Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа
К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным
Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54
Однако во времена «демократии» и «гласности» советские люди так и не узнали, кто же отдавал приказ применить оружие против мирного населения — в Душанбе и Кишинёве, в Тбилиси и Сумгаите. В Баку, Вильнюсе, Риге лилась кровь, а Верховный главнокомандующий был как бы ни при чём. «Ни при чём» он оказался и в августе 1991 г., когда состоялся «последний парад» советских Вооружённых Сил в Москве... Рота 15-го мотострелкового полка Таманской дивизии шла на Смоленскую площадь. В БМП летели камни, бутылки, куски асфальта и крики — «Палачи! Убийцы!». В подземном туннеле несколько БМП оказались блокированы — спереди баррикада из троллейбусов, сзади — поливальные машины. Повстанцам удалось накинуть брезент на БМП под номером 536 и таким образом закрыть смотровые щели — ослепить экипаж. БМП открыл беспорядочный огонь в воздух. На броню вскочило пять-шесть человек — машину облили бензином и подожгли. Вспышка отбросила толпу на несколько метров назад. Из открывшегося люка выскочил командир. Выхватив пистолет, он выстрелил в воздух и истошным голосом закричал: «Я не убийца, а офицер! Я не хочу больше жертв! Отойдите от машин, солдаты выполняют приказ!..»27. Средний и младший офицерский состав стояли перед выбором выполнять свою присягу или ждать прямых приказов своих непосредственных командиров. Приказа не поступило, а присяга «забылась».
Подходы в реорганизации Вооруженных сил и правоохранительных органов имели свои особенности:
Во-первых, реорганизация этого института государства проходила в обстановке жёсткой идеологической кампании против армии. Считая её наиболее консервативной частью советского государства, идеологи перестройки стремились психологически разоружить армию. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.28
Во-вторых,большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной (в 1991 г. интенсивно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие вразрез с "общечеловеческими ценностями" - такие заявления вынуждены были делать даже высшие должностные лица Министерства обороны). Нарастали требования о прохождении службы призывниками только в своих республиках - подготовка к расчленению Советской армии по национальному признаку.
В-третьих, основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооруженных сил, ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР. Большое влияние оказывал и нарастающий экономический кризис, затруднивший снабжение и перевооружение армии, социальное обустройство увольняемых офицеров. Кроме того, обострялись политические и межнациональные конфликты, в которые вовлекалась армия.
В-четвертых, важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, которые определяли место того или иного института в государстве.
В - пятых, военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М.С.Горбачева 15 января 1986 г. о программе полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет, было неожиданностью для военных.
В - шестых, перестройка начиналась и проводилась при большом вмешательстве во внутренние дела России. Вот одно из многих доказательств: Речь Билла Клинтона на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 24 октября 1995 года: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать. Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, но они уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на 15 миллиардов долларов, сотни тонн золота, драгоценных камней и т.д. Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше 20 тысяч тонн меди, почти 50 тысяч тонн алюминия, 2 тысячи тонн цезия, бериллия, стронция и т.д. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача и в дальнейшем оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии».29
Эти откровенные признания Б.
В 1986 г. была создана межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, Министерства обороны, КГБ, военно-промышленной комиссии Совета министров и ряда отделов ЦК КПСС - "большая пятерка"). В ней нарастала напряженность, дошедшая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта, из-за того, что договоренности с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения комиссии. Так, не удалось обнаружить никаких сведений о подготовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса "Ока", о котором открыто вообще не было речи на переговорах. Начальник Генштаба М.А.Моисеев доложил, что в результате маневров Э.А.Шеварднадзе США получили право иметь 11 тыс. боеголовок против 6 тыс. для СССР. После этого конфликта комиссия были ликвидирована.
Основными направлениями реформы Вооружённых Сил являлись:
- преобразование структуры и руководства ВС.
- реорганизация и сокращение управленческого аппарата (МО,
Генштаб, главные и
- уточнение военно-
- изменение оргштатной структуры объединений, соединений и
частей, оперативно-стратегической группировки войск и системы
комплектования ВС;
- уточнение военно-технической
- реорганизация военно-научной
количественное сокращение;
- ускорение решения социальных проблем военнослужащих. Были осуществлены незаявленные в основных документах деполитизация и департизация Вооружённых Сил30.
Руководство едиными Вооружёнными Силами и обороной обновленного Союза в целом предусматривалось осуществлять по двум взаимодействующим вертикальным структурам - административной и оперативной.
Административная линия руководства включала в себя объединенное Министерство обороны Союза - как высший орган управления Вооружёнными Силами, функционирующий на объединённой межреспубликанской основе. Оно должно было осуществлять разработку и реализацию планов и программ строительства ВС и их видов.
Административными органами должны были стать комитеты объединенного Министерства обороны страны, управления центрального подчинения, а также соответствующие структуры министерств обороны или комитетов по вопросам обороны союзных советских республик.
Оперативная линия руководства Вооруженными Силами должна была охватывать области оперативно-стратегического планирования и боевого использования группировок вооруженных сил, поддержание их в соответствующей боевой готовности, управление ими в ходе военных действий, а также руководство стратегическим развертыванием Вооружённых Сил. Высшими инстанциями оперативного руководства становлись: Президент - Верховный Главнокомандующий ВС страны, Совет Обороны, Министр обороны и Генеральный штаб Вооружённых Сил.
Предусматривалось, что Вооружённые Силы будут состоять из четырех видов: Стратегические силы сдерживания, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот, Войска наземной обороны. Таким образом, структура и функции органов управления Вооруженными Силами приводились в соответствие с их предназначением и принципами государственного устройства Союза и суверенных республик.
Для усиления гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил в аппарате Министерства обороны планировалось иметь ряд комитетов и комиссий: военной политики и экономики; заказов техники, вооружения и НИОКР; бюджетно-финансовый; правовой и социальной защиты; гражданской обороны; тылового обеспечения; строительства и расквартирования войск и других. В их состав должны были войти также и представители суверенных республик. Возглавлять и составлять их планировалось в основном гражданские лица. Предполагалось также создание соответствующих органов по связям с общественностью, информации.
Структурные изменения намечались соединениях и частях в видов ВС. Значительно должно было уменьшится количество различного рода соединений и частей, частично укомплектованных личным составом, а сами их структуры намечалось создать так, чтобы максимально использовать профессионализацию личного состава. Для этого уточналась структура соединений и частей войск наземной обороны и других видов ВС.
Важным являлось сохранение единых стратегических ядерных сил со строго централизованной системой оперативного управления, надежной системой охраны и обеспечения, полностью исключающими несанкционированное их применение.31
Интересным явилось то, что военная реформа 1985-1991 годов не была проведена не только в полном объёме, но и носила, как впоследствии оказалось начало разрушительного периода для вооружённых сил. Был сделан задел уничтожения под видом реформы. Были проведены дискуссии, социологические опросы и т.д. только с целью выявления технического и морально-психологического состояния армии и нахождения болевых точек для нанесения по ним удара. Эти точки были найдены, ими оказался практически весь генералитет, партийно-политические органы и общее настроение в обществе, подготовленное к изменениям.
Таким образом, организационно
штатная структура,
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны.
Начавшаяся сверху в 1985 году радикальная реформа общества проходила под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность». В июле 1988 г. на ХIХ Всесоюзной партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека»32. Распад СССР болезненно отразился на всех областях жизни общества в каждой из республик. Но особенно сильно этот процесс повлиял на Вооружённые Силы. Фактически прекратилось государственное управление ими. Потеряли свою значимость все имевшие место военно-политические и стратегические установки, в отношении Вооружённых сил.
В 1988-89 гг. (с наступлением «гласности») в средствах массовой информации и в обществе развернулась широкая кампания против призыва студентов и против направления солдат - срочников в Афганистан, а также в появившиеся в этот период «горячие точки» (зоны межнациональных конфликтов в пределах территории СССР). К 15 февраля 1989 года Советский Союз вывел войска из Афганистана. Были восстановлены отсрочки от призыва студентам всех без исключения дневных (очных) вузов. Одновременно дважды (в 1989 и в 1991) повышались требования к медицинским показателям призывников.
После I съезда народных депутатов и выборов на нём Верховного Совета СССР ( 1 декабря 1988 г.) антисоветским силам стало ясно: в высших органах власти государства они большинства не имеют, и получить его не могут, народ тоже их не поддерживает. Их программа демонтажа социалистического общества не получит одобрения в органах власти, где большинство им не принадлежит. Значит, предвиделся длительный путь борьбы. В ходе её предстояло скомпрометировать высшие органы власти в глазах народа и заменить их, что Горбачёв и сделал. Руководство «новых демократов» вынуждено было постоянно возвращаться к мысли о том, что в этой борьбе за власть на их пути непреодолимой преградой окажутся Вооружённые Силы КГБ СССР и МВД СССР. Их высший командный состав по инерции тогда ещё был предан государственным органам власти. Они защищали конституционный строй и не позволяли насильственно изменить его. Это была преграда огромная, её обойти было нельзя. Вывод был сделан только один: необходимо эту преграду разрушить. Именно поэтому в довольно короткий срок развернулась довольно согласованная кампания, направленная на разложение армии и флота. Обстановка позволяла им это сделать.