Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что: компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.(1)

Содержание

1. Компьютер как современное ТАВСО
2. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе
3. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования
4. Примеры телекоммуникационных проектов
5. Дистанционная форма обучения
6. Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство  по образованию

Государственное Образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Ульяновский педагогический университет имени И.Н.Ульянова

Кафедра Теории и методики обучения физики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Нетрадиционные формы  обучения с использованием современных ТАВСО

 

 

 

 

Студент 4 курса

Дневного отделения

Физико-математического  факультета

Руководитель:

Башаева

 

 

 

Ульяновск 2010г.

 

Содержание

 

1. Компьютер как современное ТАВСО

2. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

3. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования

4. Примеры телекоммуникационных проектов

5. Дистанционная форма обучения

6. Вывод

Список литературы

 

1. Компьютер как современное ТАВСО

 

Компьютеризация образования  является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что: компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.(1)

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать  связи в гиперсреде, включающей в  себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого ему необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями. "Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира"(2).

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между  тем, что дает своим выпускникам  школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере  образования выступает в разных функциях:

а)как предмет изучения;

б)как средство в учебно-воспитательном процессе;

в)как компонент системы  педагогического управления;

г)как компонент управления образовательными учреждениями;

д)как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения.

  1. Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением программы типа "тренажер", программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.
  2. Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др.
  3. Профессиональное и профориентационное - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в профессиях.
  4. Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития.
  5. Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы игр.
  6. Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.
  7. Организационное - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями.
  8. Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам  применения информационных технологий можно добавить и использование  компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения  современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс  информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в  образовательных учреждениях:

  • современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;
  • системного и прикладного программного обеспечения;
  • методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система  на базе ЭВМ и программное обеспечение  к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе "три "и"": инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств;
  • обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести;
  • обучать всех равноценно, независимо от места проживания.

2. Использование  компьютера в учебно-воспитательном  процессе

 

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Язык программирования должен быть удобным для описания условия и анализа задачи, планирования ее решения, включая составление программы, чтобы решение задач с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой - не вызывало дополнительных трудностей. Язык должен быть удобен для общения человека с компьютером.

Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции  обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

  1. обеспечение обратной связи в процессе обучения;
  2. обеспечение индивидуализации учебного процесса;
  3. повышение наглядности учебного процесса;
  4. поиск информации из самых широких источников;
  5. моделирование изучаемых процессов или явлений;
  6. организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам  обучающие компьютерные программы  делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены  для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых  понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать  непосредственными участниками  открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями  обладают программы, которые реализуют  проблемное обучение. В трудовом и  профессиональном обучении особенно полезны  программы, моделирующие и анализирующие  конкретные ситуации, так как они  способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.

Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют  инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля).

Таким образом, компьютер  в учебном процессе выполняет  несколько функций: служит средством  общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Способы использования  компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом  и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе  обучающей компьютерной программы  и ее применении:

психологический - как  повлияет данная программа на мотивацию  учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

  • педагогический - насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;
  • методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;
  • организационный - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными в  учебном процессе оказываются программные  средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу  выбора того или иного способа  изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Информация о работе Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО