Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:43, дипломная работа
Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и образование. Дистанционное обучение (ДО) и дистанционное образование – это новое явление. Исследования содержания научной- педагогической и учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Становление программно дистанционного комплекса обучения ……...........7
1.1 Развитие ПКДО в мире…………………………………………….....7
1.2 Потребители ПКДО………………………………………………....10
1.3 Особенности дистанционного обучения ………………………......14
2 Построение программно дистанционного комплекса обучения ………......19
2.1 Этап первый. Техническое задание ……………………………..…19
2.2 Этап второй. Методы тестирования и отладки ……………..…….32
2.3 Этап третий. Выбор операционной системы …………………..….34
3 Разработка программного комплекса дистанционного обучения …….……Х
3.1 Представление, описание и области применения Тест – программы ……………………………………………………………………….37
3.2 Алгоритм решения поставленной задачи…………….……………38
3.3 Описание интерфейса программного продукта…………………...39
4 Организационно - экономическая часть…..…………………………………45
4.1 Предварительная оценка научно-технической результативности разработки ПП …………………………………………………………………..45
4.2 Краткая характеристика разрабатываемого программного продукта и этапов разработки …...……………………………………………..46
4.3 Определение трудоемкости разработки ПП ………………………47
4.4 Распределение трудоемкости по этапам разработки и определение состава исполнителей ……………………………………………………………48
4.5 Расчет сметной стоимости и договорной цены разработки программного продукта……………………………………………………...…..50
4.6 Анализ конкурентоспособности разрабатываемого программного продукта……………………………………………………………….…………57
4.6.1 Анализ технической прогрессивности разрабатываемого программного продукта………………………………………………………....58
4.6.2 Анализ изменения функциональных возможностей разрабатываемого ПП……………………………………………………………59
4.6.3 Анализ соответствия разрабатываемого ПП нормативам………60
4.6.4 Оценка годовых эксплутационных издержек пользователя программного продукта………………………………………………………....61
4.6.5 Анализ экономических параметров………………………………63
4.6.6 Срок окупаемости программного продукта……………………..64
5 Безопасность и экологичность………………………………………………..66
5.1 Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на абитуриента при работе с тестирующей программой………………………...66
5.2 Опасность повышенного уровня напряженности электромагнитного поля…………………………………………………...........67
5.3 Воздействие шума на абитуриента. Защита от шума……………..69
5.4 Выбор цветовой гаммы в аудиториях……………………………...70
5.5 Освещение рабочего места………………………………………....71
5.6 Микроклимат рабочей зоны абитуриента…………………………73
5.7 Электробезопасность. Статическое электричество……………….73
5.7.1Обеспечение электробезопасности техническими способами и средствами……………………………………………………………………….75
5.7.2 Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности...............................................……………………………..76
5.8 Оценка условий труда……………………………………………….76
5.9 Пожаробезопасность………………………………………………...79
5.9.1 Причины возникновения пожара…………………………………80
5.9.2 Профилактика пожара……………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………84
Список использованной литературы……………………
Ответы на вопросы должны так же анализироваться с точки зрения нахождения закономерностей. Это позволит оценить сложность курса обучения. Или создавать курсы обучения с определенной сложностью. Так же это позволит выявлять неоднозначности в вопросах и некорректно созданные кадры (например, большинство не может правильно ответить на один и тот же вопрос из этого следует, что возможно вопрос неоднозначен или неправильно указан правильный ответ, хотя вовсе и необязательно это так).
WEB-Портал
«WEB-ПОРТАЛ СДО» – ASP dot NET приложение, центр системы дистанционного обучения, объединяющее модули системы дистанционного обучения (СДО).
Доступ к «WEB-ПОРТАЛУ СДО» осуществляется на основе механизма «Forms Authentication» - ввод имени пользователя и пароля, на предназначенной для этого странице.
Назначение «WEB-ПОРТАЛА СДО»: Автоматизация процесса обучения.
Функции «WEB-ПОРТАЛА СДО»: прохождение курса обучения, обмен сообщениями в форумах, администрирование, сопровождение процесса обучения, формирование отчетов о процессе обучения, формирование программ обучения, создание групп обучения.
WEB-портал состоит из 3 страниц: постоянный контент портала – меню, «шапка» и т.п. и две для динамического контент.
Динамический контент наполняется в зависимости от действий пользователя. Динамический контент состоит из т.н. пользовательских элементов управления:
1. Просмотр списка новостей
2. Отображение новости
3. Просмотр списка статей
4. Просмотр статьи
5. Добавление/редактирование статей и новостей
6. Элемент для настройки пользовательского интерфейса
7. Элемент для настройки взаимодействия компонент системы
8. Добавление/редактирование пользователя
9. Поиск пользователей
10. Просмотр информации о пользователе
11. Просмотр журнала событий
12. Показ курса обучения
13. Просмотр промежуточных результатов обучения
14. Добавление/редактирование курса обучения
15. Поиск курсов обучения
16. Просмотр курса обучения
17. Добавление/редактирование группы
18. Поиск групп
19. Просмотр групп
20. Добавление/редактирование учебных программ
21. Поиск учебных программ
22. Просмотр учебных программ
23. Просмотр форума
24. Добавление сообщения в форум
25. Отправка сообщения
26. Просмотр списка сообщений
27. Просмотр сообщения
Граф состояний сеанса представлен на рисунке 3
Рисунок 3 Граф сеанса WEB- портала
Механизм защиты от зарегистрированных пользователей построен на использовании атрибутов классов (например, модератор не сможет добавить нового пользователя т.к. у класса WEB-контроля (компонента WEB портала), отвечающего за добавление нового пользователя не будет атрибута, указывающего на возможность его использования Модератором).
«WEB-ПОРТАЛ ПКДО» имеет систему аутентификации и авторизации пользователей. Существует четыре базовых категории пользователей (см. список терминов):
- Администраторы
- Преподаватели
- Тьюторы
- Редакторы Содержания
- Студенты
Рассмотрим подробнее каждую из групп:
Администраторы:
Администраторы отвечают за функционирование системы. Отвечают за внедрение, выполняют поддержку и настройку системы.
Преподаватели:
Отвечают непосредственно за учебный процесс. В обязанности преподавателя входит просмотр результатов тестирования вверенной ему группы и адекватное реагирование (внесение поправок в учебную программу группы или конкретного пользователя, возможность занесения своего резюме по поводу конкретного пользователя в «Сервер Статистики» и т.п.).
Тьюторы:
Отвечают за создание/изменение учебных групп, создание учебных программ, регистрацию учебных курсов. Тьюторы следуют методическим пособиям при выполнении операций. Возможности тьюторов:
Редакторы Содержания:
Выполняют схожую с тьюторами функцию. В их обязанности входит добавление/редактирование новостей, добавление/редактирование статей, добавление/редактирование форумов, тем форумов, сообщении.
Студенты:
Потребители данного программного продукта. Обучаются по назначенной им программе обучения.
Возможности вышеперечисленных групп пересекаются их можно увидеть исходя из структуры меню WEB-портала ПКДО:
Структура меню WEB-портала ПКДО (в квадратных скобках указаны группы, имеющие доступ к соответствующим пунктам меню):
Статьи [все]
o Новости [все]
o Статьи [все]
o Добавить [Редакторы Содержания]
Администрирование [Администраторы]
o Интерфейс пользователя [Администраторы]
o Настройки взаимодействия с компонентами системы [Администраторы]
o Пользователи [Администраторы]
Добавление пользователей [Администраторы]
Поиск пользователей [Администраторы]
o Журнал событий [Администраторы]
Учебный процесс [все]
o Обучение [Студенты]
Лекции [Студенты]
Тестирование [Студенты]
o Промежуточные результаты обучения [Администраторы, Преподаватели, Студенты]
o Курсы обучения[]
Добавить курс обучения [Тьюторы, Администраторы]
Поиск курсов обучения [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы, Студенты]
o Учебные группы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
Добавить группу [Тьюторы, Администраторы]
Поиск групп [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
o Учебные курсы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
Добавить курс [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
Поиск курсов [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
o Учебные программы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
Добавить программу [Тьюторы, Администраторы]
Поиск программ [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
Общение [Все]
o Форумы [Все]
o Сообщения [Все]
Создать [Все]
В случае поступления запроса на запуск курса «WEB-ПОРТАЛ ПКДО» передает курс «Программе Запуска Курсов». Программа запуска курсов создает кадры курса и с помощью ActiveX курс внедряется в HTML страницу. По окончании курса программа запуска обучающих курсов передает выходную структуру «WEB-ПОРТАЛУ ПКДО», «WEB-ПОРТАЛ ПКДО» дополняет структуру такими данными как дата, идентификатор пользователя и передает «Серверу Статистики», «Сервер Статистики» обрабатывает информацию в структуре и заносит в БД.
Выбрано WEB-решение в связи с тем, что это позволит использовать ПКДО в сети INTERNET и локальной вычислительной сети, обеспечит универсальность. Варианты эксплуатации «Системы Дистанционного Обучения» представлены на рисунке 4:
Рисунок 4. Варианты эксплуатации ПКДО
Все компоненты «СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» могут располагаться на одном компьютере, который будет выполнять все функции ПКДО.
Интерфейс пользователя WEB-портала ПКДО должен быть полностью настраиваемым, с возможностью изменения под нужду организации-заказчика.
2.2 Этап второй. Методы тестирования и отладки
Все модули системы должны быть разбиты на библиотеки, вмещающие объекты по какому-то признаку. Это упростит процесс обновления системы.
При тестировании желательно использование специализированный программ, упрощающих процесс выявления ошибок и сам процесс тестирования.
Тестирование системы уже проводится на стадии проектирования (выявления ошибок проектирования) в этом помогают диаграммы UML, предназначенные для построения объектной модели системы.
Стадия разработки так же сопровождается тестированием. В этом помогают принципы объектно-ориентированного программирования, т.е. каждый класс проверяется на корректность работы. Это тестирование проводится как программистом, так и тестером.
По окончанию разработки системы команда тестеров должна проверить:
Функционирование системы с точки зрения выполняемых функций
Реакцию системы на заведомо некорректные данные.
Реакцию системы на некорректные действия пользователя
Обеспечивает ли система достаточный уровень безопасности
Устойчивость попыткам «взлома»
После завершения этого этапа система запускается в режиме тестирования. Здесь можно даже привлечь сторонних лиц, если наполнить систему соответствующим контентом и разрешить доступ (Бета-тестирование).
После завершения предшествующих этапов система готова к коммерческому использованию.
На протяжении всего периода поддержки системы должны выпускаться пакеты исправлений.
2.3 Этап третий. Выбор операционной системы
Реализация «Программного Комплекса Дистанционного Обучения» совместима со всеми ОС, поддерживающими платформу dot NET. На данный момент эту платформу разработки полностью поддерживает лишь Microsoft Windows 98 и выше с установленной Microsoft dot NET Framework.
Использование этой платформы обусловлено тем, что dot NET – платформа будущего – в следующих версиях операционных систем Windows «старые» Win32 приложения будут работать в режиме эмуляции, а NET приложения будут «родными». Так же сейчас находятся в разработке dot NET для альтернативных ОС – MacOS, Linux, что обеспечит кроссплатформенность написанного кода.
Оболочка dot NET Framework определяет среду для разработки и выполнения сильно распределённых приложений, основанных на использовании компонентных объектов. Она позволяет «мирно сосуществовать» различным языкам программирования и обеспечивает безопасность, переносимость программ и общую модель программирования для платформы Windows. Важно при это понимать, что dot NET Framework по своему существу не ограничена применением в windows, т.е. программы, написанные ля нее, можно затем переносить в среды отличные от Windows. Использование это платформы программирования позволяет создавать управляемый код. Его достоинства – современные методы управления памятью, возможность использовать различные языки программирования, улучшенная безопасность, поддержка управления версиями и четкая организация программных компонентов.
Список терминов
Кадр – единица представления учебного материала. В визуальном представлении – окно.
Учебный модуль, учебный курс – совокупность кадров.
Ресурсы учебного модуля – импортированные объекты графики, анимации, видео и т.п.
Программа обучения – совокупность учебных модулей.
Дистанционное обучение - одна из форм заочного образования, основанная на современных программно-аппаратных комплексах и электронных системах коммуникаций.
Регистрационная база содержит согласованный перечень данных о каждом пользователе (слушателе). Каждый перечень помечен уникальным кодом («номер зачетной книжки»).
Картотека результатов, сопряженная с Регистрационной базой производит накопление текущих данных о результатах обучение, хранение данных и оформление статистических и выходных отчетных форм по согласованной спецификации.
Форум – механизм публичного обмена сообщениями.
Слушатель – обучающийся человек.
Учебная группа – группа слушателей, объединенных по общему признаку.
Тьютор – человек, требуется для обеспечения индивидуального похода к обучению. Осуществляет контроль процесса обучения, формирование программы обучения, составление методических материалов.
Редактор – оператор, использующий «Систему Автора» для создания обучающих курсов согласно методическим материалам.
Администратор – человек, пользователь «Системы Дистанционного Обучения», обладающий привилегированным доступом.
Информация о работе Программный комплекс дистанционного обучения