Развитие информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения

Работа содержит 1 файл

Развитие информационного общества.docx

— 84.82 Кб (Скачать)

Объем продаж в  США "информационной" электроники  в 80-х годах рос с темпом в 10 раз за десятилетие. 
 
    5. 3. Политические условия и предпосылки информатизации

Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что в России весьма неглубоки корни демократии как  нормы политической жизни, явно недостаточные  темпы демократизации России связаны  с нелегитимным характером современной  власти.

Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Условия и предпосылки  информатизации в культурно-духовной сфере. 1) степень мотивационной готовности населения к использованию новых  технологий информатизации. По данным социологов общая готовность россиян  к внедрению новых информационных технологий характерна для 72, 7%, практическая же готовность 57, 2%[3].

2) компьютерная  грамотность россиян не соответствует  необходимости обеспечения высоких  темпов информатизации, не говоря  уж об информационной культуре. 3) информационный образ жизни  еще не является нормой жизни  в России, а информация не занимает  высоких позиций в системе  человеческих ценностей. Новое  информационное сознание находится  в стадии становления (ценность  интеллекта человека в лучшем  случае на одном уровне с  его материальным достатком). 4) достижение  высокого культурно-духовного потенциала, составляющими которого являются  накопленные обществом знания, овеществленное  духовное богатство и люди, носители  знаний. К сожалению, конкурентоспособность  отечественных научных разработок  падает (1980г. - 9, 1%, 1985г. - 7, 4%, 1987г. - 5%), в  России в 2, 5 раза меньше студентов,  чем в США, уровень информированности  отечественного ученого в 100 раз  ниже, чем американского коллеги.

5. 4. Исходные условия  и альтернативные варианты развития  процесса информатизации в России

Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок информатизации, соответствующих  классическому подходу к информатизации общества. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое  отставание России от передовых стран  мира, например: заимствование передовой  информационной технологии с одновременным  обеспечением информационной безопасности России;

определение образующих черт социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного  и экологического начал общества); использование в качестве основополагающего  принципа информационного комфорта; активный поиск конструктивных решений  социальных проблем на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - “правополушарный” регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко  увеличить темпы информатизации, своим путем догнать передовые  в информационном отношении страны. 5. 5. Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере

Социальная сфера - это процесс расширенного воспроизводства  человека как личности, как субъекта исторического процесса.

Потенциальные способности  мозга человека используются в среднем  всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к  объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую  свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению “качества жизни”, способствуют улучшению условий “воспроизводства”  личности?

Для этого необходим  свободный доступ каждого человека к социально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур  и т. д. ), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение преобретает  сам факт наличия компьютеров  дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.

5. 6. Социальная  структура общества с информационной  точки зрения

Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т. д. , необходимо дополнить полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более позитивное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. В других же вариантах  структурирования общества не так очевиден “информационный срез”, необходимы специальные социологические исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное  вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп. 
 
    6. Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода- для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

К сожалению, в научной  литературе и публицистике нередко  информационная среда трактуется как  синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических  средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается  парадоксальная ситуация, когда очень  качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Системы социальной информации (ССИ) в России практически  не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные  пределы. При нахождении ключевого  параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется  только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается  лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений  порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий  катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.

Важно отметить, что  существует как объективные, так  и субъективные причины нескладывания  ССИ. Основными объективными причинами  являются трудность определения  состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств  и программно-технического компьютерного  обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный  уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных  основ социального управления общественное мнение.

В частности, ССИ  должна содержать в себе социально-бытовую  статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды  общества является понятие “информационный  потенциал общества”.

Информационный  потенциал общества в широком  смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный  в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества- это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту  совокупность средств, методов и  условий должны быть включены [1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству  и развитию инфосферы, повышению  информационной культуры общества, его  интеллектуального потенциала. Таким  образом, необходимо единство процессов  компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры  и институты, необходимые для  активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты  образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка  кадров, подбор талантов, определение  места и роли каждого индивидуального  интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень  образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно  по женской линии идет передача культурного  опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка  в семье.

По аналогии с  когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры  социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных  и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т. д [3]. 
 
    Социальный интеллект - понятие [2].

В настоящее время  формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем(предприятий, управленческого  аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального  уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационнойсреды  как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей  прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к  началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники  не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект  в течение жизни изменяется в  зависимости от того, упражняет ли его человек [4].

Мир в настоящее  время можно условно разбить  на четыре группы стран: страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного  потребления; страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии; 
 
    страны, производящие оригинальные технологии; 
    страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере  деятельности (допускать на свой рынок  товары из Японии и т. д. ), но не в  производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения- населения, способного приспосабливаться к  новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования.

По состоянию  на 1995 год в США - 12, 5 млн. студентов, а в России - 2, 6 млн. студентов.

Ряд стран, имеющих  современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т. е. они не способны создавать  знания, которые должны наполнять  национальную информационную среду. Такие  общества информационными неявляются. 
 
    Информационная культура- это [6]:

новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

свобода выхода и  доступ к информационному бытию  на всех уровнях от глобального до локального, посколькувнутринациональный, внутригосударственный тип информационного  бытия так же несостоятелен, как  и национальная наука;

новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется  ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие  “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы  высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным  человеком назвала личность, способную  выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7].

Академик А. П. Ершов  понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач  с помощью ЭВМ, умение планировать  действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий  компьютерная, информационная грамотность  и информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК [5].

1 группа: программируемые  калькуляторы, электронные записные  книжки (органайзеры); 
 
    2 группа: карманные компьютеры;

3 группа: компьютеры  с перьевым вводом (персональные  цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты (notebook); 
 
    5 группа: ПК-субблокноты 
    6 группа: переносные ПК; 
    7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки (архива), не выходя из дома в любое время  дня и ночи.

Телекоммуникационные  системы- обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор  компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн. 
 
    Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое  представление. Интернет - это объединение  сетей, непрерывно связанных между  собой так, что любой компьютер  в сети “видит” любой другой, т. е. может передать ему  пакет данных и получить ответ  за доли секунды; - наиболее широкое  представление. Интернет - это кибернетическое  пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои  образом мыслей, своим языком.

7. Информационный  образ жизни: общество и личность  в условиях информатизации

В условиях развертывания  информатизации каждое из диалектически  взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т. к. только в этом случае новые возможности  информационного общества могут  быть в полной мере использованы для  всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная  информатизация чревата трудно прогнозируемыми  в полной мере отрицательными общественными  последствиям информатизации.

Информация о работе Развитие информационного общества