Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:50, шпаргалка
Таблица по теме "Формы обучения"
Название |
Где и когда возникла |
Сущность |
Достоинства |
Недостатки |
Как используется в современной школе |
Индивидуальна я |
Сложилась еще в первобытном обществе |
Передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. При индивидуальном обучении учитель учил ученика в его доме (как правило, знатного человека) или в своем. |
Удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. |
1)Каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. 2)Обеспечивала обучение малого количества детей |
В настоящее время индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Кроме того, в индивидуальной форме строится обучение в музыкальном образовании - учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно. |
Индивидуально – групповая |
V – XV в (Средневековье) |
Учитель обучал индивидуально 10-15 человек.
Изложив материал одному, он давал
ему задание для |
1) Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. 2) Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы |
1)Это было не столько объяснительное, сколько основанное на механическом запоминании обучение. 2) Не были разработаны организационные принципы такого обучения. 3) Школа не обеспечивала массового обучения детей и давала ученикам лишь элементарные навыки чтения, письма, счета. |
Индивидуально-групповая форма |
Групповая |
XVI в |
1) Класс разбивается
на несколько небольших групп - от 3 до
6 человек. |
1)Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения 2)Ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других 3)Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление 4)Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся |
При неправильном, непродуманном комплектовании групп обучение не выполняет всех возложенных на него функций |
В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения. |
Классно-урочная |
XVII в., Чехия, Я. А. Коменский |
1) объединение в классы учащихся с одинаковым уровнем подготовки; 2) постоянный состав класса на весь период обучения; 3) работа всех учащихся по одному плану; 4) обязательные занятий для всех; 5) основная единица занятий – урок; 6) наличие расписания занятий, перемен, каникул, единого учебного года; 7) домашних заданий не было 8) появилась определенная структура урока: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. |
1) четкая организационная структура 2) обеспечение массовости обучения 3) возможности для взаимообучения, коллективного взаимодействия |
1) ориентация на «среднего ученика» 2) отсутствие возможностей осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися с учётом их потребностей, личностных предпочтений, задатков и т.д. |
Является основной формой обучения как в России, так и за рубежом |
Белл -Ланкастерская (массовая, взаимообучение) |
Конец XVIII в, Англия, А. Белл и Д.Ланкастер. |
Учитель, находясь с учащимися разных
возрастов и уровня подготовленности
в одном зале, учил старших и
более успевающих, а те, в свою
очередь, младших. В ходе занятия
он также наблюдал за работой групп,
возглавляемых его помощниками- |
Охватывала одновременно шестьсот и более обучающихся. Один учитель, таким образом, мог обучать сотни учеников. |
Выигрывая в массовости, обучение при такой организации много теряла в качестве, так как система не могла обеспечить достаточного уровня подготовки детей |
Реализуется в формах взаимного обучения учащихся, в формах разновозрастных групп, отрядов и т.п. |
Батавская |
Начало XX в, США |
Суть системы заключается в том, что время учителя (8 часовой рабочий день) делится на 2 неравные части. Меньшая (2-3 часа) посвящается коллективной работе с детьми – изложение нового материала, раздача индивидуальных заданий, анализ проверенных индивидуальных работ. Вторая часть рабочего времени учителя отводится на оказание помощи ученикам в выполнении индивидуальных заданий, подготовке к следующему уроку, написанию тестов и т.д. |
Представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. |
Ученики, уверенные, что в нужный момент учитель поможет, переставали стремиться к самостоятельному выполнению заданий |
Частично реализуется в |
Мангеймская |
Начало XX в, Германия, Йозеф Зик-кингер |
Суть системы состоит в том, что все учащиеся, начиная с 11 летнего возраста на основании специального тестирования, определяющего уровень их IQ, для обучения распределяются по трём классам: класс для слабых учеников, класс для средних учеников, класс для сильных учеников, где обучаются по соответствующим программам начального, среднего и продвинутого уровня. Отбор в классы производился на основе наблюдений учителей, психометрических исследований и экзаменов. |
Не ориентирована на среднего
ученика, как классно-урочная
форма, а позволяет учитывать
индивидуальные особенности |
1)Выявление способностей и интеллектуальных возможностей в период отбора в соответствующие классы лишь констатировало возможности ребенка в конкретную единицу времени. Ребенок искусственно попадал в условия, предопределявшие возможную его постепенную деградацию. 2)Предусматривался перевод (в зависимости от успехов учащихся) из класса в класс. Но в учебных программах не были предусмотрены переводные подготовительные механизмы, что практически закрывало эту возможность. |
В настоящее время элементы системы сохранились в Австралии - там создаются классы для более и для менее способных учеников; в Англии выпускники начальных классов проходят тестовые испытания и направляются в школы соответствующего типа; в США производится отбор в отдельные классы: для медленно обучающихся и способных учеников.В России элементы подобной формы тоже нашли свое отражение в создании специализированных школ для особо одаренных детей, школ нового типа (гимназий, колледжей, лицеев), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне сложности. Использование идей маннгеймской системы можно встретить в школах, где организуются классы коррекции. |
Дальтон-план (индивидуализированная) |
Начало XX в., США, Е. Паркхерст, Джон и Эвелина Дьюи |
Традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Коллективная работа проводилась один час в день. Общего плана занятий не было. Программы разбивались на годовые и ряд заданий по месяцам, устанавливались сроки их выполнения учащимися. Успехи учащихся отмечались в индивидуальных карточках и общей таблице класса. Рабочие места учащихся укомплектовывались всеми необходимыми учебными пособиями, руководствами, методическими указаниями по изучению и выполнению учебных заданий. |
1)Самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы 2)Гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий |
Опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Снижался уровень подготовки, появлялась нервозность и спешка в работе, ответственность за результаты работы снижалась. Снижение роли учителя в учебном процессе повлекло за собой снижение уровня подготовки учащихся. |
В конечном итоге далтон-план не прижился ни в одной стране мира. |
Бригадно-лабораторная |
20-е годы XX в, СССР |
Такая система обучения предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. |
Включал и общую работу класса, и коллективную работу бригады, и индивидуальную работу каждого ученика. |
1) Задания, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады. 2) Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. |
В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения. |
Метод проектов |
XX в, США, У. Кильпатрик |
Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги. |
1)Обеспечивала большую самостоятельность учащихся в учебном процессе |
1)не обеспечивалась 2) практически не контролировался ход учения; 3) вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций |
В определенной мере существует как дополнительная к основной форме обучения. |
План Трампа (лекционно-семинарская) |
60-е годы, США,Л. Трамп |
Эта форма организации обучения предполагала
сочетание занятий в больших
аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями
в группах по 10-15 человек и индивидуальную
работу учащихся. На общие лекции с
применением разнообразных |
План Трампа утверждал принцип индивидуализации, выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения |
1)Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше. 2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям. 3)Лекции нужны, если нет учебников или их мало. 4)Одни ученики успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. |
В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых школах закрепились лишь отдельные элементы: преподавание бригадой педагогов одного предмета (один читает лекции, другие проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих специального образования, к проведению занятий с большой группой учащихся; организация самостоятельной работы в малых группах. |