Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:43, дипломная работа
Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и образование. Дистанционное обучение (ДО) и дистанционное образование – это новое явление. Исследования содержания научной- педагогической и учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Становление программно дистанционного комплекса обучения ……...........7
1.1 Развитие ПКДО в мире…………………………………………….....7
1.2 Потребители ПКДО………………………………………………....10
1.3 Особенности дистанционного обучения ………………………......14
2 Построение программно дистанционного комплекса обучения ………......19
2.1 Этап первый. Техническое задание ……………………………..…19
2.2 Этап второй. Методы тестирования и отладки ……………..…….32
2.3 Этап третий. Выбор операционной системы …………………..….34
3 Разработка программного комплекса дистанционного обучения …….……Х
3.1 Представление, описание и области применения Тест – программы ……………………………………………………………………….37
3.2 Алгоритм решения поставленной задачи…………….……………38
3.3 Описание интерфейса программного продукта…………………...39
4 Организационно - экономическая часть…..…………………………………45
4.1 Предварительная оценка научно-технической результативности разработки ПП …………………………………………………………………..45
4.2 Краткая характеристика разрабатываемого программного продукта и этапов разработки …...……………………………………………..46
4.3 Определение трудоемкости разработки ПП ………………………47
4.4 Распределение трудоемкости по этапам разработки и определение состава исполнителей ……………………………………………………………48
4.5 Расчет сметной стоимости и договорной цены разработки программного продукта……………………………………………………...…..50
4.6 Анализ конкурентоспособности разрабатываемого программного продукта……………………………………………………………….…………57
4.6.1 Анализ технической прогрессивности разрабатываемого программного продукта………………………………………………………....58
4.6.2 Анализ изменения функциональных возможностей разрабатываемого ПП……………………………………………………………59
4.6.3 Анализ соответствия разрабатываемого ПП нормативам………60
4.6.4 Оценка годовых эксплутационных издержек пользователя программного продукта………………………………………………………....61
4.6.5 Анализ экономических параметров………………………………63
4.6.6 Срок окупаемости программного продукта……………………..64
5 Безопасность и экологичность………………………………………………..66
5.1 Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на абитуриента при работе с тестирующей программой………………………...66
5.2 Опасность повышенного уровня напряженности электромагнитного поля…………………………………………………...........67
5.3 Воздействие шума на абитуриента. Защита от шума……………..69
5.4 Выбор цветовой гаммы в аудиториях……………………………...70
5.5 Освещение рабочего места………………………………………....71
5.6 Микроклимат рабочей зоны абитуриента…………………………73
5.7 Электробезопасность. Статическое электричество……………….73
5.7.1Обеспечение электробезопасности техническими способами и средствами……………………………………………………………………….75
5.7.2 Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности...............................................……………………………..76
5.8 Оценка условий труда……………………………………………….76
5.9 Пожаробезопасность………………………………………………...79
5.9.1 Причины возникновения пожара…………………………………80
5.9.2 Профилактика пожара……………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………84
Список использованной литературы……………………
Модератор – человек, пользователь «Системы Дистанционного Обучения», обладающий привилегированным доступом к форумам «Системы Дистанционного Обучения»
Логин – уникальное для «Системы Дистанционного Обучения» имя, однозначно идентифицирующее пользователя.
Пароль – набор символов, требуется для процесса аутентификации, вводом пароля пользователь подтверждает свои права на пользование «Системой Дистанционного Обучения»
Удалить – не использовать в дальнейшем.
Удалить физически – удалить информацию без возможности её дальнейшего восстановления.
Валидация данных – проверка данных на корректность.
Контент – полезная информационная нагрузка (содержание).
3 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ И ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
3.1 Представление, описание и области применения Тест – программы
Одной из частей программного комплекса дистанционного обучения является поступление абитуриентов в ВУЗ по средствам прохождения Тест – программы. Данный программный продукт можно применять, как и непосредственно, в самом ВУЗе, так и разместить на соответственной закладке или на определенном разделе домашней страницы ВУЗа в сети Интернет. К данному программному продукту могут осуществлять доступ как непосредственно сам абитуриент, так и экзаменатор. Доступ к различным окнам и ссылкам соответственно так же становится различным, т.е. возможность входа в режиме администратора.
Так как программный продукт (ПП) является довольно гибким в применении, то следовательно его можно применять не только при поступлении абитуриента в ВУЗ, но и применять на производстве, а именно: при ежемесячном или квартальном тестировании сотрудников различных отделов для проверки знаний в той или иной области. В сочетании с определенными программами утилитами, с данным ПП можно работать по средствам Интернета в режиме реального времени. Так же данную Тест программу можно использовать непосредственно уже при самом курсе дистанционного обучения, как подводящая итог полученных знаний или можно использовать помимо итогового тестирования, в промежуточном, т.е. после определенного раздела. Подобные программы применяются уже на практике, в качестве примера можно привести так называемую программу дистанционного обучения E-learning, которая применяется для обучения, повышения квалификации и навыков сотрудников на производстве (например, компания ОАО “ВымпелКом”). В следствие чего можно сразу выделить некоторые преимущества:
-применение данного программного продукта в различных сферах;
-универсальность, т. е. в данной Тест – программе можно осуществлять тестирование по различным предметам;
-нет необходимости в формировании приемной комиссии ВУЗом;
- автоматизация порядка поступления вВУЗ;
и ряд других.
Данная Тест – программа реализована на языке высокого уровня программирования DELPHY с использованием сервера хранения данных MYSQL.4.0.18-win.
3.2 Алгоритм решения поставленной задачи.
При запуске программы появляется окно, которое предлагает ввести начальные данные, т. е. имя пользователя и пароль. Вход в Тест-программу может осуществлять как тестирующийся, как и тот , кто осуществляет проверку результатов прохождения теста, редактированье, добавление вопросов, т. е. экзаменатор. Рассмотрим первый случай, т.е. когда вход в программу осуществляет тестирующийся.
При первом обращении к тестирующей программе, пользователю предлагается заполнить сведения, которые он заносит в соответствующие поля в окне “Регистрация нового пользователя”. Далее пользователь, который собирается пройти тест, выбирает закладку “Тестирование”. В данном окне ему предлагается выбрать предмет, раздел, тематику и часть, и затем поставить галочку в выборе типа тестирования. Типы тестирования представлены ниже:
- 10 вопросов по порядку по выбранному разделу;
- 10 вопросов по порядку по выбранной теме;
- 10 вопросов по порядку по выбранной части.
После заполнения всех полей в окне “Тестирование”, абитуриенту предлагается следующие окно “Вопрос”, в котором уже непосредственно представлены вопросы , участвующие в тесте, которые идут по порядку и здесь так же предлагаются варианты ответов. Ответ может быть правильным только один. По окончании теста информация заносится в базу данных. Где экзаменатор может осуществить проверку прохождения того или иного теста.
Второй случай, т. е. когда в ход в систему осуществляется преподавателем. Преподаватель может осуществлять следующие операции:
- просмотр всего списка вопросов, где он так же может наблюдать уже из всех вариантов ответов на тот или иной вопрос верный;
- редактирование вопросов, т. е. возможность добавления новых;
- проверку результатов прохождения теста.
3.3 Описание интерфейса программного продукта
Ссылка – “Подключение”. С помощью данной ссылки осуществляется идентификация пользователя данным программным продуктом, т. е. пользователю предлагается ввести имя пользователя и пароль. Подключения может осуществлять, как и абитуриент, так и преподаватель. Данная ссылка представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Ссылка “Подключение”
В окне “Пользователи” имеется ссылка 1: – “Регистрация нового пользователя“. Данная ссылка позволяет добавить нового пользователя, как и вновь тестируемого, т. е. абитуриента, так и нового преподавателя. На рисунке 6 представлена данная ссылка.
Так же в окне “Пользователи” находится ссылка 2: - “Общие списки”, где можно просмотреть полный список и выбрать необходимого. Ссылка представлена на рисунке 7.
Рисунок 6 – Ссылка “Регистрация нового пользователя”
Рисунок 7 Ссылка – “Общие списки”
В следующем окне “Вопросы” имеется две ссылки, одна из которых называется: - “Добавление вопроса”, представленная на рисунке 8. Здесь идет формирование вопросов.
Рисунок 8 – Ссылка “Добавление вопроса”
Так же в этом окне представлена и вторая ссылка, которая называется “Список вопросов”, с помощью которой просматривается весь список. На рисунке 9 представлена данная ссылка.
Рисунок 9 – Ссылка “Список вопросов”
Теперь переходим к окну “Тестирование” рисунок 10, при обращении к которому появляется окошко, в котором для прохождения теста, необходимо занести запрашиваемые данные.
