Нетрадиционные формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Усовершенствование форм образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. []

Урок – гибкая форма организации обучения. Она включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Содержание

Введение.....................................................................................................3

1. Нетрадиционный урок............................................................................4

2. Характеристика нетрадиционных учебных занятий...........................7

3. Построение и организация урока производственного обучения.......9

4. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения.....................................................................13

Заключение................................................................................................17

Список литературы...................................................................................18

Приложение...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине "Методика профессионального обучения" 

на тему "Нетрадиционные формы организации  уроков

 производственного обучения" 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2010 г.

Содержание

  Введение.....................................................................................................3

 1. Нетрадиционный урок............................................................................4

 2. Характеристика нетрадиционных учебных занятий...........................7

 3. Построение и организация урока производственного обучения.......9

 4. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения.....................................................................13

  Заключение................................................................................................17

  Список литературы...................................................................................18

   Приложение............................................................................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Усовершенствование форм образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. []

       Урок – гибкая форма организации обучения. Она включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

      На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

      И одной из форм такой организации обучения являются нетрадиционные формы обучения.  Эту форма обучения будет разобрана более детально в данной работе.  

      Цель работы :

- Дать понятие  нетрадиционному уроку

- Изучить виды  нетрадиционных уроков, применяемых  при проведении занятий по ппроизводственному обучению.

- Спроектировать нетрадиционный урок для проведения производственного занятия. 
 
 
 
 
 
 

1. Нетрадиционный урок. 

      Нетрадиционный урок – одна из форм организации обучения и воспитания. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Ученики охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

      С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического, либо лабораторного эксперимента в пределах учебного заведения.[8]

      Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

      В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока.

      Первый подход к нетрадиционным формам урока как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задание, тексты и т.д. На уроках используются разные виды деятельности : составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов и тд.[7]

           Второй подход трактует нетрадиционным формам урока как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современных училищах ( уроки – конференции, уроки – круглые столы, уроки – аукционы, уроки дискуссии и т.д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы уроков как форы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива ” ( от англ. слова interaction – взаимодействие ). Интенсивное общение – выработка тактики и  стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека  или группы людей , и только с этой позиции оценить свои собственные действия ( самооценка ).  Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно – урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный.” [7] 

Возможности нетрадиционного урока : 

Рассмотрим возможности  нетрадиционного урока :

1) Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

2) Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

3) Просходит  формирование профессиональных навыков

4) В процессе  проведения этих уроков складываются  благоприятные условия для развития  умений и способностей быстрого  мышления, к изложению кратких,  но точных выводов.

5) Происходит  профессиональная адаптация к  профессии.

6) Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

7) Нетрадиционные  формы уроков содержат в себе  неограниченные возможности в  деле ликвидировать перегрузки  учащихся домашними заданиями  путем  использования различных  способов изучения нового материала.

8) Урок-экскурсия  позволяет посетит производства  и увидеть весь процесс производства  своими глазами. Также появляется  возможность поработать на инструментах (станках), что является огромным  опытом для обучаемых.[4] 
 
 

     2. Характеристика нетрадиционных учебных занятий 

     Значимость  нетрадиционных учебных занятий  определяется тем, что создаются  предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои профессиональные качества. [12]

     Существенное  преимущество нетрадиционных учебных  занятий, их эффективность определяют следующие факторы:

     - организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;

     - изменяется характер домашних  заданий, которые направлены на  самостоятельную, творческую деятельность  и способствуют выработке умений  переноса и применения полученных знаний на практике;

     -усиливается  роль сопутствующего закрепления,  когда новый материал усваивается  на уроке с помощью методов,  выводящих учащихся на эмоциональный  путь усвоения знаний;

     - гибкая структура учебного занятия  позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с учащимися в зависимости от творческого замысла учебного занятия.[2]

     Последнее время была предпринята попытка  классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Приведем пример одной  из классификации:

     1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

     2. Уроки, основанные на формах, жанрах  и методах работы, известных в  общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

     3. Уроки, основанные на нетрадиционной  организации учебного материала:  урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

     4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

     5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

     6. Уроки, основанные на имитации  деятельности учреждений и организаций:  суд, следствие, трибунал, цирк, патентное  бюро, ученый Совет. 

     7. Перенесенные в рамках урока  традиционные формы внеклассной  работы: КВН, «следствие ведут  знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

     8. Интегрированные уроки. 

     9. Трансформация традиционных способов  организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос,  урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. [16]

     Тем не менее, не все формы и методы приемлемы для проведения их на уроках производственного обучения. Специфика  урок производственного обучения предполагает практическую деятельность учащихся, кроме того урок длится 6 часов. 
 

    1. Построение  и организация  урока производственного  обучения
 

     Основной  формой организации занятий в  учебных мастерских является урок. Рассматривая урок производственного  обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по общеобразовательным или специальным предметам.[7]

     Цель  урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических  знаний освоили приемы и способы  выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике.

     Специфика проведения уроков производственного  обучения отражена в следующих факторах:

     а) временное (занятие продолжается 6 часов);

     б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного  труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

     в) в методическом (основная часть времени  на занятии учащиеся работают самостоятельно, мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся)

     г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося  в доступном ему темпе поэтому  формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися).[9]

     Уроки производственного обучения в зависимости  от основной дидактической цели и  содержания изучаемого учебного материала  подразделяются на следующие типы:

     вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

     урок  по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

Информация о работе Нетрадиционные формы обучения