Информационно-коммуникационные технологии образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Педагогика – наука социальная, она является в большой ме¬ре гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что за¬кладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, завтра будут выполнять выпускники школ.
Сейчас, как никогда ранее, система образования дол¬жна учитывать возможности и потребности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 5
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 5
1.2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ 7
1.2.1 Передача информации 7
1.2.2 Хранение информации 8
1.2.3 Обработка информации 10
1.3 ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 12
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1 МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИКТ В ОБУЧЕНИЕ 18
2.2 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 24
2.2.1 Предметные тесты. 26
2.2.2 Структурирование вопросов и адаптивные тесты. 26
2.2.3 Критериально-ориентированные тесты 27
2.2.4 Ситуационные тесты 28
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 28
3. МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ 31
3.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 33
3.3 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ИКТО.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Основой процесса образования является приобретение учащи­мися способности решать определенный крут задач. Это проис­ходит, когда все четыре фактора – ученик, учитель, теория и за­дания – взаимодействуют. В результате ученики становятся спо­собны выполнить задание, с которым до этого не справились бы.

 Обработка в коммуникационном процес­се – это создание изменений в одном из узлов сети, дающих новую информацию. Это происходит при соединении переда­ваемой и хранящейся информации. Результатом является про­изводство новой информации, отличающейся от входящей. Вновь произведенная информация может сохраняться и (или) передаваться[8].

Солнечные часы – простейшая коммуникационно-обраба­тывающая система. Они имеют оцифрованный циферблат – это запрограммированная память. Солнечный луч сталкивается с гребнем, который отбрасывает тень. Так пересечение вхо­дящей информации и хранимой создает новую информацию – часы показывают время[9].

В мозгу каждого человека образование новой информации происходит по своим индивидуальным законам. Человеческая память основывается на уникальном запасе опыта и индивиду­альных умственных способностях.

Информация, воспринимаемая индивидуумом, даже если это сообщение «массмедиа», каждый раз является неповторимой в силу изменчивости усло­вий, в которых она воспринимается, и количества сопровождающих ее помех.

 Концепция сети основывается на сложности процесса ком­муникации в целом. Термин может использоваться как для че­ловеческих, так и для технологических коммуникационных систем.

Схема коммуникационных сетей состоит из линий, обозначающих каналы коммуникации, и точек в местах пересечения линий. Линии между точками называются связями и являются основным сетевым элементом.

 Изучение коммуникации косвенно предполагает существо­вание коммуникационных сетей на различных уровнях. Персо­нальные, межличностные, групповые, организационные, массовые и глобальные коммуникации рассматриваются как соци­альные уровни, внутри которых происходит человеческое об­щение.

Природа коммуникации различна на каждом уровне, и лю­дям нужно переходить от уровня к уровню, чтобы удовлетво­рить свои коммуникационные потребности.

 По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным до­статочно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телеком­муникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получа­ют доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и воз­можность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций – обсуж­дать проблемы практически со всем миром.

Подобная перспекти­ва сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально.

1.3 Дистанционное и Виртуальное образование

Проблему свободного доступа к новым знаниям решает дистанционное образование. Под системой дистанционного образования понимает­ся комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализирован­ной информационно-образовательной среды, ориентиро­ванной на средства обмена информацией на любых рассто­яниях.

Создание этой новой образовательной среды – интегрированного образовательного пространства – позволит получать качественное образование в любое время, в любом месте, на протяжении всей жизни чело­века посредством глобальных коммуникаций, глобального об­мена информацией.

Технологически опосредованное обучение станет главным средством удовлетворения потребностей чело­века в непрерывном образовании. В современных рыночных условиях развития общества значительно возрастает спрос на образовательные услуги различных типов и уровней со стороны всех слоев населе­ния (работники, студенты, школьники и дошкольники, инвалиды, безработные, домохозяйки и т.п.)[10]

Дистанционное образование позволяет получить ос­новное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека.

Внедрение дистанционного образования является актуальным для образователь­ной системы регионов страны в силу следующих причин:

      большая территориальная разобщенность образовательных центров и потребителей их услуг;

      высокая роль регионов в развитии экономических реформ страны, выдвигающих новые требования к образованию;

      формирование новых потребностей населения региона к содержанию и технологиям образования;

      повышение потребности населения региона в участии в федеральных и международных образовательных проектах;

      появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участни­ками образовательного процесса.

На современном этапе развития общества задачи дис­танционного образования реализуются при широком ис­пользовании телекоммуникаций и, прежде всего, компьютерных сетей. Основной технической особенностью современного состояния дистанционного образования яв­ляется диалоговая (интерактивная) форма общения участ­ников образовательного процесса на расстоянии. Широко распространен в образовании обмен текстовы­ми файлами, когда вопрос и ответ читаются на дисплее компьютера (электронная почта). Развиваются телекомму­никации, поддерживающие обмен аудио- и видеоинформа­цией[11].

В настоящее время в регионах развиваются элементы дистанционных форм обучения, создаются телекоммуни­кационные образовательные сети, формируются дистанци­онные учебно-методические средства.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

      гибкость, когда обучаемые в рамках системы дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе;

      модульность. В основу программ закладывается модульный принцип. Каждый отдельный модуль создает целостное представление в определенной области знаний. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для определенной ка­тегории обучаемых) потребностям;

      новая роль преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.;

      специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля используются дистанционно-организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;

      использование специализированных технологий и средств обучения.

Технология дистанционного обучения – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к усвоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и так далее.

Центральным звеном дистанционного обучения являются средства телеком­муникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

      необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

      обратной связью между преподавателем и обучае­мым;

      обменом управленческой информацией внутри системы с выходом в международные информационные сети.

В процес­се становления дистанционного обучения могут появиться новые модели, кото­рые в случае необходимости должны быть быстро включе­ны в систему дистанционного обучения. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели обучения[12].

В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться:

      теле­конференции, позволяющие уточнить задачу и проблему осваиваемой предметной области;

      информационные сеансы, в процессе которых обучаемые работают с информационны­ми полями из различных банков знаний и баз данных;

      проектные работы, позволяющие, используя полученную ин­формацию, создавать фрагменты виртуальных миров, со­ответствующих познаваемой области, проводить анализ случая;

      деловые и имитационные игры, тренинги, дискуссии, «полевые занятия» и др.

Практика дистанционного образования позволяет про­гнозировать появление новых форм организации образова­тельного процесса. В этой модели классными ком­натами являются домашние квартиры учеников, оснащенные техническими средствами обучения и методическими мате­риалами (компьютерные системы, телефон, аудио- и видео­системы, кейсы и др).

По желанию ученик может не посещать школу, которая, по сути является образовательным центром по организации дистанционных курсов, виртуального учеб­ного процесса. Как и в обычных школах, преподаватели про­водят занятия в соответствии с расписанием, но в пустых аудиториях (хотя предполагается, что в классной комнате могут находиться ученики, желающие «пообщаться живьем» с учителем.)

 Учебная комната оснащена всеми видами связи (телевидение, видеокомпьютерные системы, телефон, радио­связь и др.) с домашними абонентами. Ученик может рабо­тать в режиме on-line, т.е. находясь в домашних комфортных условиях «включиться» в учебный процесс: слушать лекцию, выполнять предписываемые учителем задания, задавать воп­росы и все другое, что делает учащийся на обычных заняти­ях, но только дистанционно. Режим off-line предпола­гает, что ученик в любое удобное для себя время может за­просить и организовать «пропущенный» урок из образова­тельного центра в записи. Обратная связь от обучае­мого к обучающему, т.е. вопросы, результаты выполненных уче­ником каких-либо заданий, также возвращаются в центр в off-line режиме[13].

2. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе

Энтузиазм преподавателей, энергия и воля руководителей учеб­ных заведений, время, наконец, финансовые средства, вложен­ные в организацию обучения на основе современных ИКТ, могут быть потрачены впустую, если к такой форме учебно-воспита­тельного процесса не будут подготовлены обучаемые, именно те, кто должен работать с предлагаемыми технологиями.

Без учета внут­ренней потребности обучаемых в использовании возможностей со­временных технологий даже самые доступные электронные ре­сурсы не могут стать органической частью учебно-воспитательно­го процесса независимо от их технологического совершенства[14].

В модели мотивации можно выделить четыре после­довательных уровня потребностей, имеющих непос­редственное отношение к развивающей познавательной деятель­ности с использованием ИКТ, ее сущности и принципам органи­зации:

  1. Потребности безопасности выражаются в стремлении к ста­бильности, защищенности, организованности. Учащиеся пред­почитают четкую структуру и регламент учебного про­цесса, настороженно относятся к нововведениям.
  2. Потребности принадлежности, социальной общности (стрем­ление к принятию в своей социальной группе). Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. Это поиск людей, близких по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в со­вместном решении различных проблем.
  3. Потребности самоуважения (чувство собственной значимо­сти, уважение соучеников и педагогов). Учащемуся необходимо ощущение того, что, во-первых, он может справляться с по­ставленными перед ним требованиями, а во-вторых, что его деятельность признается и оценивается значимыми для него члена­ми социального окружения – педагогами, родителями, товари­щами.
  4. Потребности самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности). Наиболее ярко потребности самоактуализации проявляются в зрелом возра­сте. Однако их необходимый компонент, а именно – познава­тельные потребности, определяя центральный мотив множества видов человеческой деятельности, формируются уже в детстве, впоследствии развиваясь или, наоборот, утрачиваясь под влияни­ем внешних условий.

2.1 Модель интеграции ИКТ в обучение

При всей важности информационных технологий для развития личностных качеств обучаемых их внедрение следует реализовы­вать не столько экстенсивным способом, ведущим к увеличению как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, так и общих затрат на образование, сколько за счет приведения структуры об­разования в соответствие с современными целями.

Принятая ещё в 1998 году «Концепция информатизации сферы образо­вания РФ» связывает основные возможности реформирования си­стемы образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения следующих задач[15]:

1.        Выявление и использование стимулов активизации познава­тельной деятельности путем применения различных информаци­онных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии образования