Развитие информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н. э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения

Работа содержит 1 файл

Развитие информационного общества.docx

— 84.82 Кб (Скачать)

Д. С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[2]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует  цивилизации поколичеству производимой ими информации следующим образом : Уровень 0 - информационная емкость  мозга отдельного человека - 107 бит; Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации» 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности  общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации; Уровень 3 - книжная  культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость  которых оценивается в 1017 бит; Уровень 4 - информационное общество с электронной  обработкой информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад  каждой исторической фазы в совершенствование  эффективности информационного  обмена. 
 
    1) Устная фаза

Развитие речи, языка - объективный процесс в  развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались  до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени.

Речь - отражение  мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение  можно без потери информации сократить  на 1/5, однако при этом резко уменьшается  помехоустойчивость информации. Ю. В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем: приметы, включая симптоматику народной медицины; 
 
    гадания; 
    предзнаменования (знаменья); 
    язык;

изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; измерительная группа: меры; 
 
    пространственные ориентиры; 
    сигналы в контуре управления; 
    обряды. 
    2) Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность  обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно  отделенная от субъекта форма моделирования  природного и социального мира открывает  общество, в строгом, научном смысле слова, какцивилизацию, то есть дает возможность  оперировать социальной семантической  информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества[3].

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде[4]. 
 
    Проблема “левшей”, ее социальное значение.

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском  возрасте уменьшает возможности  личностной реализации первых, их возможный  вклад в интеллект нации. Дорожные знаки - идиографическое письмо. 
 
    3) Книжная фаза

Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности  обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и  оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое  сохраняло мысль личности, увеличило  ее силу в сотни раз” В. И. Вернадский.

Коммуникационные  процессы в целом определяют социальную природу человека. 
 
    Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная  способность стихов в 1, 5 раза больше, чем прозы, т. е. сообщение в 150 строк  может быть передано ста стихотворными  строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу  в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха  и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том  же количестве символов передать больше информации. Академик А. Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к  пределу - информационной способности  русского языка вообще, современных  же поэтов - существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система - высшая точка  развития книжной культуры, но уже  в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе. Книжная  информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими  возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть  новый факт или создать новую  теорию, чем удостовериться, что  они еще не были открыты или  выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась  необходимость более совершенных  технических средств для снятия информационного кризиса. 
 
    Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги  не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США  хранится более 50 млн. книг, в их числе  и библия Гутенберга.

Богатейшее в  мире собрание русских книг находится  в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, г. С. -Петербург). 
 
    4) Компьютерная фаза

Новый безбумажный  этапв развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства  визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки  информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[5].

Главное отличие  электронного диалога от межличностной  устной коммуникации, по мнению профессора А. В. Соколова, состоит не столько  в опосредованности экраном, которая  есть и в случае видеотелефона  или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько  в факте общения не с человеком, а сэлектронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной  коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место  прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”[6].

Каковы же качественно  новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? [7]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя  к диалогу с ней. В-третьих, принципиально  по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз  знаний и экспертных систем, к которым  можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи  и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет  социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Гипертекст как  новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного  обмена.

Особо важно использование  гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другой причиной популярности данных технологий является предоставляемая ими возможность  реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей. Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные  два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и “статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры. 
 
    4. Информационные ресурсы общества

4. 1. Информационный  кризис начала 70-х годов ХХ  века: предпосылки, содержание, симптомы  в социальной практике, последствия

Информационный  кризис начала 70-х годов ХХ века проявился  в снижении эффективности информационного  обмена: 
 
    резко возрос объем публикуемых данных; 
    между группами разных специалистов стало трудно общаться; 
    возрос объем неопубликованной информации; 
    выросла проблема межязыкового обмена в мире.

Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного  кризиса - явление информационного  “тромбоза”, т. е. информационного  “взрыва” (лавинообразного роста  объемов социоинформации), сопровождающегося  информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями  в выделении нужной информации из общего потока). Существенным шагом  на пути разрешения информационного  кризиса стало создание в 1971 микропроцессора.

Таким образом, самой  актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов (ИР). Произошло формирование еще  одногосамостоятельного вида общественного  ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня  с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. 4. 2. Информационный ресурс общества - определение понятия

Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним  из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого  понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г. Р. “Национальные  информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х  годов принципиально нового понятия -национальные информационные ресурсы- было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности  использования средств передачи и переработки информации.

Понятие ИР находится  в стадии формирования, трудность  его однозначного определения связана  с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т. д.

ИРОмогут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного  социального использования [1].

4. 3. Знания как  национальное богатство. Проблема  “утечки мозгов” из России  Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не входит в понятие ИР, речь  здесь идет от отчужденных  от носителей знаниях. Уровень  “живого знания” в каждой  стране определяется историческим  наследием, уровнем образования,  профессиональной квалификации  и т. д.

С живым знанием  как национальным богатством связана  печально известная проблема “утечки  мозгов” из России. По данным МВД  России, в 1992 году эмигрировало 4576, а  в 1993 году - 5876 работников науки и  образования. Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы интеллектуальной эмиграции только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас  ожидает. Как показывают социологические  опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной  молодежи России уже практически  живет за рубежом, формально числясь  сотрудниками российских НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого  приходится 9 коллег, покидающих науку  ради успеха в бизнесе или политике [2].

4. 4. Основными проблемами  исследований в области ИР  общества являются: проблема раскрытия  сущности ИР как формы представления  знаний, определение и исследование  закономерностей формирования, преобразования  и распространения различных  видов ИР в обществе.

Видимо, будут необходимы такие научные дисциплины как  “информология” совокупность знаний о свойствах и закономерностях  формирования ИР и “информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в другие и о процессах  их распространения в обществе;

проблема разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах; проблема создания методов исследования структуры  и топологии распределения различных  видов ИР по регионам России, а также  в глобальном масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может быть названа “информографией”[1].

Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие  соблюдения конституционного права  граждан на информацию, права “свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции  РФ). В решении же задач обеспечения  доступа к автоматизированным информационным ресурсам (АИР) важнейшая роль принадлежит  “географической” дислокации баз  данных (БД), их топологической характеристике.

Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, практически  не охваченные информатизацией. Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено 74% БД научно-технической  информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92, 6% - коммерческой информации. Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения ограничивает доступ к национальному ИР. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему “всех желающих”, однако практически они доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

Информация о работе Развитие информационного общества