Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:09, реферат
Органы государственной статистики выполняют функцию обратной связи по отношению к органам управления экономикой, представляя им необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.
Органы государственной статистики структурно состоят из трех иерархических уровней - федерального, регионального и районного и работают по единой методологии и единому плану статистических работ.
Предметно ориентированные экономические информационные системы.................................. 1
Статистические информационные системы ................................................................................... 1
Организация решения регламентных статистических задач ..................................................... 1
Организация решения задач информационного обслуживания ............................................. 10
Организация решения задач экономического анализа............................................................. 13
Бухгалтерские информационные системы .................................................................................... 17
БУИС для крупных предприятий ............................................................................................... 21
БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса ................................................................ 25
Банковские информационные системы ......................................................................................... 38
Особенности проектирования БИС............................................................................................ 38
Принципы проектирования интегрированных БИС ................................................................ 48
Структура и функции интегрированной БИС ........................................................................... 52
Организация автоматизированного решения задач кредитования ......................................... 60
Рынок ценных бумаг ....................................................................................................................... 67
Участники фондового рынка: интересы, функции и взаимодействие ................................... 67
Ценные бумаги и финансовые инструменты -объекты интересов участников фондового рынка ........................................................................................................................................... 75
Биржевые и внебиржевые информационные системы фондового рынка.............................. 80
Информационные системы учета прав собственности на ценные бумаги ........................ 80
Информационные системы биржевой торговли ................................................................... 82
Информационные системы внебиржевой торговли ............................................................. 90
Рекомендуемая литература ...........
Работа АРМ конструктивно строится на основе ряда универсальных перемещаемых блоков: Договор, График выплат, Расчет нормативов банка, а также ряда специальных с методической и технологической точек зрения блоков: Оценка кредитоспособности клиента и Прогноз свободных средств банка (на основе сроков окончания договоров). Блок Договор обеспечивает подготовку, ведение, учет и контроль исполнения договоров банка и его обязательств; учет сумм кредитов и депозитов при расчете коэффициентов ликвидности банка; прогноз состояния кредитных ресурсов банка к заданному моменту времени; прогноз влияния предполагаемого договора на финансовое состояние банка. Он позволяет получить выписку о состоянии отдельного договора и сводную отчетную документацию.
Блок График выплат позволяет провести предварительную прикидку вариантов погашения кредитов и выплат по депозитам и кредитам. Возможны графики равномерного погашения базы кредита, равномерного погашения базы кредита и процентов; аннуитет (ссудозаемщик регулярно выплачивает равные суммы - аннуитеты, состоящие из суммы процентов и суммы погашения основного долга, поскольку проценты начисляются на остаток долга, они снижаются по мере погашения с одновременным увеличением доли погашения); график выплаты процентов при получении ссуды (дисконтированная ссуда); график единовременного погашения кредита в
конце срока договора с текущим погашением процентов; график произвольного погашения базы кредита и др.
Блок Расчет нормативов банка обеспечивает устойчивость банковской системы. После принятия Закона о Центральном банке последний ввел в действие с 01.04.1996 г. инструкцию №1 "О порядке регулирования дея-тельности-кредитных организаций". Содержащиеся в ней показатели и нормативы играют важную роль в оценке деятельности коммерческого банка и призваны повысить в целом устойчивость и надежность российской банковской системы. Приведенный в инструкции алгоритм расчета нормативных коэффициентов весьма прост. Он присутствует в виде программного модуля во всех банках. Однако, базируясь на учетных данных, этот модуль размещается в самых разных АРМ, как внутри блока ОУР, так и вне его.
Базовый блок представлен системой включенных в него АРМ и поддерживает (рис. 10) так называемую бухгалтерскую вертикаль: информация платежных документов, поступающих в банк, превращается в проводки, которые в дальнейшем меняют состояние аналитических (лицевых) счетов. Последние меняют состояние счетов синтетического учета, а те, в свою очередь, - баланс.
Рис. 10. Иллюстрация понятия "бухгалтерская вертикаль"
Распределение функций по ведению бухгалтерских технологий в различных БИС осуществлено разработчиками по-разному, поэтому здесь мы используем опыт БИС ВИМКОМбанк фирмы ВИМКОМ, в которой состав АРМ базового блока представлен более полно.
АРМ оператора (может и не быть) обеспечивает ввод документов, собранных в пачки, с просчитанной контрольной суммой. Обычно банк использует этот АРМ при больших объемах ввода, хотя в ряде случаев он сохраняется как атавизм перфорационных технологий.
АРМ старшего оператора (может и не быть) формирует из введенных документов рейсы и передачу их на ВЦ для проведения однородных расчетов.
АРМ сортировщика (может и не быть) создается для проверки пачек документов, введенных операционистами, и отправки их на проводку, а также для формирования и печати авизо и реестров для РКЦ.
АРМ контролера реализует так называемый принцип «четырех глаз» и служит для просмотра кассовых документов и документов, введенных операционистами или операторами; печати сводных ведомостей по приходу и расходу; проставления пометки об оплате на документах; отправления проводок по кассе; распечатки форм отчетности.
АРМ кассира-контролера обеспечивает: ввод кассовых платежных документов; прием и обработку денежных чеков, объявлений на взнос наличными, приходных и расходных кассовых ордеров и документов по инкассации; формирование сводных ведомостей по приходу и расходу; ведение кассовых журналов; подготовку проводок по кассе; получение сводной справки по кассовым оборотам, формирование мемориальных ордеров; расчет платы каждого клиента за кассовое обслуживание; получение отчета по кассовым символам оборотов за период; работу со справочником символов; формирование справки по кассе.
С помощью АРМ старшего операциониста (может и не быть) оценивается загрузка операционистов и назначаются операционисты для новых клиентов банка; просматривается и контролируется список открытых за день лицевых счетов.
Одно из важных мест во всех банковских программных продуктах занимают АРМ операционистов. В некоторых технологиях предусмотрено их разделение на АРМ операциониста по платежным документам и АРМ операциониста по подготовке отчетов либо на АРМ операциониста по работе с физическими лицами и АРМ операциониста по работе с юридическими лицами. В крупных банках иногда выделяют операционистов для проведения работ по открытию и закрытию счетов.
Обычно же АРМ операционистов могут реализовывать открытие и закрытие счетов; начисление, причисление к остатку вкладов и выдачу процентов по всем видам вкладов; перевод вкладов; поиск клиента по номеру его лицевого счета и наоборот; установление договорной процентной ставки и платы за совершение операций и расчет дохода от проведения операций; оплату переводов; ведение операционного дневника; аналитический и операционный контроль за выполнением операций; ввод платежных документов; работу с картотеками: занесение и исключение номера картотеки из счета клиента; контроль дебетового сальдо и занесение документов в картотеку №2; погашение задолженностей частично или единовременно по картотеке №2; просмотр и распечатку выписок из лицевого счета, формирование остатков по счетам и др.; контроль неоплаченных документов; обработку электронной почты (по схеме клиент — банк), если это не выполняется в специальном АРМ. В случае специализации операционистов по виду документов могут выделяться АРМ операционистов по платежным требованиям и поручениям, по кассе, по работе с аккредитивами, чековыми книжками и др.
АРМ экономиста (может и не быть) осуществляет: формирование выписок из лицевых счетов, контроль начисления процентов по лицевым счетам, контроль остатков и проводок по лицевым счетам, расчет нормативов и показателей работы банка, контроль за работой филиалов, формирование сведений для налоговой инспекции.
АРМ бухгалтера обеспечивает: расчет остатков по счетам на начало следующего дня; формирование, просмотр, корректировку, печать, сохранение баланса по балансовым и внебалансовым счетам и приложениям к нему за любой период; ведение развернутого сальдо по любому балансовому счету для филиала; изменение остатков счетов на начало или конец любого дня; расчет прибыли за период; оценку рентабельности банка и формирование других показателей работы банка; расчет процентов по лицевым счетам; изменение плана счетов.
АРМ главного бухгалтера осуществляет: получение информации о работе банка, его клиентах; открытие и закрытие лицевых счетов; просмотр и печать оборотно-сальдовых ведомостей по балансовым и внебалансовым счетам, а также ведомостей открытия, закрытия и изменения лицевых счетов; обновление файла подписей клиентов (в некоторых БИС).
АРМ администратора является крайне важным и включает несколько различных функций, которые обеспечивают:
текущую работу по документам:
отражение оперативных проводок;
составление текущей описи документов;
выполнение текущей сверки;
составление документального баланса;
печать отчетов;
межфилиальный обмен по дискетной технологии;
планирование и завершение операционного дня банка;
планирование работ и наделение полномочиями сотрудников отдела операционно-учетных работ:
планирование
работ на требуемый день; регистрация,
удаление, изменение статуса
функциональное конфигурирование рабочих мест пользователей; поддержание санкционированного доступа к информационным ресурсам БИС; . выполнение отката комплекса;
ведение фонда НСИ:
администрирование файлов базы данных;
организация и ведение фонда НСИ (изменение процентных ставок, справочники МФО, таблицы балансовых и внебалансовых счетов, типов платежных документов, кассовых символов, атрибутов банка, прейскуранта услуг, видов операций и др.);
установление
и конфигурирование рабочих мест
других пользователей БИС:
включение и выключение задач в комплексе; настройка комплекса;
выполнение пусковых
работ при внедрении БИС.
Если
в каких-либо БИС состав АРМ другой,
то функции сотрудников ОУР просто
разделены между АРМ по-
На фоне всех перечисленных подсистем и задач особое место занимает юридическая поддержка принятия решений. В настоящее время на российском рынке имеется около 20 баз данных с правовой информацией различного характера: «Банки и право-2» (фирма «Право и бизнес»); «Скнара» (А/О ФИНТЕХ); «ЮСИС» (Юридическое информационное агентство INTRALEX); «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); «Консультант плюс» (Центр компьютерных разработок); «Программный комплекс» (издательство «Дело и право»); «Юрисконсульт» (ТОО «Информационные системы и технологии»); «ИНЭК» (фирма «Ин-формация^Экономика»); «Законодательство России» (ТОО СЕТ) и др. Информационно-поисковая система (ИПС) юридического обеспечения обычно состоит из программной оболочки и ее наполнения в виде текстовых документов, хотя может содержать как документальную, так и фактографическую информацию. Указом N663 от 12.05.1993 г. Президент РФ постановил создать единый эталонный банк данных правовой информации. Все законодательные акты и нормативные акты классифицированы по разделам, соответствующим направлениям деятельности банка. Пользователю предоставляется возможность быстрого поиска необходимых документов, их распечатки и экспорта в отдельный файл. В ИПС включен набор сервисных функций, позволяющий получать и передавать информацию по модему, вводить новую информацию с дискет. Функционирование такой ИПС связано с актуализацией информационного наполнения системы и ее сопровождения. ИПС выпускают открытыми, но самостоятельная актуализация базы клиентами неудобна. Обычно фирмы-разработчики предлагают бесплатное авторское сопровождение на период от одного до трех лет, включая поставку новых версий и льготное обновление документации от 1 раза в неделю до 1-2 раз в месяц.
Организация автоматизированного решения задач кредитования
Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию банковской деятельности, различаются по признаку включения или невключения в их тело банковской технологии.
Условно технология банковских операций может быть разделена на макро- и микротехнологию. Будем считать, что макротехнология определяет последовательность действий (функций) банковского сотрудника при оказании банковских услуг. Микротехнология представляет собой подробный перечень операций, которые выполняет банковский сотрудник при реализации той или иной функции. В случае нехватки у предприятия средств для решения хозяйственных задач его представитель обращается в банк за кредитом. Макротехнология обслуживания кредита в течение всего его жизненного цикла отражена на рис. 11.
Рис. 11. Макротехнология обслуживания кредита
У каждого банка свои требования к составу документов, предъявляемых ссудозаемщиком, однако есть рекомендации ЦБ РФ, согласно которым предприятием представляются следующие документы:
нотариально заверенная копия Устава организации;
нотариально заверенный Учредительный договор;
протокол собрания №1;
документ о
государственной регистрации
карточка с образцами подписей и печатью, заверенная в установленном порядке;
баланс предприятия за последний квартал с отметкой Государственной налоговой инспекции (проверка на ликвидность) и приложения к балансу или справка о поставке на учет в Государственной налоговой инспекции (если нет ни одного баланса);
перечень основных договоров по сделке;
заявление на выдачу
ссуды (с указанием цели кредита,
суммы кредита, сроков погашения
кредита, перечня прилагаемых
технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита;
информация о
предполагаемых источниках погашения
кредита.
Для
различных видов обеспечения кредита
банки могут потребовать:
поручительство
(гарантию) с приложением баланса предприятия-гаранта
за последний квартал с отметкой Государственной
налоговой инспекции;
документ
по оценке стоимости вносимого в залог
имущества, обеспечивающего кредит;
Информация о работе Предметно ориентированные экономические информационные системы