Информационно-коммуникационные технологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ИКТО.doc

— 224.00 Кб (Скачать)


38

 

Содержание:

Введение

1. Информационно-коммуникационные технологии: сущность, образовательные возможности

1.1 Образовательные модели

1.2 Коммуникационные функции

1.2.1 Передача информации

1.2.2 Хранение информации

1.2.3 Обработка информации

1.3 Дистанционное и Виртуальное образование

2. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе

2.1 Модель интеграции ИКТ в обучение

2.2 Система оценивания качества обучения

2.2.1 Предметные тесты.

2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты.

2.2.3 Критериально-ориентированные тесты

2.2.4 Ситуационные тесты

2.3 Автоматизация регистрации и анализа результатов

3. Мониторинг учебной деятельности

3.1 Компьютерная диагностика знаний

3.2 Педагогическое тестирование

3.3 Электронные рейтинговые системы

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме­ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за­кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.

Сейчас, как никогда ранее, система образования дол­жна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно ориентирован­ным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некоего среднего ученика, гос­подствовавший еще совсем недавно в системах образования мно­гих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство[1].

В настоящее время все согласны с тем, что образо­вание должно быть в определенной степени стандартизировано, и во многих странах мира действительно действуют более или менее жесткие стандарты образования. В нашей стране обсуж­дается принятие стандарта базового уровня образования, кото­рого, по идее разработчиков стандарта, должны достигать все учащиеся общеобразовательных школ. Стандарт образования дает возможность обеспечить единство образовательного пространства, возможность непрерывного об­разования, равные стартовые возможности.

Таким образом, стратегическое направление развития обра­зовательных систем в современном обществе очевидно. Это — интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. При этом выделяют­ся три основные задачи:

1.      Перестройка школьной системы образования.

2.      Рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности в качестве ведущих принципов обу­чения и воспитания.

3.      Интеграция средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при тра­диционном подходе к образованию, традиционных средствах обу­чения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность.

Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, профессионально-техниче­ских училищах, вузах. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования – веление времени. Актуальность темы настоящей работы определена тем, что в настоящее время возникла очевидная потребность не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий. На наш взгляд, таким звеном могут стать новые педагогиче­ские и информационные технологии.

Коммуникация в образовании – развивающаяся область исследо­ваний, включающая в себя межличностные, личностные, груп­повые и культурные способы общения в классных помещени­ях. Уделя­ется внимание таким трудностям коммуникации между учащимися, как коммуникативное понимание, отсутствие на­выков восприятия на слух и проблемы самовыражения.

 Поскольку индустриальное общество превращается в информационное, системы коммуникации стано­вятся информационными. Если раньше коммуникация основывалась на контактах с помощью бумаги или личных встреч в определенных местах, то теперь для общения мы все чаще ис­пользуем средства информационных технологий.

1. Информационно-коммуникационные технологии: сущность, образовательные возможности

Образование – это не просто процесс взаимодействия лю­дей в ролях учеников и учителей. Это еще и взаимодействие ме­жду знанием проблем и способами их разрешения в контексте данной культуры. Процесс «выполнения задания» имеет две стороны: «задание» и «знание о том, как выполнить задание».

Сегодня очевидно, что человек со старым мировоззрением не готов к жизни в обществе, характеризующемся ускорением темпов жизни, нарастанием потоков информации, быстрым со­вершенствованием технологий. В информационных условиях к образованию начинают предъявлять новые требования; оно се­годня находится на острие прогностических проблем[2].

Возника­ют важнейшие задачи уточнения целей образования, его при­оритетов и смысла, ревизии содержания образования, специ­фики учебной деятельности ученика, преподавательской дея­тельности в условиях использования в образовании такого мощного интеллектуального инструмента, как компьютер и инфор­мационные технологии.

1.1 Образовательные модели

Сама природа формирующегося информационного общества порождает необходимость целостной информатизации образо­вания, главной целью которой становится формирование готов­ности личности к жизнедеятельности на информационной ос­нове, к успешной социализации человека в постоянно меня­ющейся, все более взаимосвязанной информационной среде[3].

Подготовить лич­ность к жизни, определяемой ценностями социума, обеспечивающими гармонию мира и человека, – цель и смысл совре­менного образования как становящейся культуры глобального мира в информационном обществе.

Образование как трансля­тор культуры становится приоритетной ценностью информационного общества.

Модели обучения, в которых используют информаци­онно-коммуникационные технологии, можно охарактеризовать следующим образом:

      Модель изучения. Изучение и освоение компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Освоение ору­дий труда, инструментария.

      Модель существования. Программные среды модели­рования. Игры, тренажеры, Интернет.

      Модель управления собственной информацией. Фор­мирование и накопление информационных материалов в смысле накопления, организации их хранения, обновления и т.д.

      Модель управления технологическим процессом. Уп­равление лабораторными опытами.

      Модель творчества. Компьютер как инструмент по­знания и творчества.

      Модель общения. Дистанционное общение, обучение и образование.

      Модель просмотра. Удовлетворение собственного любопытства,

      Модель добывания информации. Поиск информации при использо­вании электронных энциклопедий и путеводителей.

      Модель опосредованного взаимодействия. Участие в проектах необязательно предполагает непосредственное использование компьютера.

Меняются и организационные модели учебного взаи­модействия обучаемого и обучающего. В условиях информатиза­ции они следующие:

1.      Классно-урочная модель. Взаимодействие с компьютером организовано во время урока в локальной сети, характерна однотипность зада­ний и действий учеников (реализуются модель изучения, модель просмотра).

2.      Проектно-групповая модель. Широкое привлечение метода проектов. Главная зада­ча состоит в повышении мотивации путем создания значимых для ученика целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями (используются все модели информационных технологий, кро­ме модели изучения).

3.      Модель индивидуальной деятельности. Использует внеурочное и урочное время.

Следует отметить, что последние две модели являются экономически более целесообразными (меньшие затраты на информатизацию при переходе на проектные и индиви­дуальные методы, возможность использовать дополни­тельные источники финансирования посредством проек­тов, грантов и пр.).

1.2 Коммуникационные функции

Существуют три важнейшие коммуникационные функции – передача информации в пространстве, сохранение информа­ции во времени и обработка информации в целях ее воспроиз­ведения. Представляется возмож­ным увидеть последовательность коммуникационных процес­сов, напоминающих звенья цепи, в которой информация сохраняется, передается, обрабатывается, сохраняется и т.д[4].

1.2.1 Передача информации

Преподаватели и уча­щиеся – точки в сетях классных помещений, соединяющихся со школьной сетью, которая в свою очередь входит в сеть учеб­ных заведений района, является частью областной системы об­разования, связанной с общенациональной системой.

Каждый учитель или ученик – это только точка в семейных, религиоз­ных, политических и прочих сетях. Сетевая деятельность в классе имеет массу связей со сложной цепью сетей, где поток информации не обязательно строго регламентирован. Не суще­ствует двух одинаковых уроков, и процесс коммуникации в классе чрезвычайно сложно описать.

 Нет никаких существенных различий в том, передается ли информация с целью обучения или с какой-либо другой целью. Тем не менее, взаимодействие ученика с учителем име­ет определенные особенности. Обучение и практика призваны постоянно изменять способности ученика в обработке инфор­мации и проверять наличие таких изменений[5].

 Чтобы охватить весь спектр обучения, образованию необхо­дима система передачи, которая должна быть полностью дуп­лексной (двусторонней), синхронно-асинхронной, обладающей широким диапазоном воспроизведения и преобразования, по­зволяющими доставлять высокоточную информацию всем орга­нам чувств.

Такая сеть должна объединять преподавание, обу­чение, необходимую сумму знаний и правила постановки зада­ния.

1.2.2 Хранение информации

Второй функцией коммуникации является хранение информа­ции во времени.

Классический пример – преподаватель чита­ет учащимся лекцию, а те тщательно ее конспектируют. Ин­формация, передаваемая с помощью звуковых волн, фиксиру­ется в виде чернильных знаков на бумаге. Информация из энергии превращается в вещество. В этом случае способ хране­ния информации – это фиксация ее в каком-либо неисчезаю­щем веществе.

Одной из причин, почему учащиеся делают заметки, явля­ется тот факт, что им известно об ограниченности возможно­стей человеческого мозга как системы хранения информации.

Учащихся регулярно контролируют и экзаменуют, и большинство из них убеждается, что существуют индивидуальные огра­ничения объема запоминаемой информации, продолжительно­сти ее хранения в мозгу и точности последующего воспроизве­дения.

Это общепринятое представление об обучении и памяти характерно для всех, кто получал образование в традиционной школьной системе. Такое убеждение глубоко укоренилось в об­ществе, где система образования строится на оценке способно­сти индивидуума иметь стабильную и продолжительную па­мять и выделении тех, кто отличается выдающейся памятью или способен упорно повторять и повторять материал до пол­ного его запоминания[6].

 В современном представлении наибольшее значение для образования имеет селективная па­мять, позволяющая выстраивать собственную схему знаний. Хотя есть и коллективная память, существующая независимо от отдельной личности.

В культу­рах, не имевших письменности, заучивание применялось для сохранения и передачи коллективной памяти племени. Искус­ственная память, тоже используемая в качестве коллективной, стара как сама история. В классе, до того как начнется запоми­нание, присутствуют учебники, тетради, видеокассеты, аудио­кассеты, компакт-диски, содержащие задания и сведения, необходимые для их выполнения[7].

Широко развивается компью­терная память. Мы наблюдаем возрастающую роль искусствен­ной памяти как альтернативы памяти биологической.

 Наблюдается тенденция разви­тия банков тестирования и ситуативного обучения, иначе гово­ря, сохранение в различных формах практических задач. Обра­зование все больше становится симбиозом биологической и ис­кусственной памяти.

Вместо приобретения всего массива зна­ний, необходимых для выполнения задания, учащиеся знако­мятся с основными принципами и понятиями, так как они лег­ко могут получить доступ к более детальным знаниям, храня­щимся в искусственной памяти различных систем.

 Чтобы охватить весь спектр обучения, образованию необхо­димо симбиотическое соотношение биологической и искусст­венной памяти, которое предоставляет любым органам чувств доступ к информации о знаниях, необходимых в процессе обуче­ния. Новое знание и новые типы задач должны вводиться в об­разовательную среду быстро, но только те, достоверность и надежность которых в достаточной степени гарантированы.

1.2.3 Обработка информации

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования