Формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Таблица по теме "Формы обучения"

Работа содержит 1 файл

Педагогика. таблица.docx

— 28.60 Кб (Скачать)

Название

Где и когда возникла

Сущность

Достоинства

Недостатки

Как используется в современной школе

Индивидуальна я

Сложилась еще в первобытном обществе

Передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. При индивидуальном обучении учитель учил ученика в его доме (как правило, знатного человека) или в своем.

Удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства.

1)Каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников.

2)Обеспечивала обучение малого количества детей 

В настоящее время индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с  теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Кроме того, в индивидуальной форме  строится обучение в музыкальном  образовании - учитель музыкальной  школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно.

Индивидуально – групповая

V – XV в (Средневековье)

Учитель обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал  ему задание для самостоятельной  работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с  последним, учитель возвращался  к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех  пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство.

1) Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности.

2) Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы

1)Это было не столько объяснительное, сколько основанное на механическом запоминании обучение.

2) Не были разработаны организационные принципы такого обучения.

3) Школа не обеспечивала массового обучения детей и давала ученикам лишь элементарные навыки чтения, письма, счета.

Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в  сельской малокомплектной школе. Кроме  того, она практикуется в ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными.

Групповая

XVI в

1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до 6 человек. 
2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными. 
3)Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли. 
4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. 
5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

1)Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения

2)Ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других

3)Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление

4)Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся

При неправильном, непродуманном комплектовании групп обучение не выполняет всех возложенных на него функций

В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения.

Классно-урочная

XVII в., Чехия, Я. А. Коменский

1) объединение в классы учащихся с одинаковым уровнем подготовки;

2) постоянный состав класса на весь период обучения;

3) работа всех учащихся по одному плану;

4) обязательные занятий для всех;

5) основная единица занятий – урок;

6) наличие расписания занятий, перемен, каникул, единого учебного года;

7) домашних заданий не  было

8) появилась определенная  структура урока: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения.

1)    четкая организационная структура

2)    обеспечение массовости обучения

3)    возможности для взаимообучения, коллективного взаимодействия

1)    ориентация на «среднего ученика»

2)    отсутствие возможностей осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися с учётом их потребностей, личностных предпочтений, задатков и т.д.

Является основной формой обучения как в России, так и за рубежом

Белл -Ланкастерская (массовая, взаимообучение)

Конец XVIII в,  Англия, А. Белл и Д.Ланкастер.

Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и  более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия  он также наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами.

Охватывала одновременно шестьсот и более обучающихся.  Один учитель, таким образом, мог обучать сотни учеников.

Выигрывая в массовости, обучение при  такой организации много теряла в качестве, так как система не могла обеспечить достаточного уровня подготовки детей

Реализуется в формах взаимного обучения учащихся, в формах разновозрастных  групп, отрядов и т.п.

Батавская

Начало  XX в, США

Суть системы заключается в  том, что время учителя (8 часовой  рабочий день) делится на 2 неравные части. Меньшая (2-3 часа) посвящается  коллективной работе с детьми –  изложение нового материала, раздача  индивидуальных заданий, анализ проверенных  индивидуальных работ. Вторая часть  рабочего времени учителя отводится  на оказание помощи ученикам в выполнении индивидуальных заданий, подготовке к  следующему уроку, написанию тестов и т.д.

Представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Ученики, уверенные, что в нужный момент учитель поможет, переставали стремиться к самостоятельному выполнению заданий

Частично реализуется в группах  «продленного дня"

Мангеймская

Начало XX в, Германия, Йозеф Зик-кингер

Суть  системы состоит в том, что все учащиеся, начиная с 11 летнего возраста на основании специального тестирования, определяющего уровень  их IQ, для обучения распределяются по трём классам: класс для слабых учеников, класс для средних учеников, класс  для сильных учеников, где обучаются  по соответствующим программам начального, среднего и продвинутого уровня. Отбор в классы производился на основе наблюдений учителей, психометрических исследований и экзаменов.

 Не ориентирована на среднего  ученика, как классно-урочная  форма, а позволяет учитывать  индивидуальные особенности детей  и их уровень подготовки.

1)Выявление способностей и интеллектуальных возможностей в период отбора в соответствующие классы лишь констатировало возможности ребенка в конкретную единицу времени. Ребенок искусственно попадал в условия, предопределявшие возможную его постепенную деградацию. 

2)Предусматривался перевод (в зависимости от успехов учащихся) из класса в класс. Но в учебных программах не были предусмотрены переводные подготовительные механизмы, что практически закрывало эту возможность.

В настоящее время элементы системы  сохранились в Австралии - там  создаются классы для более и для менее способных учеников; в Англии выпускники начальных классов проходят тестовые испытания и направляются в школы соответствующего типа; в США производится отбор в отдельные классы: для медленно обучающихся и способных учеников.В России элементы подобной формы тоже нашли свое отражение в создании специализированных школ для особо одаренных детей, школ нового типа (гимназий, колледжей, лицеев), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне сложности.

Использование идей маннгеймской системы можно встретить в школах, где организуются классы коррекции.

Дальтон-план (индивидуализированная)

Начало XX в., США, Е. Паркхерст, Джон и Эвелина Дьюи

Традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.  Коллективная работа проводилась один час в день. Общего плана занятий не было. Программы разбивались на годовые и ряд заданий по месяцам, устанавливались сроки их выполнения учащимися. Успехи учащихся отмечались в индивидуальных карточках и общей таблице класса. Рабочие места учащихся укомплектовывались всеми необходимыми учебными пособиями, руководствами, методическими указаниями по изучению и выполнению учебных заданий.

1)Самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы

2)Гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий

Опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться.

Снижался уровень подготовки, появлялась нервозность и спешка в работе, ответственность за результаты работы снижалась. Снижение роли учителя  в учебном процессе повлекло за собой  снижение уровня подготовки учащихся.

В конечном итоге далтон-план не прижился ни в одной стране мира.

Бригадно-лабораторная

20-е годы  XX в, СССР

Такая система обучения предполагала сочетание коллективной работы всего  класса с бригадной (звеньевой) и  индивидуальной работой каждого  ученика. На общих занятиях планировалась  работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель  объяснял трудные вопросы темы и  подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель  устанавливал сроки выполнения задания  и обязательный минимум работы для  каждого ученика, при необходимости  индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады  отчитывался за выполнение задания.

Включал и общую работу класса, и коллективную работу бригады, и индивидуальную работу каждого ученика.

1) Задания, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

2) Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений.

В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения.

Метод проектов

XX в, США, У. Кильпатрик

Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и  в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или  культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги.

1)Обеспечивала большую самостоятельность учащихся в учебном процессе

1)не обеспечивалась систематичность  знаний;

2) практически не контролировался ход учения;

3) вследствие пассивной  позиции учителя обучение не  выполняло всех возложенных на  него функций

В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения.

План Трампа (лекционно-семинарская)

60-е годы, США,Л. Трамп

Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших  аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями  в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с  применением разнообразных технических  средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное  изучение отдельных разделов и отработку  умений и навыков (семинары) - 20%, а  остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из сильных  учащихся.

План Трампа утверждал принцип индивидуализации, выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения

1)Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3)Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4)Одни ученики  успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные  школы, а в массовых школах закрепились  лишь отдельные элементы: преподавание бригадой педагогов одного предмета (один читает лекции, другие проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих  специального образования, к проведению занятий с большой группой  учащихся; организация самостоятельной  работы в малых группах.





Информация о работе Формы обучения