Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:36, доклад
Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.
Министерство образования РК
Карагандинский
государственный
университет им. Е.А.
Буекетова
Доклад
«Источники истории
первобытного общества»
Классификация
источников истории
первобытного общества.
Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.
Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.
История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.
Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.
Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.
Археология
вынесена на первый план так
как она снабжает прямыми
Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?
Выборочность археологического
материала при раскопках
Временные разрушения без
Все же при таких весьма
ограничивающих фактах
Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.
Еще одной не маловажной
Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.
Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.
Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.