена совпадает
с историей создания и усовершенствования
знаковых систем, техники создания
знаков.
Основными фазами информационного обмена
являются:
устная фаза;
письменная фаза;
книжная фаза;
компьютерная фаза.