Информационно-коммуникационные технологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ИКТО.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

а.    бланковые (тесты «бумага и карандаш»);

б.    предметные – в которых необходимо манипулиро­вать материальными объектами; результативность выпол­нения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;

в.    аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;

г.    практические – появившиеся относительно недавно, эти тесты сходны с известными у нас лабораторными ра­ботами;

д.    компьютерные.

  1. По предметной области применения теста:

а.    монопредметные – тесты для проверки элементов или всего объема знаний и умений в рамках одного учеб­ного предмета;

б.    полипредметные – тесты, в которые в качестве со­ставляющих элементов входят монопредметные тесты;

в.    межпредметные – тесты, построенные для выявле­ния «сквозных» межпредметных и надпредметных знаний и умений.

  1. По форме организации тестирования:

а.    массовые (групповые);

б.    индивидуальные.

  1. По ведущей ориентации:

а.    тесты скорости, содержащие простые задачи, вре­мя решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;

б.    тесты мощности или результативности, включаю­щие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подле­жат успешность и способ решения задачи;

в.    смешанные тесты, которые объединяют в себе чер­ты двух вышеперечисленных. В таких тестах представле­ны задачи различного уровня сложности, от самых про­стых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено.

  1. По целям использования:

а.    тесты знаний или поведения обучаемого в начале обучения (определяющий тест, тесты входного контроля);

б.    тесты прогресса, достигнутого в процессе обучения (фор­мирующий тест, текущее и рубежное тестирование);

в.    тесты трудностей обучения и их источников во время про­цесса обучения (диагностический тест). Среди них выде­ляют:

      тесты симптоматической диагностики, выявляющие самый «верхний слой» знаний и умений (знает – не знает, знаком - не знаком);

      тесты этиологической диагностики, нацеленные на выявление причинно-следственных связей (почему не знает именно данный раздел учебного материала, в какой степени пробелы учащегося зависят от других знаний и от каких именно);

      тесты ти­пологической диагностики, призванные определять, какие позитивные и негативные тенденции в усвоении знаний наметились у данного учащегося, к чему это может приве­сти и что нужно делать, чтобы смягчить негативное и уси­лить позитивное в учебной деятельности учащихся;

      тесты основных достижений в конце обучения (суммирую­щий тест, итоговый тест);

      обучающие тесты;

      тесты-тренажеры.

  1. По степени гомогенности:

а.    по критериальному аспекту: что проверяет тест – один критерий интегративного характера (например, коли­чество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую после­довательность, осознанность тех же операций);

б.    по формальному аспекту: гомогенность или гетеро­генность форм построения заданий.

Приведенные выше классификации тестов позволяют создателю на этапе разработки наиболее оптимально опре­делить вид теста и алгоритм его генерации в соответствии с поставленными целями тестирования[25].

3.3 Электронные рейтинговые системы

Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка). В образовании рейтинг - ранжирование обучающих­ся в группе по результатам комплексной, суммарной оцен­ки их достижений в течение процесса обучения.

Под рей­тинговой системой понимают систему накопления бал­лов, которые отражают успеваемость обучаемых и их творческий потенциал. В учебных заве­дениях под этим термином понимается специально разработанная система контроля знаний и успеваемости, основанная на определении рейтинга. Рейтинг специальности – это общее (суммарное) количество баллов, которое можно набрать за весь период обучения. Рейтинг дисциплины – это количество баллов, которое можно набрать по дисциплине за определенный интервал времени (четверть, за весь период обучения). При разработке рейтинговых систем следует учитывать виды рейтинга, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения: текущий; промежуточ­ный; итоговый; творческий; суммарный.

Текущий рейтинг включает баллы по учебным ме­роприятиям, каковыми являются лекции, семинары, рефе­раты, индивидуальные задания, лабораторные работы, проекты, домашние работы. Промежуточный рейтинг оценивает следующие виды учебной деятельности учащегося: коллоквиумы, тесты, контрольные работы, индивидуальные задания, домашние контрольные работы. Итоговый рейтинг включает баллы за зачет и/или экзамен. Творческий рейтинг складывается из необязатель­ных баллов, заработанных учащимися дополнительно за публикации, участие в научных грантах, олимпиадах, кон­курсах, конференциях. Суммарный рейтинг (рейтинг дисциплины) – это сумма текущего, промежуточного, итогового и творческо­го рейтинга. Общий рейтинг по педагогической специ­альности должен складывается из рейтингов дисцип­лин.

