Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа
Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
2. Углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний.
3. Активное участие обучаемого в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.
С другой стороны, можно и нужно говорить об интеграции сложившихся учебных, научных, административных структур существующей образовательной системы в ту внешнюю информационную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий.
В идеале требуется проведение и обеспечение во всех структурах образовательной системы (учебных, научных, административных) процесса системной интеграции информационных технологий, включающего:
адаптацию самих структур и уже существующих образовательных технологий к возможностям внедряемых информационно-коммуникационных технологий;
адаптацию информационно-коммуникационных технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами;
создание взаимно совместимых новых структур и соответствующих им информационно-коммуникационных технологий.
Общее решение такой довольно сложной задачи, пригодное на все случаи жизни, предложить невозможно. В определенном смысле, именно такая интеграция и осуществляется в процессе постепенной наработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных образовательных ресурсов, в том случае, если педагог принимает в его создании самое непосредственное участие. Однако на практике педагогам чаще приходится внедрять в образовательный процесс не только и не столько свои разработки, а готовые электронные учебники, обучающие или моделирующие программы и т.п.
Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс происходит поэтапно с учетом особенностей организации по каждой отдельной дисциплине[16].
1. Инициирование. На этом первом этапе фиксируется факт необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, и анализируются возможности для осуществления этого на практике.
Любые действия по изменениям учебно-воспитательного процесса, связанным с внедрением информационно-коммуникационных технологий, должны предприниматься с учетом того, что каждая учебная дисциплина является частью большой системы, входя в соответствующий цикл и взаимосвязана другими дисциплинами.
То есть, уже на стадии инициирования необходимо рассматривать учебно-воспитательный процесс в целом, что позволит уменьшить вероятность негативных эффектов применения информационно-коммуникационных технологий.
2. Анализ и оценка. В контексте применения информационно-коммуникационных технологий ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисциплины. Данный этап можно разбить на несколько стадий.
На первой стадии, исходя из главной цели обучения – всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации, определяются основные цели и задачи изучения учебной дисциплины с учетом всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.
На следующей стадии необходимо перейти к анализу других аспектов учебно-воспитательного процесса – детальной программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателя, используемых критериев и методов оценки знаний и т.д.
3. Выбор информационно-коммуникационных технологий. Не во всех случаях педагогу предоставляется возможность выбора информационно-коммуникационных технологий. Иногда учебным заведениям централизованно предоставляются различные программные средства, предусматривающие вполне определенные принципы их использования в учебном процессе (в частности, системы автоматизированного тестирования).
Педагог при этом оказывается в очень сложной ситуации: он не только не выбирает среди современных технологий то, что ему требуется для лучшей организации образовательного процесса, а, напротив, должен подстраиваться под возможности рекомендуемой технологии[17].
Отсутствие требуемых программных продуктов не является препятствием для применения информационно-коммуникационных технологий: информационно-технологическое обеспечение учебного курса может эффективно создаваться преподавателем в сотрудничестве с обучаемыми, если для этого имеются соответствующие ресурсы (время, знания, оборудование)[18].
На практике актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий, как и многих других нововведений, определяется во многом и их ценой (моральной и материальной), и теми преимуществами, которые они сулят. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс открывает различные перспективы для разных групп преподавателей и отдельных категорий обучаемых, что, безусловно, также должно быть учтено при выборе решения.
4. Реализация проекта. Перед тем как приступить к практической реализации подготовленного проекта, потребуется выполнить определенную предварительную работу. К ней в первую очередь относится обновление всей учебно-методической документации и других материалов, требующихся для обучения с использованием выбранной стратегии.
5. Мониторинг и адаптация. Фактический ход учебно-воспитательного процесса может оказаться весьма отличающимся от предполагаемого. Мониторинг обучения при необходимости подскажет, каким образом нужно вмешаться в этот процесс с целью его адаптации и направления в нужное русло.
Управление ходом учебно-воспитательного процесса должно состоять в непрерывном изучении того, как обучаемые используют предложенные им и интегрированные в учебный курс информационно-коммуникационных технологий, и направлении их действий в нужное русло. Происходить это должно в реальном времени, чтобы возникающие проблемы могли быть замечены и решены своевременно, без потери для обучаемых тех дополнительных возможностей, которые открывает применение информационно-коммуникационных технологий.
Чаще всего проблемы возникают из-за того, что педагог не вполне адекватно оценивает уровень подготовки обучаемых в области информационно-коммуникационных технологий и, соответственно, предлагает слишком сложные технологии, не снабдив их достаточными рекомендациями. В результате обучаемые или используют предлагаемые электронные ресурсы чисто интуитивно, упуская многие их возможности, или вообще теряют интерес к новым технологиям.
6. Анализ результатов. На конечном этапе необходимо изучить реальные достижения и ответить на вопрос, насколько успешным было применение информационно-коммуникационных технологий.
Для оценивания результатов можно использовать многообразные подходы. В одних случаях это формализованный экспериментальный метод, когда о результатах судят, например, по оценкам обучаемых, сравнивая их с оценками в других, контрольных, группах. В других случаях используются субъективные и неформальные методы, на которые полагаются в своей практике очень многие преподаватели.
7. Управление процессом системной интеграции информационно-коммуникационных технологий. Естественно, что системная интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс должна быть полностью управляемой.
Причем речь идет не об административных рычагах, а о том, что в самой модели присутствуют управляющие элементы, которые оказывают свое влияние на всех этапах интеграции. Под обеспечением качества понимается не только достижение определенного уровня обучения, но и то, что действия на всех этапах интеграции ведут к достижению целей, связанных с развитием личности обучаемого.
Определяет ли педагог темы, при изучении которых будут использоваться информационно-коммуникационные технологии, выбирает ли он форму обучения или конкретное программное средство, каждый раз он должен останавливаться на решении, в наибольшей степени приближающем к поставленным целям – в этом и состоит управление процессом интеграции[19].
Надо стремиться уходить от ситуации, характерной для информатизации образования: педагог применяет в учебно-воспитательном процессе то или иное программное средство, а затем изучает, какое влияние оказывает его использование на обучаемых[20].
Педагогам, в том числе и будущим, предстоит работать по принципу: «Я хочу развить в своих учениках определенные качества. В этом мне помогут соответствующие образовательные, в том числе и информационные, технологии».
Общие возможности программных средств ИКТ известны, и педагогу нужно выбрать именно то, что будет наиболее эффективным в конкретном случае.
Для проведения оценивания в первую очередь необходимо понимать, с какой целью выполняется оценивание и кто оценивается. Это очень важно, поскольку на одном и том же материале в ходе тестирования можно оценивать отдельно и обученность и обучаемость, реакцию учащихся, поведение в сложной обстановке, эффективность использующихся методических приемов, наконец, значимость самого теста.
В частном случае, для процесса обучения, оценивание ставит своей целью получение оценки, содержащей как качественные, так и количественные показатели работы обучаемого.
Компьютеризация тестирования по сравнению с использованием бумажных технологий открывает ряд интересных возможностей. Создание и развитие базы данных с вопросами позволяет постоянно совершенствовать контроль знаний (но здесь имеются свои проблемы, связанные с идентификацией сложности вопросов и валидности, т.е. значимости получаемых тестов)[21].
Мы уже отмечали возможности современных тестирующих систем по созданию и ведению базы данных с результатами прохождения тестов. Такой электронный «классный журнал» благодаря возможностям обобщения и анализа информации помогает преподавателю осуществлять оперативное управление учебным процессом.
Говоря об эффективности информационных технологий для организации процедуры оценивания на основе педагогических тестов по определенным предметам или предметных тестов, ведут речь об использовании вопросов с набором вариантов возможного единственного ответа – тесты типа MCQ (англ. Multi Choice Question, вопрос с множественным выбором).
Но может потребоваться применение и других вариантов опроса, например, необходимость допускать многократные ответы, ввод текста, чисел в фиксированном или в свободном формате, когда сравнение введенного ответа с эталоном ведется по так называемым ключевым словам.
Автоматизированное тестирование может основываться на различных алгоритмах предъявления вопросов испытуемому, в том числе и на изменяющих ход опроса в зависимости от успешности ответов. Современные контролирующие системы способны адаптироваться и к неверным ответам, предъявляя в этом случае так называемые наводящие вопросы или даже вопросы, содержащие подсказку. Такие функции превращают подобную систему в обучающую. Естественно, что алгоритм экзамена или обучения должен быть запрограммирован заранее, так, чтобы с помощью одной и той же программы на одной и той же базе данных с вопросами можно было реализовать и контроль, и обучение. Для наполнения таких систем от преподавателя требуется большая работа по структурированию вопросов: сложный вопрос в случае неверного ответа должен предъявляться в несколько приемов, с тем, чтобы даже более длинным путем, но подвести обучаемого к правильному ответу.
Новым шагом в этом направлении стал компьютерный адаптивный тест CAT (англ. computer adaptive test). Принцип тестирования с использованием САТ состоит в следующем: при выполнении одного и того же адаптивного теста экзаменуемые с высоким и низким уровнями подготовки получат совершенно разные наборы вопросов: первому будут предложены сложные вопросы, а второму – легкие. Если в итоге доли правильных ответов у обоих даже совпадут, то первый наберет большее количество баллов, так как он отвечал на более сложные вопросы[22].
Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования