Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
Развитие информационного
общества
Введение
К обмену новостями
или информацией люди стремились
во все времена, даже в доисторические.
Общение между людьми начиналось
с отдельных звуков, жестов, мимики,
затем посредством криков люди передавали
информацию на расстояние. В Персии
в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких
башнях и звучными голосами, криками
передавали сообщения от одного к
другому. В боевых условиях приказы
передавались по цепочке, состоящей
из воинов, на расстоянии передавались
условными знаками сообщения. В
Древнем Китае пользовались гонгами,
а аборигены Африки и Америки
пользовались деревянными барабанами-
По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магелановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли".
Язык костров
и зеркал был хотя и быстр, но очень
беден. Костры несли мало информации;
дополнительно посылались гонцы
с необходимыми подробными сообщениями.
Способ "факельного телеграфа", основанного
на сообщениях, передаваемых факелами
в промежутках между зубцами
стен, что соответствовало
Открытие магнитных
и электрических явлений
1. Развитие информационного общества
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность
достижений США и других стран
в области информатизации, необходимо
понимать, что определенная доля “информационности”
этих стран создана за счет выноса
ряда материальных, нередко экологически
вредных, производств в другие страны
мира, за счет так называемого “
Закон экспоненциального роста объема
знаний.
По подсчетам
науковедов, с начала нашей эры
для удвоения знаний потребовалось
1750 лет, второе удвоение произошло в
1900 году, а третье - к 1950 году, т. е. уже
за 50 лет, при росте объема информации
за эти полвека в 8-10 раз [1]. Причем
эта тенденция все более
возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова , А. Д. Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г. Т, Колин К. К. и др.
Как же может быть
определен сам термин “информатизация”?
От ответа на этот вопрос существенным
образом зависят подходы к
анализу реального состояния
и перспектив развития процессов
информатизации общества. Наиболее полным
представляется взгляд на информатизацию
как “системно-деятельностный процесс
овладения информацией как
медиатизацию - процесс
совершенствования средств
компьютеризацию -
процесс совершенствования
интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается
[4], что , к сожалению, социальная информатизация
часто понимается как развитие информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей
компьютерной и телекоммуникационной
техники. Информатизацию общества в
принципе надо трактовать как развитие
, качественное совершенствование, радикальное
усиление с помощью современных
информационно-технологических
При обсуждении в
конце 80-х гг. концепции информатизации
страны учеными и специалистами
выделялась главная мысль - дело не
столько в концепции
Что же такое информационное общество?
Каков его образ?
Например, по мнению
А. И. Ракитова [5] общество считается
информационным, если: любой индивид,
группа лиц, предприятие или организация
в любой точке страны и в
любое время могут получить за
соответствующую плату или
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
имеются развитые
инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных ресурсов
в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического
и социально-исторического
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного
распространения
Информатизация
имеет четкую связь с экологобезопасным,
устойчивым развитием общества. Основа
информационной экономики - знания или
интеллектуально-информационный ресурс.
Знания имеют неоспоримые преимущества
по сравнению с материальными
ресурсами - фундаментом предыдущих
этапов развития общества. Материальные
ресурсы жестко подчиняются законам
сохранения. Если вы берете что-то у
природы - вы обостряете экологические
проблемы, если же пытаетесь взять
у соседа порождаются конфликты
и войны. Социально-экономическая
структура общества, базирующаяся на
информационной экономике, уже по своей
сущности избегает большинства социально-
Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг. , включает следующие основные направления:
создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;