Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат
К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения
Д. С. Робертсон (США),
исходя из взаимообусловленности
Уровень 2 - письменная
культура; мерой информированности
общества служит Александрийская библиотека,
имеющая 532800 свитков, в которых содержится
1011 бит информации; Уровень 3 - книжная
культура: имеются сотни библиотек,
выпускаются десятки тысяч
Рассмотрим вклад
каждой исторической фазы в совершенствование
эффективности информационного
обмена.
1) Устная фаза
Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.
Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени.
Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.
Как показал математический
анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью.
Это означает, что любое сообщение
можно без потери информации сократить
на 1/5, однако при этом резко уменьшается
помехоустойчивость информации. Ю. В. Рождественский
выделил 10 дописьменных знаковых систем:
приметы, включая симптоматику народной
медицины;
гадания;
предзнаменования (знаменья);
язык;
изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;
прикладные искусства:
архитектура, костюм, народные ремесла;
измерительная группа: меры;
пространственные ориентиры;
сигналы в контуре управления;
обряды.
2) Письменная фаза
Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, какцивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества[3].
Письменность служит
одним из важнейших средств сохранения
языка в живом виде[4].
Проблема “левшей”, ее социальное значение.
“Переламывание”
“левшей” на “правшей” в детском
возрасте уменьшает возможности
личностной реализации первых, их возможный
вклад в интеллект нации. Дорожные
знаки - идиографическое письмо.
3) Книжная фаза
Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564.
Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.
“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В. И. Вернадский.
Коммуникационные
процессы в целом определяют социальную
природу человека.
Избыточность текста (проза, поэзия).
Информационная
способность стихов в 1, 5 раза больше,
чем прозы, т. е. сообщение в 150 строк
может быть передано ста стихотворными
строчками. Этот факт объясняется тем,
что стих допускает большую свободу
в выражениях и большую образность,
чем проза. Эти качества стиха
и обеспечивают ему большую выразительность,
позволяющую при одном и том
же количестве символов передать больше
информации. Академик А. Н. Колмогоров
установил, что информационное содержание
стихов Пушкина очень близко к
пределу - информационной способности
русского языка вообще, современных
же поэтов - существенно ниже. Индустриальная
коммуникационная система - высшая точка
развития книжной культуры, но уже
в пору расцвета заметны признаки
ее размывания, например, обезличенная
массовая коммуникация, опозиционная
информационно-документальная деятельность,
а также распространение мифа
об информационном кризисе. Книжная
информатика стала снижать свою
эффективность, образуется противоречие
между потоками текущей литературы
и индивидуальными
Таким образом, появилась
необходимость более
Книга в настоящее время приобретает электронную
форму.
Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).
В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.
Богатейшее в
мире собрание русских книг находится
в Российской национальной библиотеке
(бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е.
Салтыкова-Щедрина, г. С. -Петербург).
4) Компьютерная фаза
Новый безбумажный этапв развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[5].
Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А. В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а сэлектронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”[6].
Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? [7]
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.
Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.
Компьютерная страница
непредсказуемым образом
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.
Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.
Другой причиной
популярности данных технологий является
предоставляемая ими
4. Информационные ресурсы общества
4. 1. Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержание, симптомы в социальной практике, последствия
Информационный
кризис начала 70-х годов ХХ века проявился
в снижении эффективности информационного
обмена:
резко возрос объем публикуемых данных;
между группами разных специалистов стало
трудно общаться;
возрос объем неопубликованной информации;
выросла проблема межязыкового обмена
в мире.
Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса - явление информационного “тромбоза”, т. е. информационного “взрыва” (лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из общего потока). Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало создание в 1971 микропроцессора.
Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов (ИР). Произошло формирование еще одногосамостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. 4. 2. Информационный ресурс общества - определение понятия
Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г. Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия -национальные информационные ресурсы- было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.
Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т. д.
ИРОмогут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования [1].
4. 3. Знания как
национальное богатство.
С живым знанием как национальным богатством связана печально известная проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы интеллектуальной эмиграции только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике [2].
4. 4. Основными проблемами
исследований в области ИР
общества являются: проблема раскрытия
сущности ИР как формы
Видимо, будут необходимы
такие научные дисциплины как
“информология” совокупность знаний
о свойствах и закономерностях
формирования ИР и “информдинамика”
- наука о закономерностях
проблема разработки
методологии количественной и качественной
оценки имеющихся в обществе ИР,
а также прогнозирования
Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам (АИР) важнейшая роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их топологической характеристике.
Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией. Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено 74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92, 6% - коммерческой информации. Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения ограничивает доступ к национальному ИР. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему “всех желающих”, однако практически они доступны только пользователям с высокими платежными способностями.