Развитие информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения

Работа содержит 1 файл

Развитие информационного общества.docx

— 84.82 Кб (Скачать)

Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о  количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями все еще ожидают  крупномасштабных организационных  мер для их разработки и потребуют  длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знания[5].

В перспективе все  информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая “свою” информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию  за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность  существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Требует решения  также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда  по созданию знаний, понижения социального  статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса  пользователя знаниями, переоценки в  какой-то мере его более рутинного  и более доступного труда. Такая  нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет  иметь весьма негативные последствия  для его развития. 
 
    4. 5. Формы материализации информационных ресурсов общества

Отчужденное знание, подготовленное для социального  использования, материализуется в  документах на различных носителях, в том числе электронных, в  произведениях искусства и т. д.

Качественно новые  потребительские свойства электронных  изданий обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту продукцию достигается  распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-ROM). Если в 1993 г. в России был выпущен  один CD-ROM, то в 1994 г. - уже 25, а в 1995 г. - более 100 информационных продуктов, в  том числе БД, на CD-ROM.

4. 6. Проблема “электронизации”  информационных фондов России

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных  БД, решение которой явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны. Еще в 1994 году комитетом  при Президенте РФ по политике информатизации подготовлен национальный доклад “Автоматизированные  информационные ресурсы России. Состояние  и тенденции развития”[3]. 
 
    4. 7. Автоматизированные информационные ресурсы России

Самый крупный ИР Россиисосредоточен в ВИНИТИ: объем  машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений  все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации. По данным Миннауки РФ ежегодный прирост  информационных массивов составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо организованного информационного  рынка[4].

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную  службу в мире информационных товаров  и услуг. Эту задачу решает НТЦ  “Информрегистр”, создавая электронный  каталог отечественных баз и  банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах. В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается  лишь около 3 тыс.

Качество БД , в  частности достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные  базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость  создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные  на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.

По состоянию  на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД (0, 03%) - странам третьего мира, что  ярко свидетельствует о монополизации  науки. 
 
    Типы БД.

БД классифицируются по структуре, назначению и способу  доступа. По структуре БД делятся  на: 
 
    документографические (библиографические, реферативные); 
    фактографические; 
    числовые; 
    полнотекстовые и гипертекстовые; 
    лексикографические. 
    По назначению содержащейся информации БД делятся на:

БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация, кадастры, регистры);

БД информации для  специалистов (экономическая, правоохранительная и др. информация); 
 
    БД массовой информации. 
    По способу доступа БД делятся на: 
    БД, размещенные на хостах (доступные через сети); 
    БД, тиражируемые в коммуникативных форматах;

БД, тиражирумые  с программными средствами (включая CD-ROM); локальные БД.

Остановимся подробнее  на понятии “фактографические базы социальных данных”. К социальным данным относятся данные о населении  и социальной среде. Сведения о населениивключают  демографические, паспортные, кадровые, социальные, медицинские и любые  другие персональные данные об отдельных  личностях, а также сводные данные о населении государства в  целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях  школьного возраста, женщинах и др.

Трудности создания в России БД о населении связаны  с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также  с явно недостаточным финансированием  этого направления.

Сведения о социальной средевключают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка  и др[6].

Учеными и специалистами  ставится вопрос о необходимости  более глубокой проработки самого понятия  “социальная среда”, разработки системы  показателей для его описания и создания соответствующих электронных  БД. Так, например, предлагаемое понятие  “региональная пространственно-предметная среда”[7] реализует социопространственный (территориальный) аспект жизнедеятельности  людей. Должен стать общеизвестным, а также постоянно отслеживаться  в динамике, например, следующий  норматив: каждый взрослый человек  должен в год проехать с социально-культурными  целями - 8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем  проезжает 3700 км. в год, а селянин  всего 2100 км.

Очевидно, что необходимо научная проработка и фактографическое наполнение на современном уровне и  такого важного понятия как “социальное  время”. Электронизация фактографических баз социальных данных в целом  находится в России лишь в начальной  стадии.

Только наличие  всего спектра ЭВМ от персональных до супер, обладающих соответствующих  своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а также современное  программное обеспечение (как резидентное, так и распределенное) даст практическую возможность коллективного использования  информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными  базами и банками данных[8].