Рисунок 10 – Окно “Тестирование”
Далее при нажатии кнопки “Ок” появляется интерфейсное окно “Вопрос”, где непосредственно представлены сами вопросы, которые идут по порядку. Данное окно представлено на рисунке 11.
Рисунок 11 – Окно “Вопрос”
После того как абитуриент ознакомился с вопросом и выбрал тот ответ, который он считает верным, он нажимает кнопку “ответить”. После этого Тест-программа фиксирует результат ответа, т. е. верный или нет, и выдает его в виде нового интерфейсного окна. Данные окна представлены на рисунках 12 и 13.
Рисунок 12 – Окно “Результат ответа”
Рисунок 13 – Окно “Результат ответа”
Результат тестирования выводится итоговым интерфейсным окном, где показан результат прохождения теста в процентном соотношении. Так же указывается количество правильных и неправильных ответов. Т.о образам абитуриент на месте может ознакомится, с итогом прохождения теста. Данное окно показано на рисунке 14.
Рисунок 14 – Окно “Результат”
Оценка научной и научно-технической результативности разработки тест программы для поступления абитуриента в один из ВУЗов. Оценка необходимости разработки ПП производится с помощью системы взвешенных балльных оценок путём опроса специалистов занятых в процессе обучения студентов. Расчет коэффициентов осуществляется по формуле:
,
где, КНУ(НТУ)- соответственно коэффициент научного уровня и коэффициент научно-технического уровня разработки;
i=l ...I — число оцениваемых факторов научной и научно-технической результативности;
li - коэффициент значимости фактора;
Кдоci - коэффициент достигнутого уровня.
Программный продукт обладает следующими характеристиками факторов и признаков научной результативности разработки:
Новизна полученных результатов (коэффициент) - 0,1; вес параметра- 0,5;
Глубина научной проработки (коэффициент) - 0,6; вес параметра -0,35;
Степень вероятности успеха (коэффициент) - 0,6; вес параметра - 0,15.
Факторы и признаки научно-технической результативности разработки ПП:
Перспективность использования результатов (коэффициент) - 0,8; вес параметра - 0,5;
Масштаб реализации результатов (коэффициент) - 0,8; вес параметра - 0,3;
Завершенность результатов (коэффициент) - 1,0; вес параметра - 0,2.
Следовательно, коэффициент научного уровня:
КНУ=0,5*0,1+0,35*0,6+0,15*0,6=
а коэффициент научно-технического уровня разработки:
КНТУ=0,5*0,8+0,3*0,8+0,2* 1,0=0,84. (3)
Краткая характеристика разрабатываемого ПП:
1) объем ПП в тысячах условных машинных команд - 1500;
2) сложность ПП - 1,5, т. е. ПП обладает следующими характеристиками:
наличие мощного интеллектуального языкового интерфейса высокого уровня;
обеспечение телекоммуникационной обработки данных и управления удаленными данными;
машинная графика;
многомашинные комплексы;
обеспечение существенного распараллеливания вычислений.
3) степень новизны Кн=1,0, т. е. ПП является принципиально новым,
не имеющим доступных аналогов, разработанные на новом типе
ЭВМ и ОС.
Трудоемкость разработки определяется по формуле:
Tnn=tи+ta+tn+tom+tд чел.-дн., (4)
где ТШ1 - полная трудоемкость разработки ПП, чел.-дн.; где t,,- затраты труда на подготовку описания задачи и алгоритма её решения задачи:
tи=Qyc*B/8O*KK=4725*l/80*0,8=
где,
В- коэффициент новизны;
Кк- степень подготовки;
где Qye- условное число операторов:
Qyc=qпp*c*(l+p)шт., (6)
Qyc=1500*l,5(l+l,l)=4725шт. (7)
где qnp- предполагаемое число операторов; с- коэффициент сложности;
р- коэффициент коррекции программы в ходе ее разработки. ta-затраты труда на разработку алгоритма решения задачи;
ta=Qyc/20*KK=4725/20*0,8=189 час., (8)
tn- затраты труда на составление программы по алгоритму;
tn=Qyc/20*KK=4725/20*0,8=189 час., (9)
tom-затраты труда на отладку программы на ЭВМ;
tom=Qyc/4*KK=4725/4*0,8=945час
tд затраты труда на подготовку документации по задаче
t=tд1+tд2=393+294=687 час.; (11)
tд1=Qyc/KK*15=4725/0,8*15=393 чac.; (12)
Информация о работе Программный комплекс дистанционного обучения