Рейтинговая система активизирует в значительной сте­пени работу преподавателей, которым приходится зани­маться не только преподаванием, но и активным и объек­тивным контролем результатов обучения. Однако введе­ние в учебный процесс рейтинговой системы накладывает дополнительные хлопоты на преподавателей. В этой свя­зи представляется целесообразным автоматизация расчета рейтинга и анализа рейтинговых результатов.

Заключение

Информационная технология дистанционного обучения – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки формации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на конструкцию построения и использования технологических процессов, так и на качестве результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов, компьютерная или современная.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии.

Техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программ­ное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно от этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно их конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной тех­нологии.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ком­пьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами дан­ных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и ее дальнейшее использование должны свестись к тому, что сначала необходимо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элемен­тарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в раз­ных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

Главные направления использования возможностей ИКТ в начальной школе следующие:

      формирование начальных навыков владения основные приемами мыслительной деятельности учащегося (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);

      развитие познавательных способностей младших школьников;

      развитие индивидуальных качеств учащегося (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность и планирование действий и т.д.);

      формирование начальных навыков информационной грамотности (примитивное управление компьютером, первичное представление о компьютере как инструменте для расширения и развития возможностей человека);

      развитие навыков межличностной коммуникации;

      эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);

      экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).

Образование нацелено на передачу накопленных человечеством знаний об окружающем мире, освоение получаемых знаний в текущее время и развитие способностей на приобретение новых знаний. Динамич­ность цивилизации, информационный взрыв породили проблему быстрого устаревания учебников.

Необходимы новые подходы при разработке педагоги­ческих средств, в частности учебников, практикумов. Они должны быть нацелены на ученика, а потому в большей степени являться информативными, энциклопедичными. Правильнее говорить о тренажерах, самоучителях и т.п.

С развитием Интернет-технологий важнейшими педагоги­ческими средствами обучения являются образовательные ресурсы Интернет, электронные учебники. Наиболее адекватными современному со­стоянию могут стать электронные средства (учебники, компьютерные тесты и т.п.), представляющие откры­тые системы.

 Открытое электронное педагогическое средство характеризуется тем, что оно в какой-то мо­мент зарождается, далее постоянно обновляется, коррек­тируется, расширяется.

Семантическая модель знаний в виде графа понятий и объектов является как бы структурой для информационного наполнения, со­ответствующего разным уровням знаний. Электронный учебник структурно отражает модель знаний (граф поня­тий), является открытым для наполнения содержательной части по каждому понятию и включается посредством ги­перссылок на все мировые информационные источники.

 Анализ педагогических программных средств показал, что:

  1. нужны нетрадиционные разработки и методики по использованию компьютеров при обучении различным предметам;
  2. наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных средств информационно-коммуникационных технологий на различного рода занятиях, в разнообразных видах учебной деятельности;
  3. программный продукт должен быть информационно емким, многофункциональным, чтобы в нем нашли отра­жение учебная информация и направляющие обучения; диагностирующие и тестовые программы; моделирующие предметно-ориентированные среды; автоматизация процессов обработки, измерительные и управляющие функции; сервисные функции и инструментальные средства.

 Учитывая тенденции и прогнозы развития открытого образования, следует отметить новый тип зарождающихся компьютерных учебных средств – открытые, саморазвива­ющиеся и самоорганизующиеся образовательные телеком­муникационные системы.

Речь идет о моделировании компьютерной педагоги­ческой системы, которую создают эксперты в определен­ных областях знаний дистанционно и виртуально.

На­пример, Интернет-учебник как результат представления разными авторами непрерывно развивающей среды из на­бора web-страниц или открытая база данных тестовых заданий, формированием которой также занимаются прак­тически независимо педагоги и ученые из разных органи­заций, городов и регионов.

Список литературы

  1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З.О.Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  2. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения // Вопр. психологии. 1997. N 5.
  3. Габай Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1999.
  4. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  5. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 2000
  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  7. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 2002.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М:, Мир, 1997.
  9. Преподавание в сети Интернет: Сетевой учебно-методический и информационный комплекс /Рук. авт. колл. проф. В.И.Солдаткин. – М.: РГИОО, 2004 (электронное издание).
  10. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003.
  11. Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика – 2005
  12. Тиффин Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.: Информатика и образование, 1999.
  13. Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 2005

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования