Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа
Усовершенствование форм образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. []
Урок – гибкая форма организации обучения. Она включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Введение.....................................................................................................3
1. Нетрадиционный урок............................................................................4
2. Характеристика нетрадиционных учебных занятий...........................7
3. Построение и организация урока производственного обучения.......9
4. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения.....................................................................13
Заключение................................................................................................17
Список литературы...................................................................................18
Приложение...............................................................................................
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
"Методика профессионального обучения"
на тему "Нетрадиционные формы организации уроков
производственного
обучения"
Казань 2010 г.
Содержание
Введение......................
1. Нетрадиционный
урок..........................
2. Характеристика
нетрадиционных учебных занятий.......................
3. Построение и организация урока производственного обучения.......9
4. Использование
нетрадиционных форм и методов на уроках
производственного обучения......................
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение....................
Введение.
Усовершенствование форм образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. []
Урок – гибкая форма организации обучения. Она включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
И одной из форм такой организации обучения являются нетрадиционные формы обучения. Эту форма обучения будет разобрана более детально в данной работе.
Цель работы :
- Дать понятие нетрадиционному уроку
- Изучить виды нетрадиционных уроков, применяемых при проведении занятий по ппроизводственному обучению.
- Спроектировать
нетрадиционный урок для проведения производственного
занятия.
1.
Нетрадиционный урок.
Нетрадиционный урок – одна из форм организации обучения и воспитания. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Ученики охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического, либо лабораторного эксперимента в пределах учебного заведения.[8]
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока.
Первый подход к нетрадиционным формам урока как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задание, тексты и т.д. На уроках используются разные виды деятельности : составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов и тд.[7]
Второй подход трактует нетрадиционным
формам урока как инновационные, современные
формы урока, появившиеся в последнее
время и имеющие широкое распространение
в современных училищах ( уроки – конференции,
уроки – круглые столы, уроки – аукционы,
уроки дискуссии и т.д.). Что же касается
научной литературы, то здесь видим тенденцию
рассматривать нетрадиционные формы уроков
как форы интерактивного обучения или
учебные занятия в “режиме интерактива
” ( от англ. слова interaction – взаимодействие
). Интенсивное общение – выработка тактики
и стратегии взаимодействия, организация
совместной деятельности. Основные виды
интерактивного общения – кооперация
и конкуренция. Упор делается на межличностные
коммуникации, в основе которых берется
способность индивида встать на позицию
другого человека или группы людей
, и только с этой позиции оценить свои
собственные действия ( самооценка ).
Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном
уроке”, в то время как именно классно
– урочная система, базирующаяся на принципах
дидактики А.А. Каменского, является основой
“традиционного обучения?” говоря иначе,
может ли урок, традиционная единица учебного
процесса, характеризоваться как нетрадиционный.”
[7]
Возможности
нетрадиционного урока :
Рассмотрим возможности нетрадиционного урока :
1) Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
2) Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
3) Просходит формирование профессиональных навыков
4) В процессе
проведения этих уроков
5) Происходит профессиональная адаптация к профессии.
6) Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
7) Нетрадиционные
формы уроков содержат в себе
неограниченные возможности в
деле ликвидировать перегрузки
учащихся домашними заданиями
путем использования
8) Урок-экскурсия
позволяет посетит
2.
Характеристика нетрадиционных
учебных занятий
Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои профессиональные качества. [12]
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:
-
организация учебной
-
изменяется характер домашних
заданий, которые направлены
-усиливается
роль сопутствующего
-
гибкая структура учебного
Последнее время была предпринята попытка классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Приведем пример одной из классификации:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3.
Уроки, основанные на
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5.
Уроки, опирающиеся на
6.
Уроки, основанные на имитации
деятельности учреждений и
7.
Перенесенные в рамках урока
традиционные формы
8. Интегрированные уроки.
9.
Трансформация традиционных
Тем
не менее, не все формы и методы
приемлемы для проведения их на уроках
производственного обучения. Специфика
урок производственного обучения предполагает
практическую деятельность учащихся,
кроме того урок длится 6 часов.
Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок. Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по общеобразовательным или специальным предметам.[7]
Цель
урока производственного
Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);
в) в методическом (основная часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся)
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе поэтому формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися).[9]
Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:
вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;