Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:43, реферат
Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что: компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.(1)
1. Компьютер как современное ТАВСО
2. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе
3. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования
4. Примеры телекоммуникационных проектов
5. Дистанционная форма обучения
6. Вывод
Список литературы
Есть и негативные стороны этого процесса, связанные с тем, что в мировой сети много информации, получение которой детьми и подростками не всегда желательно, а нередко и преждевременно. Это ставит очень острую проблему кодирования такой информации, чтобы она стала недоступной для широкого использования. Но с другой стороны, распространение деятельности хакеров (талантливых компьютерщиков-программистов, которые взламывают самые секретные программы даже государственного уровня) делает эту проблему практически трудно разрешаемой.
Телекоммуникации позволяют
осуществить принципиально
а)базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта;
б)имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатория), позволяющие в процессе совместной деятельности группы участников познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, особенности разнообразных видов творчества;
в)основан на широких контактах с культурой других народов,опытом других людей;
г)естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды;
д)стимулирует развитие родной речи и овладение иностранными языками, когда дело касается международных проектов;
е)способствует приобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться полезными в последующей жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.(1)
Учитель, используя технические
возможности информационных телекоммуникаций,
может оперативно с учетом своих
текущих задач подбирать
Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную информацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.(2)
В сфере образования телекоммуникации получили развитие в методе проектов и дистанционном обучении.
Основной формой организации
учебной или внеучебной деятельности
учащихся в сети может стать
Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.
Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:
Работа над любым проектом проходит в несколько этапов: 1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.
2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети).
4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения и оформления.
5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.
Формы работы над проектом могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работы учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.(1)
Существуют проекты разной степени сложности. Это могут быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, или самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.(2)
Существуют различные
классификации
По преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
По содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролевоигровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть и другие классификации.
"Мозаика" - это проект, над которым работают школы разных стран мира, располагающие необходимыми средствами ИКТ (информационно-коммуникативных - технологий). Для участия в проекте необходимо иметь доступ к компьютерам, робототехнике, электронной почте, сетям связи и средствам проведения видеоконференций.
Мозаика - это название вымышленного острова, расположенного между Мозамбиком и Ямайкой. Школьники изучают экологические условия Мозаики и разрабатывают проекты создания здесь "идеального" острова.
Все школы-участницы получают буклет, содержащий полную информацию о Мозаике и ее проблемах. К примеру, здесь очень много солнечных дней, земля пересыхает, а воду приходится добывать с большой глубины. Жители Мо-зайки существуют за счет рыбной ловли и занятий сельским хозяйством. Имеется также одно промышленное предприятие, загрязняющее окружающую среду. "Центральная школа" - это то место, в котором предстоит реализовать остров Мозаику (соорудив его из дерева, картона и т. п.). Для воплощения технических решений, предложенных другими школами, используются наборы LEGO DACTA.. Учителя "центральной школы" проводят совместные работы с детьми из разных классов (от 9 до 12 лет) и, кроме того, исполняют обязанности переводчиков (привлекаются также родители и другие ученики, говорящие на разных языках).
Каждая школа
Все принимающие участие в совместной работе школы регулярно получают информацию об "исследованиях на месте" (тексты, предложения, планы и чертежи).
Три раза в течение учебного года (или чаще) в рамках проекта проводятся видеоконференции, объединяющие всех участников и позволяющие им поделиться индивидуальным опытом и помочь "центральной школе" реализовать идеальный остров Мозаику.
Во время заключительной видеоконференции каждая школа получает возможность дистанционно управлять той частью модели, за разработку которой она отвечает.
Основная цель проекта "Щукино" состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к их малой Родине - Щукину, расположенному в северо-западной части Москвы, к тем местам, в которых они живут, гуляют и учатся.
Работы по проекту проводятся в московской школе № 1874 в три этапа, преимущественно в рамках уроков, посвященных работе с компьютерами (1 ч в неделю), а в двух классах также на уроках москвоведения. Завершающий этап проекта, реализуется исключительно во внеурочное время - в ходе занятий факультахивной группы по освоению электронной почты.
1-й, подготовительный, этап, в котором принимают участие более 250 человек, осуществляется учениками вместе с их классными руководителями и родителями. Дети ходят по улицам Щукина, записывая основную информацию и делая зарисовки.
Дети в процессе выполнения проекта знакомятся с элементами картографии, учатся пользоваться фото- и видеоаппаратурой.
2-й этап целиком осуществляется на уроках по изучению компьютера и заключается в предварительной компьютерной обработке собранной информации: наборе и редактировании текстов, создании и детализации собственных рисунков (1 - 2-е классы) и карт (3 - 4-е классы). Обмен информацией между участниками проекта производится с использованием электронной почты в рамках внутришкольных конференций "Моя Москва" и "Наша школа".
В результате ученики
знакомятся с текстовыми и графическими
редакторами и осваивают
3-й этап осуществляется в виде конкурсного отбора информации из результатов всей проделанной к этому времени работы; сначала этим занимаются группы и классы, затем инициативная группа старшеклассников, которая на этой стадии подключается к работе над проектом и выполняет функции жюри. Кроме того, учащиеся старших классов дополняют отобранные материалы сделанными на улицах района фотографиями, которые они сами сканируют и обрабатывают на компьютере, и используемыми при проведении уроков видеоматериалами. Учащихся младших классов, принимавших активное участие в проекте, ожидает сюрприз -им будет поручено создание модели микрорайона в каком-либо конструкторе.
На этом этапе школьники знакомятся с особенностями работы со сканером при считывании текстов различных форматов; с редактированием кадров видеофильмов; с компьютерной обработкой видеофрагментов, методами технического моделирования с использованием буфера обмена; с форматированием текстов и сборкой единого блока из отдельных текстов и рисунков.
4-й этап, временно завершающий проект в целом, состоит из сборки всего отобранного материала (28 детских рисунков, 24 фотографии и более 150 Кб текста) в единый гипертекст с использованием прикладной программы HyperStudio; эта работа выполняется одним человеком - учеником 9-го класса при технической и программной поддержке ученика 10-го класса.
Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение - заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное "открытое" обучение.
Информация о работе Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО