Вторая Военная реформа в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным

Содержание

Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54

Работа содержит 1 файл

2в-Военная реформа в СССР в период.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Однако  во времена «демократии» и «гласности» советские люди так и не узнали, кто же отдавал приказ применить оружие против мирного населения — в Душанбе и Кишинёве, в Тбилиси и Сумгаите. В Баку, Вильнюсе, Риге лилась кровь, а Верховный главнокомандующий был как бы ни при чём. «Ни при чём» он оказался и в августе 1991 г., когда состоялся «последний парад» советских Вооружённых Сил в Москве... Рота 15-го мотострелкового полка Таманской дивизии шла на Смоленскую площадь. В БМП летели камни, бутылки, куски асфальта и крики — «Палачи! Убийцы!». В подземном туннеле несколько БМП оказались блокированы — спереди баррикада из троллейбусов, сзади — поливальные машины. Повстанцам удалось накинуть брезент на БМП под номером 536 и таким образом закрыть смотровые щели — ослепить экипаж. БМП открыл беспорядочный огонь в воздух. На броню вскочило пять-шесть человек — машину облили бензином и подожгли. Вспышка отбросила толпу на несколько метров назад. Из открывшегося люка выскочил командир. Выхватив пистолет, он выстрелил в воздух и истошным голосом закричал: «Я не убийца, а офицер! Я не хочу больше жертв! Отойдите от машин, солдаты выполняют приказ!..»27. Средний и младший офицерский состав стояли перед выбором выполнять свою присягу или ждать прямых приказов своих непосредственных командиров. Приказа не поступило, а присяга «забылась».

      Подходы в реорганизации Вооруженных сил и правоохранительных органов имели свои особенности:

       Во-первых, реорганизация этого института государства проходила в обстановке жёсткой идеологической кампании против армии. Считая её наиболее консервативной частью советского государства, идеологи перестройки стремились психологически разоружить армию. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.28

      Во-вторых,большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной (в 1991 г. интенсивно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие вразрез с "общечеловеческими ценностями" - такие заявления вынуждены были делать даже высшие должностные лица Министерства обороны). Нарастали требования о прохождении службы призывниками только в своих республиках - подготовка к расчленению Советской армии по национальному признаку.

      В-третьих, основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооруженных сил, ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР. Большое влияние оказывал и нарастающий экономический кризис, затруднивший снабжение и перевооружение армии, социальное обустройство увольняемых офицеров. Кроме того, обострялись политические и межнациональные конфликты, в которые вовлекалась армия.

        В-четвертых, важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, которые определяли место того или иного института в государстве.

       В - пятых, военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М.С.Горбачева 15 января 1986 г. о программе полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет, было неожиданностью для военных.

      В - шестых, перестройка начиналась и проводилась при большом вмешательстве во внутренние дела России. Вот одно из многих доказательств: Речь Билла Клинтона на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 24 октября 1995 года: «Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать.       Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, но они уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на 15 миллиардов долларов, сотни тонн золота, драгоценных камней и т.д. Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше 20 тысяч тонн меди, почти 50 тысяч тонн алюминия, 2 тысячи тонн цезия, бериллия, стронция и т.д. В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача и в дальнейшем оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии».29

       Эти откровенные признания Б.Клинтона, президента США, ещё раз убеждают  в том, что умышленное уничтожение  СССР было осуществлёно и с  помощью  «пятой колоны» во  главе с М.Горбачёвым, А.Яковлевым, Э.Шеварнадзе и позднее с 1990 г. Б.Ельциным.

       В 1986 г. была создана межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, Министерства обороны, КГБ, военно-промышленной комиссии Совета министров и ряда отделов ЦК КПСС - "большая пятерка"). В ней нарастала напряженность, дошедшая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта, из-за того, что договоренности с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения комиссии. Так, не удалось обнаружить никаких сведений о подготовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса "Ока", о котором открыто вообще не было речи на переговорах. Начальник Генштаба М.А.Моисеев доложил, что в результате маневров Э.А.Шеварднадзе США получили право иметь 11 тыс. боеголовок против 6 тыс. для СССР. После этого конфликта комиссия были ликвидирована.

Основными направлениями реформы Вооружённых Сил  являлись:

    - преобразование структуры и руководства ВС.

    - реорганизация и  сокращение  управленческого   аппарата   (МО,

    Генштаб, главные и центральные  управления);

        - уточнение  военно-административного   деления   страны;

        - изменение  оргштатной  структуры   объединений,  соединений и

    частей,  оперативно-стратегической  группировки  войск  и  системы

    комплектования ВС;

        - уточнение военно-технической политики;

        - реорганизация  военно-научной   работы,  системы  ВУЗов   и их

    количественное сокращение;

        - ускорение решения социальных  проблем военнослужащих. Были осуществлены незаявленные в основных документах деполитизация   и   департизация Вооружённых Сил30.

        Руководство едиными    Вооружёнными    Силами    и    обороной     обновленного Союза в целом предусматривалось осуществлять по  двум     взаимодействующим  вертикальным  структурам  -  административной и     оперативной.

         Административная линия   руководства    включала    в    себя     объединенное   Министерство  обороны Союза -  как высший  орган     управления Вооружёнными  Силами,  функционирующий  на  объединённой     межреспубликанской  основе.  Оно должно было осуществлять разработку и     реализацию планов и программ строительства ВС и их видов.

         Административными органами должны были стать комитеты объединенного     Министерства обороны страны, управления центрального подчинения, а     также соответствующие структуры министерств обороны или комитетов     по вопросам обороны союзных советских республик.

