Информационно-коммуникационные технологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ИКТО.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

2.2.3 Крите­риально-ориентированные тесты

Для объективной оцен­ки достигнутого качества обучения, в том числе и при работе с обучающими программами, особый интерес представляют крите­риально-ориентированные тесты.

Проект отраслевого терминоло­гического стандарта Центра тестирования определяет критери­ально-ориентированный тест как частный случай теста, предназ­наченного для абсолютного, т.е. персонального, тестирования, позволяющий оценить, преодолел ли испытуемый определенный порог усвоения учебного материала.

При этом результаты тести­рования сравниваются с некоторым заранее заданным критерием уровня подготовленности. Таким образом, речь идет не столько о самих тестах, сколько об интерпретации тестовых результатов.

Педагог может получить ответ на вопрос о том, какие элемен­ты содержания учебной дисциплины усвоены конкретным испы­туемым, по сути дела, только в виде вероятностной оценки. При подготовке таких тестов на основе содержания учебной дисцип­лины строится генеральная совокупность, т.е. однородное множе­ство заданий для измерения качества полученных знаний, уме­ний, навыков. Затем испытуемому предлагается тест – некая вы­борка заданий из этой совокупности.

Наконец, на основе ответов делается вероятностный вывод о знании учебной дисциплины данным испытуемым. Подобные тесты в оригинале носят назва­ние Domain-Referenced Tests (содержатель­но-ориентированные тесты).

2.2.4 Ситуационные тесты

Еще одна новая область приложения возможностей мультимедиа-тех­нологии – это ситуационные тесты, основанные на ролевых иг­рах. Сама ситуация, в которой должен проявить себя испытуе­мый, задается предельно реалистично с использованием аудио-, видеоэффектов, анимации. Но, что более важно, аналогичный же характер носит и представление вариантов возможных реакций испытуемого. Такие тесты помимо диагностической функции мо­гут носить и обучающий характер, наглядно показывая испытуе­мому последствия его выбора и подсказывая, как можно испра­вить совершенную ошибку.

2.3 Автоматизация регистрации и анализа резуль­татов

Говоря о возможностях инфор­мационных технологий для оценивания качества обучения, до­вольно часто оставляют без внимания как раз ту сферу их приме­нения, которая позволяет добиться быстрых и эффективных ре­зультатов.

Речь идет о регистрации, хранении, анализе данных по контролю обученности, а также их использовании для оператив­ного и долгосрочного управления образовательным процессом.

Для этой цели педагоги и администрация учебного заведения могут использовать электронные таблицы, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки.

Протоколирование хода тестирования открывает возможность анализировать не только качество усвоения знаний, умений и навыков, но личностные особенности обучаемых, проявляющие­ся в своеобразии прохождения тестирования.

Например, протоко­лирование полных данных позволяет выделить среди «неудачни­ков» тех, кто стремится к наилучшему результату, затрачивая мно­го времени и делая неоднократные попытки.

Противоположной можно считать категорию лиц, которые ограничиваются более низкими результатами, но тратят на тестирование значительно меньше времени, чем представители первой группы.

Обсуждение с обучаемыми не только самих результатов прохождения теста, но и использованной стратегии поможет педагогу сориентировать их в нужном направлении: в случае недостаточно высоких резуль­татов при первой попытке желательно направить силы обучаемо­го на устранение пробелов в подготовке, а затем пройти повторное тестирование.

 Использование информационных и коммуникационных техно­логий в той или иной мере коснулось всех этапов психодиагно­стического тестирования: упростилось создание тестов благодаря использованию специальных систем-конструкторов, облегчилось проведение группового тестирования, резко повысилась опера­тивность первичной обработки и интерпретации результатов[23].

Про­слеживается также тенденция передачи управления тестировани­ем компьютерным программам: если ранее автоматизировались лишь определенные стадии тестирования, например, предъявление материала, первичная обработка данных, интерпретация ре­зультатов, то на современном этапе все чаще можно встретить программы, выполняющие целиком все исследование вплоть до конечных выводов.

На первый взгляд, кажется, что это сводит необ­ходимость участия психолога к минимуму, однако все не так про­сто и пользоваться такими программами нужно очень осторожно.

Разобраться в многочисленных предложени­ях, исчисляемых сотнями тестов, довольно трудно. Можно выделить разновид­ности тестов по следующим признакам.

      По структуре: аналоги бланковых тестов; собственно компьютерные тесты (КТ).

      По количеству испытуемых: КТ индивидуального тестирования; КТ группового тестирования (компьютеры объединены в локальную сеть, на все компьютеры идет подача материала тес­та, на сервере локальной сети проводится обработка и создание базы данных).

      По степени автоматизации тестирования: автоматизирующие один или несколько этапов исследования; автоматизирующие все исследования.

      По решаемой задаче:

o        диагностические КТ;

o        обучающие КТ (тесты-тренажеры, развивающие програм­мы, совмещающие диагностику с возможностью тренировки, обу­чения).

      По адресату:

o        профессиональные и психологические (пользователь – пси­холог);

o        полупрофессиональные (пользователь – не психолог);

o        непрофессиональные (развлекательные);

o        с упро­щенной интерпретацией.

 Очень важно то, что благодаря возможностям информацион­ных технологий удается совместить диагностику развития и обученности, учитывать личностные особенности испытуемых при проведении автоматизированного предметного тестирования - на­пример, можно индивиду­ально подбирать контрольное время, выделяемое для прохожде­ния предметного тестирования, тип заданий.

3. Мониторинг учебной деятельности

Контроль обучения является одной из главных проблем образования. К сожалению, на практике чаще контроль и диагностика обучения решается экспертным, субъектив­ным образом. Для оценивания знаний учащихся эксперты-педагоги выбирают различные формы зачетов, контрольных работ и экзаменов.

При оценивании работы учащихся приходится сталкиваться с проблемой выработки кол­лективной оценки. Как правило, этим занимается группа экспертов, экзаменационная комиссия, жюри и т.п. В сис­темах, использующих нелинейные технологии, дистанци­онные формы образования, особенно при итоговых аттес­тациях, очень важной проблемой выступает объективность контроля знаний, а также коллегиальное экспертное при­нятие решений по оцениванию знаний обучаемого.

3.1 Компьютерная диагностика знаний

Наиболее объективным подходом к проблеме измере­ния знаний является использование тестов. Выделяют следующие источники необъективности оценки знаний:

      отсутствие четко разработанных критериев проверки оценки знаний учащихся;

      различное понимание важности и педагогической ценности тех или иных вопросов программы;

      различная оценка трудности изучаемого материала;

      отсутствие четко разработанных принципов составле­ния системы контрольных заданий.

Попытки нейтрализовать отмеченные недостатки тра­диционных методов контроля заставляют исследователей обращаться к поиску новых, эффективных средств диагно­стики знаний учащихся. Практика показала, что большим измерительным потенциалом обладают педагогические тесты. В связи с этим тестовые формы контроля активно внедряются в образование.

Тестовый контроль определяют как педагогическую деятельность по измерению уровня усвоения и качественной оценки структуры предметных и учебных действий.

Основными функциями тестового кон­троля являются диагностическая, обучающая, организую­щая.

Основные цели тестового контроля:

      объективная оценка учебных достижений;

      получение оперативной ин­формации об уровне усвоения знаний, умений, навыков;

      технологически эффективная оценка результатов образо­вания и самообразования.

С развитием компьютерной техники и телекоммуника­ционных технологий выявились дополнительные преиму­щества компьютерного тестирования – возможность реа­лизации контроля и диагностики в условиях дистанцион­ного образования. Появилась также возможность предъявления к контролю заданий с использованием мультимедийных и интерактив­ных технологий: графических, звуковых, видео.

