Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа
Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
а. бланковые (тесты «бумага и карандаш»);
б. предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами; результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
в. аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
г. практические – появившиеся относительно недавно, эти тесты сходны с известными у нас лабораторными работами;
д. компьютерные.
а. монопредметные – тесты для проверки элементов или всего объема знаний и умений в рамках одного учебного предмета;
б. полипредметные – тесты, в которые в качестве составляющих элементов входят монопредметные тесты;
в. межпредметные – тесты, построенные для выявления «сквозных» межпредметных и надпредметных знаний и умений.
а. массовые (групповые);
б. индивидуальные.
а. тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;
б. тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежат успешность и способ решения задачи;
в. смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности, от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено.
а. тесты знаний или поведения обучаемого в начале обучения (определяющий тест, тесты входного контроля);
б. тесты прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест, текущее и рубежное тестирование);
в. тесты трудностей обучения и их источников во время процесса обучения (диагностический тест). Среди них выделяют:
тесты симптоматической диагностики, выявляющие самый «верхний слой» знаний и умений (знает – не знает, знаком - не знаком);
тесты этиологической диагностики, нацеленные на выявление причинно-следственных связей (почему не знает именно данный раздел учебного материала, в какой степени пробелы учащегося зависят от других знаний и от каких именно);
тесты типологической диагностики, призванные определять, какие позитивные и негативные тенденции в усвоении знаний наметились у данного учащегося, к чему это может привести и что нужно делать, чтобы смягчить негативное и усилить позитивное в учебной деятельности учащихся;
тесты основных достижений в конце обучения (суммирующий тест, итоговый тест);
обучающие тесты;
тесты-тренажеры.
а. по критериальному аспекту: что проверяет тест – один критерий интегративного характера (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций);
б. по формальному аспекту: гомогенность или гетерогенность форм построения заданий.
Приведенные выше классификации тестов позволяют создателю на этапе разработки наиболее оптимально определить вид теста и алгоритм его генерации в соответствии с поставленными целями тестирования[25].
Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка). В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.
Под рейтинговой системой понимают систему накопления баллов, которые отражают успеваемость обучаемых и их творческий потенциал. В учебных заведениях под этим термином понимается специально разработанная система контроля знаний и успеваемости, основанная на определении рейтинга. Рейтинг специальности – это общее (суммарное) количество баллов, которое можно набрать за весь период обучения. Рейтинг дисциплины – это количество баллов, которое можно набрать по дисциплине за определенный интервал времени (четверть, за весь период обучения). При разработке рейтинговых систем следует учитывать виды рейтинга, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения: текущий; промежуточный; итоговый; творческий; суммарный.
Текущий рейтинг включает баллы по учебным мероприятиям, каковыми являются лекции, семинары, рефераты, индивидуальные задания, лабораторные работы, проекты, домашние работы. Промежуточный рейтинг оценивает следующие виды учебной деятельности учащегося: коллоквиумы, тесты, контрольные работы, индивидуальные задания, домашние контрольные работы. Итоговый рейтинг включает баллы за зачет и/или экзамен. Творческий рейтинг складывается из необязательных баллов, заработанных учащимися дополнительно за публикации, участие в научных грантах, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Суммарный рейтинг (рейтинг дисциплины) – это сумма текущего, промежуточного, итогового и творческого рейтинга. Общий рейтинг по педагогической специальности должен складывается из рейтингов дисциплин.
Рейтинговая система активизирует в значительной степени работу преподавателей, которым приходится заниматься не только преподаванием, но и активным и объективным контролем результатов обучения. Однако введение в учебный процесс рейтинговой системы накладывает дополнительные хлопоты на преподавателей. В этой связи представляется целесообразным автоматизация расчета рейтинга и анализа рейтинговых результатов.
Информационная технология дистанционного обучения – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В современном обществе основным техническим средством технологии переработки формации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на конструкцию построения и использования технологических процессов, так и на качестве результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов, компьютерная или современная.
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии.
Техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно от этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно их конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии.
Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и ее дальнейшее использование должны свестись к тому, что сначала необходимо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).
Главные направления использования возможностей ИКТ в начальной школе следующие:
формирование начальных навыков владения основные приемами мыслительной деятельности учащегося (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);
развитие познавательных способностей младших школьников;
развитие индивидуальных качеств учащегося (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность и планирование действий и т.д.);
формирование начальных навыков информационной грамотности (примитивное управление компьютером, первичное представление о компьютере как инструменте для расширения и развития возможностей человека);
развитие навыков межличностной коммуникации;
эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);
экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).
Образование нацелено на передачу накопленных человечеством знаний об окружающем мире, освоение получаемых знаний в текущее время и развитие способностей на приобретение новых знаний. Динамичность цивилизации, информационный взрыв породили проблему быстрого устаревания учебников.
Необходимы новые подходы при разработке педагогических средств, в частности учебников, практикумов. Они должны быть нацелены на ученика, а потому в большей степени являться информативными, энциклопедичными. Правильнее говорить о тренажерах, самоучителях и т.п.
С развитием Интернет-технологий важнейшими педагогическими средствами обучения являются образовательные ресурсы Интернет, электронные учебники. Наиболее адекватными современному состоянию могут стать электронные средства (учебники, компьютерные тесты и т.п.), представляющие открытые системы.
Открытое электронное педагогическое средство характеризуется тем, что оно в какой-то момент зарождается, далее постоянно обновляется, корректируется, расширяется.
Семантическая модель знаний в виде графа понятий и объектов является как бы структурой для информационного наполнения, соответствующего разным уровням знаний. Электронный учебник структурно отражает модель знаний (граф понятий), является открытым для наполнения содержательной части по каждому понятию и включается посредством гиперссылок на все мировые информационные источники.
Анализ педагогических программных средств показал, что:
Учитывая тенденции и прогнозы развития открытого образования, следует отметить новый тип зарождающихся компьютерных учебных средств – открытые, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся образовательные телекоммуникационные системы.
Речь идет о моделировании компьютерной педагогической системы, которую создают эксперты в определенных областях знаний дистанционно и виртуально.
Например, Интернет-учебник как результат представления разными авторами непрерывно развивающей среды из набора web-страниц или открытая база данных тестовых заданий, формированием которой также занимаются практически независимо педагоги и ученые из разных организаций, городов и регионов.
Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования