Информационно-коммуникационные технологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ИКТО.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

2.        Углубление межпредметных связей при решении задач из раз­личных предметных областей за счет использования таких совре­менных средств обработки информации, как компьютерное моде­лирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний.

3.        Активное участие обучаемого в проектировании и дальней­шей актуализации его образовательной траектории, что обеспе­чивает личностно-ориентированный подход в организации про­цесса обучения.

 Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном про­цессе возможно только в том случае, когда соответствующие техно­логии не являются некоторой надстройкой к существующей систе­ме обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в дан­ный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.

С другой стороны, можно и нужно говорить об интег­рации сложившихся учебных, научных, административных струк­тур существующей образовательной системы в ту внешнюю инфор­мационную среду, которая формируется и развивается на базе со­временных технологий.

В идеале требуется проведение и обеспечение во всех структу­рах образовательной системы (учебных, научных, административ­ных) процесса системной интеграции информационных техноло­гий, включающего:

      адаптацию самих структур и уже существующих образовательных технологий к возможностям внедряемых информационно-коммуникационных технологий;

      адаптацию информационно-коммуникационных технологий к требованиям, предъявля­емым этими структурами;

      создание взаимно совместимых но­вых структур и соответствующих им информационно-коммуникационных технологий.

 Общее решение такой довольно сложной задачи, пригодное на все слу­чаи жизни, предложить невозможно. В определенном смысле, именно такая интеграция и осуществляется в процессе постепен­ной наработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных образовательных ресурсов, в том случае, если педагог принимает в его созда­нии самое непосредственное участие. Однако на практике педагогам чаще приходится внедрять в образовательный процесс не толь­ко и не столько свои разработки, а готовые электронные учебни­ки, обучающие или моделирующие программы и т.п.

 Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс происходит поэтапно с учетом особенностей организации по каждой отдельной дисциплине[16].

1. Инициирование. На этом первом этапе фиксируется факт необ­ходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, и анализируются возможности для осуществления этого на прак­тике.

 Любые действия по изменениям учебно-воспитательного про­цесса, связанным с внедрением информационно-коммуникационных технологий, должны предприниматься с учетом того, что каждая учебная дисциплина является частью боль­шой системы, входя в соответствующий цикл и взаимосвязана другими дисциплинами.

То есть, уже на стадии инициирования необходимо рас­сматривать учебно-воспитательный процесс в целом, что позволит уменьшить вероятность негативных эффектов применения информационно-коммуникационных технологий.

2. Анализ и оценка. В контексте применения информационно-коммуникационных технологий ключевые про­блемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисципли­ны. Данный этап можно разбить на несколько стадий.

На первой стадии, исходя из главной цели обучения – всесто­роннего гармонического развития обучаемых, их готовности к са­мореализации, определяются основные цели и задачи изучения учебной дисциплины с учетом всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.

 На следующей стадии необходимо перейти к анализу других аспектов учебно-воспитательного процесса – детальной програм­мы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обуча­емых и преподавателя, используемых критериев и методов оцен­ки знаний и т.д.

3. Выбор информационно-коммуникационных технологий. Не во всех случаях педагогу предоставляется воз­можность выбора информационно-коммуникационных технологий. Иногда учебным заведениям централизо­ванно предоставляются различные программные средства, предусматривающие вполне определенные принципы их исполь­зования в учебном процессе (в частности, системы автоматизиро­ванного тестирования).

Педагог при этом оказывается в очень слож­ной ситуации: он не только не выбирает среди современных тех­нологий то, что ему требуется для лучшей организации образова­тельного процесса, а, напротив, должен подстраиваться под воз­можности рекомендуемой технологии[17].

Отсутствие требуемых программных продуктов не является препят­ствием для применения информационно-коммуникационных технологий: информационно-технологическое обеспечение учебного курса может эффективно создаваться препо­давателем в сотрудничестве с обучаемыми, если для этого имеются соответствующие ресурсы (время, знания, оборудование)[18].

На практике актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий, как и многих дру­гих нововведений, определяется во многом и их ценой (мораль­ной и материальной), и теми преимуществами, которые они су­лят. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс открыва­ет различные перспективы для разных групп преподавателей и отдельных категорий обучаемых, что, безусловно, также должно быть учтено при выборе решения.

4. Реализация проекта. Перед тем как приступить к практиче­ской реализации подготовленного проекта, потребуется выпол­нить определенную предварительную работу. К ней в первую оче­редь относится обновление всей учебно-методической докумен­тации и других материалов, требующихся для обучения с исполь­зованием выбранной стратегии.

 5. Мониторинг и адаптация. Фактический ход учебно-воспита­тельного процесса может оказаться весьма отличающимся от пред­полагаемого. Мониторинг обучения при необходимости подска­жет, каким образом нужно вмешаться в этот процесс с целью его адаптации и направления в нужное русло.

Управление ходом учеб­но-воспитательного процесса должно состоять в непрерывном изу­чении того, как обучаемые используют предложенные им и ин­тегрированные в учебный курс информационно-коммуникационных технологий, и направлении их действий в нужное русло. Происходить это должно в реальном времени, чтобы возникающие проблемы могли быть замечены и решены своевременно, без потери для обучаемых тех дополнительных воз­можностей, которые открывает применение информационно-коммуникационных технологий.

Чаще всего про­блемы возникают из-за того, что педагог не вполне адекватно оценивает уровень подготовки обучаемых в области информационно-коммуникационных технологий и, соот­ветственно, предлагает слишком сложные технологии, не снаб­див их достаточными рекомендациями. В результате обучаемые или используют предлагаемые электронные ресурсы чисто интуитив­но, упуская многие их возможности, или вообще теряют интерес к новым технологиям.

6. Анализ результатов. На конечном этапе необходимо изучить реальные достижения и ответить на вопрос, насколько успеш­ным было применение информационно-коммуникационных технологий.

Для оценивания результатов можно использовать многообразные подходы. В одних случаях это формализованный экспериментальный метод, когда о результатах судят, например, по оценкам обучаемых, сравнивая их с оцен­ками в других, контрольных, группах. В других случаях исполь­зуются субъективные и неформальные методы, на которые полагаются в своей практике очень многие преподаватели.

7. Управление процессом системной интеграции информационно-коммуникационных технологий. Естествен­но, что системная интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс должна быть полностью управляемой.

Причем речь идет не об административных рычагах, а о том, что в самой модели присутствуют управляющие элементы, которые оказывают свое влияние на всех этапах интеграции. Под обеспечением качества понимается не только достижение определенного уров­ня обучения, но и то, что действия на всех этапах интеграции ведут к достижению целей, связанных с развитием личности обу­чаемого.

Определяет ли педагог темы, при изучении которых бу­дут использоваться информационно-коммуникационные технологии, выбирает ли он форму обучения или конкретное программное средство, каждый раз он должен оста­навливаться на решении, в наибольшей степени приближающем к поставленным целям – в этом и состоит управление процессом интеграции[19].

 Надо стремиться уходить от ситуации, характерной для информатизации образования: педагог применяет в учебно-воспитательном процессе то или иное программное средство, а затем изучает, какое влияние оказывает его использование на обучаемых[20].

Педагогам, в том числе и будущим, предстоит рабо­тать по принципу: «Я хочу развить в своих учениках определенные качества. В этом мне помогут соответствующие образовательные, в том числе и информационные, технологии».

Общие возможнос­ти программных средств ИКТ известны, и педагогу нужно вы­брать именно то, что будет наиболее эффективным в конкрет­ном случае.

2.2 Система оценивания качества обучения

Для проведения оценивания в первую очередь необходимо по­нимать, с какой целью выполняется оценивание и кто оце­нивается. Это очень важно, поскольку на одном и том же матери­але в ходе тестирования можно оценивать отдельно и обученность и обуча­емость, реакцию учащихся, поведение в сложной обстановке, эффективность использующихся методических приемов, наконец, значимость самого теста.

В частном случае, для процесса обучения, оценивание ставит своей целью получение оценки, содержащей как качественные, так и количественные показатели работы обучаемого.

  1. Критериально-ориентированное оценивание опирается на явно сформулированные цели и задачи изучения учебного курса и поз­воляет определить, в какой степени испытуемые овладели иден­тифицированными компонентами. В этом типе оценивания крите­рии усвоения задаются заранее.
  2. Нормативно-ориентированное оценивание используется в тех слу­чаях, когда необходимо ранжировать достижения в выбранной группе обучаемых, определяя количество достигнувших опреде­ленного балла в течение некоторого времени. Соответствующие тесты широко применяются не только для оценивания хода и результатов обучения, но и для оценки интеллектуальных спо­собностей. Естественно, что соответствующие показатели для ран­жирования могут устанавливаться, исходя из конкретного кон­текста процедуры оценивания: одно и то же значение показате­ля интеллектуального развития может характеризовать высокий результат для одной группы и средний или даже низкий для другой.
  3. В контексте применения в процедурах оценивания ИКТ основной акцент делается на педагогическое тестирование – совокуп­ность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготов­ленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов.

Компьютеризация тестирования по сравнению с ис­пользованием бумажных технологий открывает ряд интересных возможностей. Создание и развитие базы данных с вопросами позволяет постоянно совершенствовать контроль знаний (но здесь имеются свои проблемы, связанные с идентификацией сложно­сти вопросов и валидности, т.е. значимости получаемых тестов)[21].

Мы уже отмечали возможности современных тестирующих си­стем по созданию и ведению базы данных с результатами прохож­дения тестов. Такой электронный «классный журнал» благодаря воз­можностям обобщения и анализа информации помогает препода­вателю осуществлять оперативное управление учебным процессом.

2.2.1 Предметные тесты.

Говоря об эффективности информацион­ных технологий для организации процедуры оценивания на осно­ве педагогических тестов по определенным предметам или пред­метных тестов, ведут речь об использовании вопросов с набором вариантов возможного единственного ответа – тесты типа MCQ (англ. Multi Choice Question, вопрос с множественным выбо­ром).

Но может потребоваться применение и других вариантов опроса, например, необходимость допускать многократные отве­ты, ввод текста, чисел в фиксированном или в свободном формате, когда сравнение введенного ответа с эталоном ведется по так называемым ключевым словам.

2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты.

Автомати­зированное тестирование может основываться на различных алго­ритмах предъявления вопросов испытуемому, в том числе и на изменяющих ход опроса в зависимости от успешности ответов. Современные контролирующие системы способны адаптировать­ся и к неверным ответам, предъявляя в этом случае так называе­мые наводящие вопросы или даже вопросы, содержащие подсказку. Такие функции превращают подобную систему в обучающую. Естественно, что алгоритм экзамена или обучения должен быть запрограммирован заранее, так, чтобы с помощью одной и той же программы на одной и той же базе данных с вопросами можно было реализовать и контроль, и обучение. Для наполнения таких систем от преподавателя требуется большая работа по структури­рованию вопросов: сложный вопрос в случае неверного ответа дол­жен предъявляться в несколько приемов, с тем, чтобы даже более длинным путем, но подвести обучаемого к правильному ответу.

Новым шагом в этом направлении стал компьютерный адаптивный тест CAT (англ. computer adaptive test). Принцип тестирования с использованием САТ состоит в следую­щем: при выполнении одного и того же адаптивного теста экзаме­нуемые с высоким и низким уровнями подготовки получат совер­шенно разные наборы вопросов: первому будут предложены слож­ные вопросы, а второму – легкие. Если в итоге доли правильных ответов у обоих даже совпадут, то первый наберет большее количе­ство баллов, так как он отвечал на более сложные вопросы[22].

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования