Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:57, методичка
Актуальность: нетрадиционные уроки информатики в настоящее время проводятся, часто и их разнообразие велико, однако не каждый из отдельных уроков и даже их совокупность в достаточной степени активизируют познавательную деятельность школьников, в силу не системности. Возникает противоречие между потребностью школы в системном использовании нетрадиционных уроков и в отсутствии соответствующих методик.
Оглавление.
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на основе системы нетрадиционных уроков информатики по теме: «Кодирование информации».
Актуальность: нетрадиционные уроки информатики в настоящее время проводятся, часто и их разнообразие велико, однако не каждый из отдельных уроков и даже их совокупность в достаточной степени активизируют познавательную деятельность школьников, в силу не системности. Возникает противоречие между потребностью школы в системном использовании нетрадиционных уроков и в отсутствии соответствующих методик.
Объект: Познавательная деятельность школьников.
Предмет: Методика использования нетрадиционных уроков информатики для активизации познавательной деятельности школьников.
Проблема: противоречие между необходимостью научно обоснованной методики использования системы нетрадиционных уроков в целях активизации школьников и отсутствием соответствующего специального исследования по этому вопросу. Имеются только разработки отдельных уроков и попытки дать их типологию. В аспекте темы нашего исследования вопрос даже не ставился.
Цель: разработать методику активизации познавательной деятельности учащихся на основе системы нетрадиционных уроков информатики по теме «Кодирование информации».
Гипотеза: если использовать систему нетрадиционных уроков информатики, нацеленных на активизацию комплекса видов познавательной деятельности, то повысится познавательная активность учащихся, при условии правильно подобранных форм, средств обучения, системы задач.
Задачи:
Методология исследования: работы российских психологов по проблеме активизации познавательного процесса, в частности работы Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, С.Н. Жагрова.
Методы исследования:
Этапы исследования:
Новизна исследования:
Практическая значимость исследования:
данные разработки
могут быть использованы учителями
информатики в своей
данная методика была использована мной в педагогическом колледже № 13 имени С.Я. Маршака. Эксперимент был проведен в 2-х подгруппах группы 12Ф.
Положения, выносимые на защиту:
Апробация: апробация включает в себя: публикации в Интернет, выступления перед сокурсниками, а также эксперимент и опытное преподавание в ПК № 13 им. С.Я. Маршака.
Результаты и выводы: основой методики является система задач, позволяющая проводить уроки с учетом разнообразия типов деятельности учащихся; методика предусматривает систему задач, и виды уроков, которые позволяют активизировать различные виды деятельности учащихся; разработанная методика «показала» себя эффективной в ходе апробации и педагогического эксперимента.
Обозначенная гипотеза: если использовать систему нетрадиционных уроков информатики, нацеленных на активизацию комплекса видов познавательной деятельности, то повысится познавательная активность учащихся, при условии правильно подобранных форм, средств обучения, системы задач, верна.
Сформулированы основные подходы к созданию методики проведения нетрадиционных уроков информатики. Разработана система задач, которая позволят активизировать познавательную деятельность школьников.
Данные разработки
могут быть использованы учителями
информатики в своей
Автор: С.Н. Жагрова. Нетрадиционный урок- одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Как известно, одним из принципов дидактики является принцип активности и самостоятельности в обучении выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения школьников.
Все конкретные средства активизации учения школьников охарактеризовать невозможно: их достаточно много. Однако, можно назвать те средства, которые являются наиболее специфическими для начальной школы: проблемное обучение школьников и самостоятельная работа школьников, ведь проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения.
Следует отметить, что
в качестве средства активизации
учения школьников выступает и учебное содержание
Изучив имеющуюся литературу, я обратила внимание на то обстоятельство, что наряду с вопросами о содержании и методах обучения как средствах активизации учения школьников формам организации учения достаточного внимания в литературе не уделено. Считаю, что для повышения качества форма имеет весьма большое значение.
Использование методов стимулирования интереса к учению, разработанных лабораторией под руководством Ю.К.Бабанского, внесло существенные изменения в традиционный урок и привело к появлению нетрадиционных, нестандартных, авторских форм уроков, сначала в практике отдельных учителей, в частности, новаторов, а затем в более широком опыте.
Автор выделяет такие
формы нестандартных уроков, как:
Урок "Пресс - конференция", Урок
- соревнование, Уроки типа КВН, Урок взаимообучения
учащихся, Уроки, которые ведут ученики,
Урок – аукцион, Парный опрос, Урок соревнование,
Урок - заочная экскурсия, Урок "мозговой
атаки", Проблемная игра "Мозговой
штурм", Групповые уроки, Урок пресс
- конференция, Урок концерт, Урок – сказка,
Урок – турнир, "Счастливый случай",
Встреча с инопланетянами, Урок игра "Морской
бой", Урок "Что? Где? Когда?, Деловая
игра "Совещание", Грамматический бой, Урок экспедиция.
"Нестандартные" уроки - понятие, конечно, условное. Речь идет о понятии, которое бы отвечало стремлению педагога к оригинальности, поиску, творчеству, при которых каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся.
Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Авторы сайта http://fio.
К выше перечисленным можно добавить и такие формы нестандартных уроков, как:
Источник: Современный урок информатики в профильной школе: Методическое пособие/Под ред. Е.В. Огородникова, С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2004. –102 с.
Авторский коллектив:
Огородников Е.В., Георгиева Р.И., Харлова О.В., Паперно Л.М., Мячев А.А., Адайкина О.А., Канищева Л.А., Гришанова И.Е., Ребеко Т.С., Чуприк Е.С., Фролов В.Я.
Среди нетрадиционных уроков, которые были проведены на уроке по теме «Кодирование информации» можно выделить следующие:
Нами разработана следующая система нетрадиционных уроков по теме «Кодирование информации»:
Урок 1 (межпредметный урок). Информация и языки.
Содержание урока: исторически – сложившиеся и специальные (эсперанто, азбука Морзе, азбука Брайля, стенография, математический язык, язык химических формул, нотная грамота, язык жестов).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок 2 (лекция). Кодирование информации.
Содержание урока: понятия «кодирования», «декодирования». История создания азбуки Морзе, вклад Г. В. Лейбница в кодирование информации.
Тип урока комбинированный урок.
Урок 3 (конкурс). Шифрование информации.
Содержание урока: «флажковая азбука», кодировочная таблица, шифр Цезаря, шифр Вижененра.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок 4 (викторина). Решение задач на шифрование и дешифрование.
Содержание урока: шифр перестановки, шифр «поворотная решетка», шифр «пляшущие человечки»: история шифра, применение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок 5 (викторина). Решение задач на шифрование и дешифрование.
Содержание урока: шифр «тарабарская грамота», шифр «мудрая литорея», шифр «буквы по кругу».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Урок 6 (лекция). Длина кода.
Содержание урока: понятие «длина кода», значение длины кода при дешифровании на примере некоторых шифров.
Тип урока: комбинированный урок.
Урок 7 (ролевая игра). Шифры: что мы о них узнали.
Содержание урока: создание газеты «Мастерская головоломок», в которой представлены все изученные шрифты, а именно правила шифрования и загадки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Урок 8 (ролевая игра). Шифры: что мы о них узнали.
Содержание урока: создание газеты «Мастерская головоломок», в которой представлены все изученные шрифты, а именно правила шифрования и загадки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
В педагогической практике методом обучения называют упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных задач. Метод обучения- это не сама деятельность, а способ её осуществления, который должен соотноситься с целью урока. Иными словами можно обозначить метод как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, развития, воспитания.