Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:39, лекция
Предмет история медицины занимает важное место в подготовке врачей. Это определяется прежде всего необходимостью для каждого специалиста иметь знание в области истории развития медицинской науки здравоохранения, позволяющие выработать умение критически подходить к любому явлению, а также сопоставлять современный уровень развития медицины на различных исторических этапах.
1. Введение в историю медицины и фармации:
• определение, цель, задачи, принципы;
• периодизация;
• источники изучения.
2. Медицина в первобытных общинах:
• зачатки врачевания у древнейших и древних людей.
3. Врачевание в период расцвета первобытного общества и его разложения:
• зачатки врачевания в период матриархата и патриархата;
• рождение магической медицины;
• народная и традиционная медицина.
1
Лекция №1 Тема: «Введение в историю медицины и фармации.
Врачевание в первобытном обществе».
План и программа:
1. Введение в историю медицины и фармации:
определение, цель, задачи, принципы;
периодизация;
источники изучения.
2. Медицина в первобытных общинах:
зачатки врачевания у древнейших и древних людей.
3. Врачевание в период расцвета первобытного общества и его разложения:
зачатки врачевания в период матриархата и патриархата;
рождение магической медицины;
народная и традиционная медицина.
1 вопрос. Введение в историю медицины и фармации.
Предмет история медицины занимает важное место в подготовке врачей. Это определяется прежде всего необходимостью для каждого специалиста иметь знание в области истории развития медицинской науки здравоохранения, позволяющие выработать умение критически подходить к любому явлению, а также сопоставлять современный уровень развития медицины на различных исторических этапах.
Слайд 1 История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времён до современности).
|
История медицины неразрывно связана с историей, философией, гуманитарными науками, медициной и др. науками. Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Таким образом, при изучении истории медицины нужно знать определение «медицины».
Слайд 2 Медицина это практическая деятельность и система научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности. |
Слайд 3 Цель предмета – поставить прошлое на службу настоящему и видеть перспективу развития медицины будущего.
|
Слайд 4 Исходя из целей, решаются следующие задачи: раскрыть общие закономерности исторического процесса, развития врачевания и медицины; показать борьбу между материалистическим и идеалистическим мировоззрением в медицине и формировать у студентов материалистическое мировоззрение; показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки в различных регионах земного шара; познакомить студентов с историей и основными положениями врачебной этики, прививать студентам любовь к медицинской профессии.
|
История медицины делится на частную и общую.
Слайд 5 Общая: изучает пути развития медицины в целом и связи этого развития с естествознанием, техникой, мировоззрением. Частная: изучает развитие отдельных медицинских отраслей.
|
Слайд 6 Источники изучения истории медицины До возникновения письменности: данные археологии, палеонтологии, палеопатологии. С возникновением письменности: рукопись, печатные произведения врачей, историков, государственных и военных деятелей философов, а также архивные материалы, материалы лингвистики (языкознания), изобразительного искусства, этнографии, народного эпоса, фольклора, изображения наскальной живописи, фото и кино документы.
|
В основу изучения истории медицины положена периодизация Всемирной истории – деление её по общественно-экономическим формациям. В каждой формации медицина имеет своеобразные черты.
Слайд 7 Периодизация Всемирной истории: 1. история первобытного общества – 2 млн. лет, 4 – 1 тысячелетие до н.э. 2. история древнего мира – 4 тысячелетие до н.э. 3. история средних веков – 476 – 1640гг. 4. история нового времени – 1640 – 1918гг. 5. история новейшего времени – с 1918 года.
|
Слайд 8. Принципы истории медицины историзм; сочетание национального и интернационального; преемственность идей и открытий; достоверность.
|
2 вопрос. Медицина в первобытных общинах.
В истории первобытной эры выделяют три этапа
Слайд 9. 1 этап – становление первобытного общества (свыше 2млн. лет). 2 этап – расцвет первобытного общества (около 40 тыс. лет). 3 этап – разложение первобытного общества (10-5 тысячелетие до н.э.).
|
1 этап становления первобытного общества самый длительный, характеризующийся возникновением древнейших людей (архантропов) и древних (палеоантропов).
Древнейшие люди были прямоходящими, вели кочевой или полукочевой образ жизни:
Слайд 10. Древнейшие люди изготавливали простейшие орудия труда из камня, дерева; занимались собирательством, рыболовством, охотой; организовывали первые жилища (пещера); добывали огонь высеканием, трением; примитивная членораздельная речь.
|
Повседневная трудовая практика древнейших людей позволяла им познавать:
Слайд 11. Древнейшие люди целебные и токсические свойства растений, органов и частей тела животных, некоторых минералов; заботились о больных сородичах; зачатки гигиенических навыков в процессе обживания пещерных жилищ с применением огня; не было погребений и связанных с ними религиозных представлений.
|
Древние люди, предки человека современного вида имели следующие характеристики:
Слайд 12. Древние люди пользовались каменными орудиями (топоры, ножи); жили в пещерах, в стойбищах или в искусственно сооружаемых жилищах; создали высокую каменную культуру; занимались собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживали огонь в очаге и использовали его для приготовления пищи; шили одежду, утепляли жилища; первые захоронение умерших.
|
Из болезненных состояний люди стали рано узнавать расстройства, связанные с питанием. Разыскивая растительную пищу, человек узнавал питательные, лечебные, а иногда и вредные свойства некоторых растений, органов животных.
Существовало мнение, что первобытные люди были абсолютно здоровы, а болезни возникли позже как результат цивилизации, т.е. существовал «золотой век». Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений, (рис.1 стр. 21 Сорокина Т.С.) и тяжелых болезней, таких как артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес зубов.
При добывании пищи люди получали повреждения, заболевали от переохлаждения и т.д. В связи с этим, стихийно возникали приёмы само и взаимопомощи, о чём свидетельствуют обнаруженные наскальные рисунки.
Древние люди собирали лекарственные растения и целенаправленно использовали их для лечении, они знали такие растения как, тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей.
3 вопрос. Врачевание в период расцвета первобытного общества и его разложения.
Расцвет первобытного общества начался около 40 тысяч лет тому назад. При этом сформировался общинно-родовой строй (охотники, собиратели, рыболовы, а затем скотоводы). Родовая община в начале этого периода была коллективом равных не только в трудовой деятельности, но и в сфере потребления и распределения продуктов. Кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, это привело к возникновению матриархата (глава рода женщина). Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды.
Слайд 13. Роль женщины женщина – хранительница очага; женщина заботится о питании; женщина заботится о благополучии и здоровье своих детей и сородичей; занимается ведением хозяйства; занималась собиранием и заготовкой растений, из которых изготавливали лечебные снадобья; оказывали помощь при родах. |
Всё это явилось основой высокого общественного положения женщин в этот период, о чём свидетельствуют найденные каменные фигурки «каменные бабы» (рис.1.1 стр.10, Лисицын Ю.П.). Постепенно экономическая роль женщины уменьшалась, а медицинская сохранялась и даже усиливалась по мере роста потребности во врачевании и собирании лекарственных средств, с развитием земледелия и перехода к оседлому образу жизни. Женщина оставалась хранительницей очага, а мужчина всё более становился хозяином общины, рода, племени (патриархат).
Слайд 14. Врачевание в период расцвета первобытно-общинного строя: использование растительных средств; использование средств животного происхождения; использование физических методов (массаж, промывание кишечника и т.д.); владели приёмами оперативного лечения (обрабатывали раны лекарствами, приготовленные из растений, минералов и частей животных); накладывали шины при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств для обезболивания; умели делать кровопускание. |
Однако, эмпирические знания первобытного человека, были ещё ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. В этот период начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились на приёмах врачевания.
Информация о работе Введение в историю медицины и фармации. Врачевание в первобытном обществе