Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
Объем продаж в
США "информационной" электроники
в 80-х годах рос с темпом в 10
раз за десятилетие.
5. 3. Политические условия и предпосылки
информатизации
Необходимой предпосылкой
информатизации, как уже отмечалось,
является демократизация. Лишь демократии
нужна совершенная
Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.
Условия и предпосылки
информатизации в культурно-духовной
сфере. 1) степень мотивационной
2) компьютерная
грамотность россиян не
5. 4. Исходные условия
и альтернативные варианты
Сегодня в России
идет процесс разрушения складывавшихся
предпосылок информатизации, соответствующих
классическому подходу к
определение образующих
черт социальных преобразований будущего
(например, гармонизация информационного
и экологического начал общества);
использование в качестве основополагающего
принципа информационного комфорта;
активный поиск конструктивных решений
социальных проблем на основе симбиоза
"левополушарных" и "правополушарных"
механизмов коммуникации. В мире господствует
западный, рассчитанный на рациональное
восприятие вариант информатизации.
Россия же - “правополушарный” регион
и грамотный учет этого обстоятельства
может позволить стране резко
увеличить темпы
Социальная сфера - это процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.
Потенциальные способности
мозга человека используются в среднем
всего на 10%. Значительно улучшить
этот показатель, приблизить его к
объективному рубежу возможностей человека
- серьезнейшая задача общества, в которую
свою лепту должен внести и прогресс
информационной техники и технологии.
В какой мере сейчас информация,
информационные технологии способствуют
повышению “качества жизни”, способствуют
улучшению условий “
Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур и т. д. ), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение преобретает сам факт наличия компьютеров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.
5. 6. Социальная
структура общества с
Выстраивая социальную
структуру по одному из критериев: типу
собственности, уровню жизни, полу, возрасту
и т. д. , необходимо дополнить полученную
структуру “информационным
6. Формирование информационной среды
общества
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода- для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.
Системы социальной
информации (ССИ) в России практически
не существует. ССИ предполагает создание
иерархии в социальной информации.
При социальном управлении должна использоваться
информация о выходе значений ключевых
параметров за соответствующие нормативные
пределы. При нахождении ключевого
параметра в этих пределах информация
о его значениях
Важно отметить, что существует как объективные, так и субъективные причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.
В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.
Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества- это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.
По аналогии с
когнитивными структурами человека,
изучаемые психологией, важно выделять
когнитивные структуры общества
и его подсистем. Это структуры
социальной памяти, общественного сознания
и общественного мнения, научных
и вообще творческих школ и течений,
духовной коммуникации и т. д [3].
Социальный интеллект - понятие [2].
В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем(предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).
Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационнойсреды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8].
По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек [4].
Мир в настоящее
время можно условно разбить
на четыре группы стран: страны, производящие
сырье, продовольствие и товары народного
потребления; страны, производящие техническую
продукцию по иностранным лицензиям и
частично оригинальные технологии;
страны, производящие оригинальные технологии;
страны, производящие знания.
США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности (допускать на свой рынок товары из Японии и т. д. ), но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения- населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования.
По состоянию на 1995 год в США - 12, 5 млн. студентов, а в России - 2, 6 млн. студентов.
Ряд стран, имеющих
современные информационные технологии,
научную информацию и знания получают,
главным образом, из США и других
стран, т. е. они не способны создавать
знания, которые должны наполнять
национальную информационную среду. Такие
общества информационными неявляются.
Информационная культура- это [6]:
новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
свобода выхода и
доступ к информационному бытию
на всех уровнях от глобального до
локального, посколькувнутринациональный,
внутригосударственный тип
новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Впервые понятие
“информационная грамотность” было
введено в 1977 году в США и использовано
в национальной программе реформы
высшего образования. Ассоциация Американских
библиотек информационно
Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].
Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.
Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК [5].
1 группа: программируемые
калькуляторы, электронные записные
книжки (органайзеры);
2 группа: карманные компьютеры;
3 группа: компьютеры
с перьевым вводом (персональные
цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты
(notebook);
5 группа: ПК-субблокноты
6 группа: переносные ПК;
7 группа: портативные рабочие станции.
Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки (архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.
Телекоммуникационные
системы- обзор используемых сетей.
Интернет как средство коммуникации.
По некоторым оценкам количествор
компьютеров, имеющих доступ к каким-либо
сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось
к 30 млн.
Интернет можно рассматривать с разных
позиций:
- наиболее узкое
представление. Интернет - это объединение
сетей, непрерывно связанных
7. Информационный
образ жизни: общество и
В условиях развертывания
информатизации каждое из диалектически
взаимосвязанных начал