Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:39, лекция
Предмет история медицины занимает важное место в подготовке врачей. Это определяется прежде всего необходимостью для каждого специалиста иметь знание в области истории развития медицинской науки здравоохранения, позволяющие выработать умение критически подходить к любому явлению, а также сопоставлять современный уровень развития медицины на различных исторических этапах.
1. Введение в историю медицины и фармации:
• определение, цель, задачи, принципы;
• периодизация;
• источники изучения.
2. Медицина в первобытных общинах:
• зачатки врачевания у древнейших и древних людей.
3. Врачевание в период расцвета первобытного общества и его разложения:
• зачатки врачевания в период матриархата и патриархата;
• рождение магической медицины;
• народная и традиционная медицина.
Слайд 15. Тотемизм – это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определённым видом животного или растения. Фетишизм – (fetico – амулет, талисман) это вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов. Сначала эта вера распространялась на орудие труда, а затем на амулеты и талисманы от чумы, холеры и т.д. Анимизм – (anima – душа) вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Магия – (mageia – колдовство) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы: - лечебная магия – врачевание ран и недугов в результате проведение ритуала, которые в начале могли совершать сородичи, а затем только старейший рода. |
Культ предков отразился на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение которой понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезней, относится трепанация черепа, «высасывание духа болезней» при помощи рога буйвола, кормление больного горькой пищей – всё это породило шаманство (использование лекарственных средств и культовых обрядов).
Слайд 16. Трепанация черепа (рис. 5 стр. 30 Сорокина Т.С.): причина (1)– проводилась в ритуальных целях, надеялись, что через отверстие в черепе дух болезни легко может покинуть тело больного; причина (2) – проводилась после травматического повреждения черепа и удалением костных осколках. |
Врачевание в эту эпоху остаётся коллективным.
Врачевание в период разложения первобытного общества (10-5 тысячелетие до н.э.).
Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархата и матриархата. Врачевание в этот период было следующим.
Слайд 17. развивались традиционные навыки и приёмы; расширялся круг лекарственных средств; совершенствовалось родовспоможение; изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо); стало применяться ампутация конечностей, развивалась лечебная помощь раненным во время войн; ритуальное обрезание; проведение операции кесарево сечение. |
В период разложения происходит внутриплеменное расслоение, укрепление культа религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа с формированием лечебной магии.
Таким образом, существует народная и религиозно-мистическая медицина.
Слайд 18. Народная медицина методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях.
|
Традиционная медицина развивалась, выйдя из недр народной медицины, сохранившей традиции, принципы, практический опыт врачевания, а также первоначальные концепции о природе человека, его здоровье и болезнях.
Подготовка знахарей велась индивидуально, знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или способному ребёнку в племени.
Задача знахаря состоит в поддержании здоровья общины здоровья (физического и духовного).
Кроме народной медицины существовала религиозная медицина, когда лечением занимались шаманы, колдуны, кудесники применявшие различные религиозные обряды при лечении заболеваний.
Слайд 19. Религиозная медицина жреческая (лечили жрецы); монастырская (лечили монахи); шаманизм (лечили шаманы).
|
Культовые обряды являлись таинственными и непонятными большинству членов общины.
Литература:
1. Т.С. Сорокина. История медицины. – Москва, 1994. – 381с.
2. Ю.П. Лисицын. История медицины. – Москва, 2003. – 391с.
3. Т.С. Сорокина. Атлас истории медицины. – Москва, 1987.
Информация о работе Введение в историю медицины и фармации. Врачевание в первобытном обществе