         Оперативная линия   руководства   Вооруженными  Силами  должна была     охватывать  области оперативно-стратегического   планирования   и     боевого использования группировок вооруженных сил,  поддержание их в соответствующей боевой готовности, управление ими в ходе военных     действий,   а   также руководство стратегическим  развертыванием     Вооружённых  Сил.  Высшими  инстанциями  оперативного  руководства становлись: Президент - Верховный Главнокомандующий ВС страны, Совет     Обороны, Министр обороны и Генеральный штаб Вооружённых Сил.

         Предусматривалось, что Вооружённые  Силы  будут  состоять из     четырех видов:  Стратегические силы сдерживания,  Военно-воздушные     силы, Военно-Морской Флот, Войска наземной обороны. Таким образом,      структура и функции органов управления   Вооруженными   Силами     приводились  в  соответствие  с их  предназначением и принципами     государственного устройства Союза и суверенных республик.

      Для усиления    гражданского    контроля   за   деятельностью     Вооруженных Сил в аппарате Министерства обороны планировалось  иметь     ряд комитетов и комиссий:  военной политики и экономики;  заказов     техники,  вооружения  и НИОКР;  бюджетно-финансовый;  правовой  и      социальной  защиты;  гражданской обороны;  тылового  обеспечения;     строительства и расквартирования  войск  и  других.  В  их  состав должны были войти  также и представители суверенных республик.  Возглавлять и     составлять их планировалось в основном  гражданские  лица.  Предполагалось     также    создание    соответствующих    органов   по   связям   с     общественностью, информации.

         Структурные  изменения намечались соединениях  и частях в видов ВС. Значительно должно было уменьшится количество различного рода соединений и     частей,   частично   укомплектованных   личным  составом,  а сами их структуры намечалось создать так,   чтобы   максимально    использовать     профессионализацию личного состава.  Для этого уточналась структура соединений и частей  войск  наземной  обороны  и  других     видов ВС.

    Важным являлось  сохранение единых стратегических  ядерных  сил  со     строго централизованной системой оперативного управления, надежной     системой   охраны   и    обеспечения,    полностью    исключающими     несанкционированное их применение.31

     Интересным явилось то, что военная реформа 1985-1991 годов не была проведена не только в полном объёме,  но и носила,  как впоследствии оказалось начало разрушительного периода для вооружённых сил. Был сделан задел уничтожения под видом реформы. Были проведены дискуссии, социологические опросы и т.д. только с целью выявления технического и морально-психологического состояния армии и нахождения болевых точек для нанесения по ним удара. Эти точки были найдены, ими оказался практически весь генералитет, партийно-политические органы и общее настроение в обществе, подготовленное к изменениям.

      Таким образом, организационно  штатная структура, вооружённых  сил претерпела существенные  изменения. Они были значительно   сокращены и потеряли свою  высокую боеспособность. Горбачёвская «перестройка» для страны и всего мира явилась катализатором краха Советского Союза и его военной организации. Решающим фактором в этой политике была ликвидация КПСС т.к. руководство компартии было «основой основ советского военного строительства», предательство генералитета и неготовность массы народа к подлости власти его же предавшей. 
 

4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах  армейской и флотской  жизни и их влияние  на систему военной  безопасности страны.

       Начавшаяся сверху в 1985 году радикальная реформа общества проходила под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность». В июле 1988 г. на ХIХ Всесоюзной партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека»32.    Распад СССР болезненно отразился на всех областях жизни общества в каждой из республик. Но особенно сильно этот процесс повлиял на Вооружённые Силы. Фактически  прекратилось государственное управление ими. Потеряли свою значимость все имевшие место военно-политические и стратегические установки, в отношении Вооружённых сил.

   В 1988-89 гг. (с наступлением «гласности») в средствах массовой информации и в обществе развернулась широкая кампания против призыва студентов и против направления солдат - срочников в Афганистан, а также в появившиеся в этот период «горячие точки» (зоны межнациональных конфликтов в пределах территории СССР). К 15 февраля 1989 года Советский Союз вывел войска из Афганистана. Были восстановлены отсрочки от призыва студентам всех без исключения дневных (очных) вузов. Одновременно дважды (в 1989 и в 1991) повышались требования к медицинским показателям призывников.

      После I съезда народных депутатов и выборов на нём Верховного Совета СССР ( 1 декабря 1988 г.) антисоветским силам стало ясно: в высших органах власти государства они большинства не имеют, и получить его не могут, народ тоже их не поддерживает. Их программа демонтажа социалистического общества не получит одобрения в органах власти, где большинство им не принадлежит. Значит, предвиделся длительный путь борьбы. В ходе её  предстояло скомпрометировать высшие органы власти в глазах народа и заменить их, что Горбачёв и сделал. Руководство «новых демократов» вынуждено было постоянно возвращаться к мысли о том, что в этой борьбе за власть на их пути непреодолимой преградой окажутся Вооружённые Силы КГБ СССР и МВД СССР. Их высший командный состав по инерции тогда ещё был предан государственным органам власти. Они защищали конституционный строй и не позволяли насильственно изменить его. Это была преграда огромная, её обойти было нельзя. Вывод был сделан только один: необходимо эту преграду разрушить. Именно поэтому в довольно короткий срок развернулась довольно согласованная кампания, направленная на разложение армии и флота. Обстановка позволяла им это сделать.

Информация о работе Вторая Военная реформа в СССР