Тем не менее, существуют несколько причин, препят­ствующих широкому распространению тестового метода вообще и компьютерного тестирования, в частности[24].

Во-первых, создание качественного педагогического компью­терного теста, отвечающего требованиям надежности и валидности, – достаточно трудоемкая задача, требующая знаний и усилий различных специалистов. Ощущается яв­ный недостаток универсальных тестовых программ-оболо­чек, которые удовлетворяли бы широкому профилю требо­ваний и смогли бы автоматизировать процесс системати­ческого разноуровневого контроля и диагностики в школе. Существует дефицит качественных тематических тестов, доступных для учителя и ученика.

Во-вторых, разработка и совершенствование собственных «учительских» тестов, а также организация «бумажного» тестирования и обработ­ка результатов требуют от учителя больших временных затрат. Еще одна причина заключается в слабой подготов­ке преподавателя в области разработки, применения тестов и обработки результатов тестирования.

3.2 Педагогическое тестирование

Классическим считается следующее определение.

Тестирование – это обычный научный метод ис­следования одного или нескольких эмпирически различаемых признаков личности, цель которого определить относительную степень выраженности индивидуального признака на основании максимального использования ко­личественных показателей.

При­менительно к педагогической диагностике использовать следующие определения. Тестирование – это метод пе­дагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результа­ты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности, валидности измерений, должна пройти обработку и интер­претацию и быть готовой к использованию в педагогичес­кой практике.

Компьютерное тестирование – это автоматизирован­ное тестирование на базе специализированных компьютер­ных программ.

Несмотря на более чем вековую историю тестологии, еди­ного определения теста вообще и педагогического теста, в частности, до сих пор не существует. Общепринято считать, что слово «тест» произошло от английского test – испыта­ние, проба.

Опираясь на вышесказанное, сформулируем определе­ние педагогического теста, на которое будем ссылаться в дальнейшем.

Тест - совокупность взаимосвязанных меж­ду собой заданий по определенной предметной области, позволяющих оценить соответствие знаний учащегося эк­спертной (эталонной) модели знаний предметной области.

Тестовое задание – это четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначно определяемого ответа или определенного алгоритма дей­ствий, которое в совокупности с ответом выражает соот­ветствие знаний, умений, навыков испытуемого выбран­ным критериям.

Введем также дополнительные понятия компьютерно­го педагогического тестирования, которые будем исполь­зовать в дальнейшем.

Класс эквивалентности – множество тестовых заданий, таких, что выполнение испытуемым одного из них гарантирует выполнение других.

Классы эквивалентности содержат задания одного уровня сложности, относящиеся к определенному подраз­делу.

Тестовое пространство - множество различных тесто­вых заданий по всем модулям модели знаний.

Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающеео объективную оценку соответствия меж­ду личностной и экспертной моделями знаний.

Эффективный тест – оптимальный по объему и вре­мени полный тест.

Исходный тест – полученный путем генерации из те­стового пространства по определенным критериям и целям эффективный тест.

Абсолютный тест — стандартизированный тест, удов­летворяющий требованиям надежности и валидности, при­годный для практического оценивания знаний учащихся (сертифицирован органами образования).

Анализ литературы, посвященной вопросам тестового контроля знаний, показывает, что существуют различные подходы к классификации тестов, каждый их которых име­ет под собой определенные основания.

  1. По процедуре создания могут быть выделены стан­дартизированные и нестандартизированные тесты. Стан­дартизируются процедура и условия проведения тестиро­вания, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности, как на этапе проведения, так и на этапе обра­ботки результатов и интерпретации данных. Нестандарти­зированные тесты (их еще называют неформальными, пре­подавательскими, учительскими) создаются преподавате­лями и учителями. Отличительной особенностью их явля­ется ориентация на педагогические потребности немногих классов, но, тем не менее, и эти тесты должны удовлетворять условиям правильной диагностики и статистики.
  2. По средствам предъявления:

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования