Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных мер для их разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знания[5].
В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая “свою” информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.
Требует решения
также проблема деперсонализации, обезличенности
знаний, помещенных в компьютерный
информационный фонд. Обществу необходимо
научиться управлять как
4. 5. Формы материализации информационных
ресурсов общества
Отчужденное знание, подготовленное для социального использования, материализуется в документах на различных носителях, в том числе электронных, в произведениях искусства и т. д.
Качественно новые потребительские свойства электронных изданий обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-ROM). Если в 1993 г. в России был выпущен один CD-ROM, то в 1994 г. - уже 25, а в 1995 г. - более 100 информационных продуктов, в том числе БД, на CD-ROM.
4. 6. Проблема “электронизации” информационных фондов России
Особое значение
для России имеет проблема электронизации
национальных библиотек, различных
БД, решение которой явится существенным
вкладом в активизацию
4. 7. Автоматизированные информационные
ресурсы России
Самый крупный ИР Россиисосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.
В общем объеме
ИР России наибольшую часть составляет
научно-техническая информация, но
по мере развития рыночных отношений
все активнее генерируются и распространяются
БД коммерческой, деловой, правовой информации.
По данным Миннауки РФ ежегодный прирост
информационных массивов составляет 11-12%,
реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие
хорошо организованного
Для потребителей
информации важно иметь справочно-
Качество БД , в
частности достоверность
Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.
По состоянию
на 1995 год в мире существует 1131 БД,
действующих в режиме on-line, из них
99% БД принадлежит США и лишь 32
БД (0, 03%) - странам третьего мира, что
ярко свидетельствует о
Типы БД.
БД классифицируются
по структуре, назначению и способу
доступа. По структуре БД делятся
на:
документографические (библиографические,
реферативные);
фактографические;
числовые;
полнотекстовые и гипертекстовые;
лексикографические.
По назначению содержащейся информации
БД делятся на:
БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация, кадастры, регистры);
БД информации для
специалистов (экономическая, правоохранительная
и др. информация);
БД массовой информации.
По способу доступа БД делятся на:
БД, размещенные на хостах (доступные через
сети);
БД, тиражируемые в коммуникативных форматах;
БД, тиражирумые с программными средствами (включая CD-ROM); локальные БД.
Остановимся подробнее
на понятии “фактографические базы
социальных данных”. К социальным данным
относятся данные о населении
и социальной среде. Сведения о населениивключают
демографические, паспортные, кадровые,
социальные, медицинские и любые
другие персональные данные об отдельных
личностях, а также сводные данные
о населении государства в
целом и его отдельных
Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно недостаточным финансированием этого направления.
Сведения о социальной средевключают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка и др[6].
Учеными и специалистами
ставится вопрос о необходимости
более глубокой проработки самого понятия
“социальная среда”, разработки системы
показателей для его описания
и создания соответствующих электронных
БД. Так, например, предлагаемое понятие
“региональная пространственно-
Очевидно, что необходимо
научная проработка и фактографическое
наполнение на современном уровне и
такого важного понятия как “
Только наличие
всего спектра ЭВМ от персональных
до супер, обладающих соответствующих
своему классу ресурсами, наличие развитых
средств связи, а также современное
программное обеспечение (как резидентное,
так и распределенное) даст практическую
возможность коллективного
Решение комплекса
социальных и технических проблем
активизации информационных ресурсов
России, иначе говоря, увеличения ее
информационного потенциала, позволит
создать необходимую для
5. Информатизация
общества: социальные условия,
Социальные предпосылки информатизации- это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации- реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в узком смысле слова: “социальное” в широком смысле слова тождественно понятию “общественное”. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации - это анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;
“социальное”
в узком смысле слова. При этом
подходе рассматриваются
5. 1. Технический
аспект социальных условий и
предпосылок информатизации
Рассматривая технический
аспект условий информатизации в
России отметим, что в стране накоплен
достаточно мощный потенциал, который
при разумной конверсии позволяет
решить технический аспект проблемы
информатизации. В качестве обнадеживающих
тенденций можно отметить: приближение
качества так называемых “красной”
и “желтой” сборок компьютеров , тот
факт, что в 1993 году уже каждый третий
проданный в России персональный
компьютер был собран на ее территории,
а также начало работ по мелкосерийному
производству супер-ЭВМ “Эльбрус”.
В обществе создается и динамично
наращивает свои возможности развитая
коммуникационная сеть (КС), представленная
узлами переработки данных и линиями
связи. По состоянию КС можно оценить
на каком этапе информатизации (начальном,
срединном, завершающем) находится
то или иное общество. Этап наступает
при наличии комплекса
- ранняя фаза
информатизации общества
- завершающая фаза
информатизации общества
Телефонные аппараты - 200 млн. ед.
Персональные компьютеры - 100 млн. ед.
Мини-компьютеры - 400 тыс. ед.
Средние ЭВМ - 40 тыс. ед.
Супер-ЭВМ - 400 ед.
Сравнительные данные начало 90-х годов:
в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т. е. существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень телефонизации- весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111.... Турция -55. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн. ед. ;
в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40 млн. ПЭВМ. К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.
Таким образом, Россия
находится на начальной стадии информатизации,
США - в ее срединной фазе. 5. 2. Экономические
условия и предпосылки
Основной экономической
предпосылкой является демонополизация
экономики. Объемы выделяемых и необходимых
для информатизации финансовых средств
различаются на три порядка (стоимость
супер-компьютера - около 15-20 млн. $). В
стране продолжается экономический
кризис. Стихийный процесс конверсии
не позволяет использовать возможности
военной сферы для нужд информатизации.
Сегодня реальные финансовые средства
для информатизации имеют регионы.
Для производства недостающих России
300 млн. телефонных аппаратов необходима
радикальная перестройка целого
ряда отраслей промышленности , что
потребует громадных