Решение комплекса  социальных и технических проблем  активизации информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития информационную среду общества.

5. Информатизация  общества: социальные условия, предпосылки  и последствия

Социальные предпосылки  информатизации- это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов  информатизации. Социальные условия  информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс  информатизации. Социальные последствия информатизации- реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в узком смысле слова: “социальное” в широком смысле слова тождественно понятию “общественное”. Рассмотрение в этом смысле условий  и предпосылок информатизации - это  анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;

“социальное”  в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются информационные особенности существования различных  социальных групп, уровень их готовности к процессу информатизации, а также  изучается социальная структура  в ее соотношении с процессом  информатизации.

5. 1. Технический  аспект социальных условий и  предпосылок информатизации Развитие  науки и техники - толчок и  средство реализации процессов  информатизации. Сейчас в России  процесс информатизации вступает  в 3-ю фазу развития. 1-я фаза- начало 70-х годов - появление вычислительных  средств, позволяющих вести автоматизированную  обработку символьной информации (“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом  этапе создавались АСУ воздушным  и ж/д транспортом, энергосистемами,  оборонным комплексом[1]. 2-я фаза- 1983 год, когда была разработана  общегосударственная программа  по развитию средств вычислительной  техники и АСУ до 2000 года (ответ  на “вызов” Японии, заявившей  о создании машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась программа  информатизации до 2005 года в связи  с необходимостью отражения в  ней средств персональной информатики. 1993 год -начало 3 этапа. Необходимость  создания после распада СССР  концепции информатизации РФ. Техническая  база информатизации существенно  ослабла из-за принадлежности  ныне ряда оборонных предприятий-производителей  вычислительной техники Украине  и другим странам СНГ.

Рассматривая технический  аспект условий информатизации в  России отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который  при разумной конверсии позволяет  решить технический аспект проблемы информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить: приближение  качества так называемых “красной”  и “желтой” сборок компьютеров , тот  факт, что в 1993 году уже каждый третий проданный в России персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по мелкосерийному производству супер-ЭВМ “Эльбрус”. В обществе создается и динамично  наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями  связи. По состоянию КС можно оценить  на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится  то или иное общество. Этап наступает  при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет  раскрыть многоаспектность проблемы информатизации. А. П. Ершовым предложена следующая  метрика[2]:

- ранняя фаза  информатизации общества наступает  при достижении действующей в  нем КС совокупной вычислительной  мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание  достаточно надежной междугородней  телефонной сети);

- завершающая фаза  информатизации общества соответствует  достижению упомянутой КС вычислительной  мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный  и оперативный информационный  контакт между членами общества  по принципу "каждый с каждым"). Средние темпы прироста вычислительной  мощности КС в условиях "нормального"  развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь  этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий. Примерный необходимый парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн. чел. , таков: 
 
    Телефонные аппараты - 200 млн. ед. 
    Персональные компьютеры - 100 млн. ед. 
    Мини-компьютеры - 400 тыс. ед. 
    Средние ЭВМ - 40 тыс. ед. 
    Супер-ЭВМ - 400 ед. 
    Сравнительные данные начало 90-х годов:

в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т. е. существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень  телефонизации- весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111.... Турция -55. По состоянию на 1993 год  Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное  пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн. ед. ;

в США функционирует  более 250 млн. телефонных аппаратов  и около 40 млн. ПЭВМ. К 2000 году число  пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.

Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе. 5. 2. Экономические  условия и предпосылки информатизации

Основной экономической  предпосылкой является демонополизация  экономики. Объемы выделяемых и необходимых  для информатизации финансовых средств  различаются на три порядка (стоимость  супер-компьютера - около 15-20 млн. $). В  стране продолжается экономический  кризис. Стихийный процесс конверсии  не позволяет использовать возможности  военной сферы для нужд информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации имеют регионы. Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности , что  потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации  в России осуществляется преимущественно  за счет систем космической связи (введение системы “Экспресс”, имеющей в 3-4 раза большую чем у ныне действующей  системы “Горизонт” пропускную способность, совместная эксплуатация военных спутников  и т. д. ).

Информация о работе Развитие информационного общества