Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Введение___________________________________________________________________3
Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся ____4
1. Деятельность – основа развития личности_______________________________4
2. Цели и задачи активизации познавательной деятельности__________________6
3. Развитие мышления учащихся_________________________________________7
4. Формирование мотивов учения________________________________________9
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики___11
1. Самостоятельные работы_____________________________________________12
2. Метод проектов_____________________________________________________16
3. Творческая работа___________________________________________________19
Заключение________________________________________________________________22
Литература________________________________________________________________23
Фрагменты проекта, посвященного решению различных математических уравнений средствами MS Excel, используются учителями математики в качестве лабораторной работы на факультативном занятии по алгебре.
Используем ЭТ для обработки социологических и психологических исследований. Ручная обработка тестов очень трудоемка. Электронные таблицы позволяют существенно упростить ее, сведя в тестах всю обработку лишь к вводу вариантов ответов.
Примером контролирующей программы, выполненной в среде MS Excel, является проект, в котором находят практическое применение логические функции в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими. Рутинную работу по очистке ячеек перед началом каждого тестирования выполняют сами электронные таблицы, для чего записаны соответствующие макросы.
Наша школа уже несколько лет имеет выход в Интернет, но высокая оплата, занятость телефонной линии не позволяла проводить полноценные уроки по работе с поисковыми системами. Палочкой-выручалочкой стал проект «Имитатор поисковой системы или Локальный Интернет». Были записаны на сервер самые популярные у учащихся сайты, поиск осуществлялся с помощью стандартной поисковой системы. Конечно, локальный Интернет не содержал такое большое количество информации, но свою задачу он выполнил: была сформирована база поиска в соответствии с педагогическими целями и интересной для аудитории тематикой; отсутствовала возможность поиска «вредных» материалов, существовала полная предсказуемость результатов поиска и возможность многократного повторения.
Многие проекты, созданные учащимися востребованы и это радует, дает стимул на успешное выполнение работы, повышает значимость учащихся, вызывает у них чувство сопричастности к выполнению важных школьных дел, активизирует их познавательную деятельность.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
Ежегодно, в качестве предмета по выбору, учащиеся сдают информатику. В начале выпускного класса объявляю учащимся, что те из них, у кого за четверть будут только отличные оценки, смогут выбрать такой вариант сдачи экзамена, как защита проекта. Предлагаю варианты тем, показываю уже имеющиеся наработки и, как правило, ребята изъявляют желание выполнять такую работу. Сдают экзамен и по билетам, результат и здесь неплохой.
Результаты итоговой аттестации в 11-х классах |
Форма аттестации | ||||||
"5" |
"4" |
"3" |
Защита проекта |
Сдача по билетам | |||
2003 |
13 |
0 |
0 |
2003 |
8 |
5 | |
2004 |
15 |
0 |
0 |
2004 |
11 |
4 | |
2005 |
15 |
1 |
0 |
2005 |
12 |
4 | |
2006 |
11 |
0 |
0 |
2006 |
7 |
4 | |
2007 |
12 |
0 |
0 |
2007 |
11 |
1 |
Участвуют учащиеся в школьной научно-практической конференции, с лучшими работами выходят на городскую научно-практическую конференцию «Открытие», где занимают призовые места.
Есть призовые места и в городских олимпиадах по информатике и компьютерной графике. Многие выпускники связали свою судьбу с информатикой, программированием; показывают отличные и превосходные результаты на экзаменах, занимаются исследовательской деятельностью.
Заключение
Анализ данной проблемы и опыт работы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации.
Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.
Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
Работая над активизацией познавательной деятельности учащихся, учителю следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
Важным педагогическим условием активизации познавательной деятельности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
В комплексе педагогических условий
и средств активизации
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
Подчеркивая достоинства предлагаемых
условий развития познавательной активности
учащихся, следует обратить внимание
на то, что подобное обучение не может
полностью вытеснить
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики