Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Введение___________________________________________________________________3
Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся ____4
1. Деятельность – основа развития личности_______________________________4
2. Цели и задачи активизации познавательной деятельности__________________6
3. Развитие мышления учащихся_________________________________________7
4. Формирование мотивов учения________________________________________9
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики___11
1. Самостоятельные работы_____________________________________________12
2. Метод проектов_____________________________________________________16
3. Творческая работа___________________________________________________19
Заключение________________________________________________________________22
Литература________________________________________________________________23
в) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, при работе с дисками ученикам даётся задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой на разные носители информации неодинаково. Учитель подтверждает правильность выводов, даёт определения и организует дальнейшую работу учащихся с дисками.
Данный вид учебных занятий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.
г) Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.
После изучения темы «Системная среда Windows» учащимся предлагаются такие логические задания: «В чём заключается различие понятий папка и файл», «В чём состоит различие между именем папки и именем файла», «Можно ли, не указывая путь к файлу, просмотреть его содержимое или запустить на выполнение (ответ обосновать)» и т.д.
К логически-поисковым
а) Художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так при работе с текстовым редактором, учащимся предлагается написать собственную сказку, рассказ о посещении зоопарка, используя элементы форматирования и рисунки. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.
б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. Примером такого задания служит создание обучающих и контролирующих программ, для школьного курса по избранному предмету. Вовлечение учащихся в подобную работу – важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.
в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ. Учащиеся, при работе с графическим редактором, могут создавать эмблемы для своей команды, обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т.д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования.
а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.
б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.
Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой, и воспитать творческую личность. Можно согласиться с Есиповым Б.П., что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Систематическая самостоятельная работа школьников, активность школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан « метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий - проектов».
В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г.Дальтоне:
Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач.
Соединение общих принципов формирования проекта с вариативностью (развитие авторской идеи, выдвигаемой на основе анализа конкретной ситуации) позволяет использовать исходные информационные задачи (темы проектов) многократно.
Системообразующий компонент деятельности |
Для ученика |
Для учителя |
Мотив Ради чего осуществляется деятельность? |
-усиление роли в собственном образовании; -самореализация творческого |
-создание условий для исследовательской деятельности; -расширение возможностей для изучения курса информатики |
Цель На что направлена? |
-обучение навыкам самообразова -расширение кругозора; |
-качественное освоение -развитие творческой и |
Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность? |
-постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; -работа с учебной, популярной литературой; -выделение смысловых |
- подбор тем для проектной деятельности; -оказание помощи в уточнение цели; подготовка инструкций по организационным вопросам; консультирование; организация подведения промежуточных итогов; организация чтений, конференций. |
а) организационные;
б) учебные;
в) мотивационные.
В качестве итогового мероприятия проводится рефлексия для определения уровня осознанности проделанной работы, в зависимости от уровня и масштаба проведенных работ организуется либо конференция, либо ученические чтения.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В нашей школе учащиеся с желанием
берутся за проекты, основанные на межпредметных
связях. Учащиеся 9 класса, посещающие
факультативы по геометрии и информатике,
с удовольствием выполнили
Интересные проекты выполняют ученики, моделируя физические процессы в среде программирования Delphi 7.0. На одном из факультативных занятий по информатике разбирали возможность построения «вечного двигателя», в результате была создана модель «Демона» Максвелла.
Наиболее интересные проекты, после защиты и бурного обсуждения, отбираются и представляются на городскую научно-практическую конференцию.
В год 60-летия Великой Победы велась работа по созданию проектов с этой тематикой. Лучшими проектами стали «Виртуальный музей воинской славы жителей 11 микрорайона», «Сталинградская битва и ее герои в произведениях художественной литературы и виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану». Виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану используется классными руководителями при проведении классных часов.
Созданы проекты по экологии, биологии, страноведению. Некоторые проекты выполняются по заказу школы, другие предлагают сами учащиеся, исходя из своих наклонностей. При проведении собрания родителей будущих первоклассников администрация школы использует презентацию, в которой рассказывается о школе, о коллективе, достижениях. На вечере встречи с выпускниками демонстрируются слайды, где собраны выпускные фотографии, начиная с первого выпуска.
Самым значимым проектом считаю проект, работа над которым привела к созданию школьного сайта. В 2002 году по заказу администрации школы была подготовлена презентация о школе. Соответствуя духу времени, решили создать официальный сайт школы № 14. В феврале 2003 года началась его жизнь в Интернете. Работа над сайтом продолжается и по сей день: меняется дизайн, добавляются новые странички. Для учащихся стало событием посещение школы корреспондентами газеты «АиФ-НН», общение и огромная статья в газете, проиллюстрированная фотографиями из школьной жизни. Началось это все со школьного сайта, на который вышел корреспондент «АиФ-НН» и заинтересовался жизнью школы провинциального городка. (www.school14.info)
Широко используем с учащимися старших классов тему «Электронные таблицы» для подготовки различных проектов. Одним из учащихся был создан электронный журнал – табель успеваемости 5б класса, эта работа встретила одобрение учителей, некоторые классные руководители взяли ее за канву своего электронного классного журнала. Оценка в конце четверти выставляется не усредненная, ведь есть задания более и менее важные; «вес» каждого занятия имеет свой код. Статистические итоги иллюстрируются диаграммами.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики