Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа
К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным
Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54
Она вытекала из внешнеполитического курса государства, главная цель которого-создание благоприятных внешних условий для дальнейшего развития советского общества, обеспечение советскому народу возможности трудиться в условиях мира и свободы. Доктрина имела оборонительную направленность и была закреплена в Конституции и Законе об обороне СССР. Она учитывала содержание военных доктрин союзных государств и предполагала сотрудничество с ними при решении совместных оборонных задач на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений и договоров.
Военная доктрина имела две важные стороны: политическую и военно-техническую. В Доктрине подчеркивалось, что:
СССР безоговорочно отвергает войны, применение военной силы или угрозу силой как средство разрешения межгосударственных споров и противоречий, исходит из того, что война как средство достижения политических целей в современных условиях себя полностью изжила, стала неприемлемой и недопустимой. Военная доктрина 1987 года оценивала источники военной опасности; стратегический характер возможной войны; определяет, к отражению какой агрессии готовить государство и Вооруженные Силы; устанавливала, какие по составу, количеству и качеству Вооруженные Силы нужны для этой цели; определяла направленность подготовки и способы их боевого применения.
Таким образом, концепция военного реформирования исходит из того, что в условиях сохраняющихся арсеналов ядерного оружия, отказа отдельных стран принять обязательства никогда не применять первыми ядерное оружие и военную силу вообще, он вынуждает готовить свои Вооруженные Силы к решению оборонительных задач при любом варианте развязывания против неё агрессии.
8 декабря 1987 года был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами значительно активизировались с помощью ежегодных личных встреч М.С. Горбачёва с президентами США (1985г. - в Женеве; 1986 - в Рейкьявике; 1987 - в Вашингтоне, 1988 - в Москве, 1989 - на Мальте). Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, почти в два раза, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)21, положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)
В 1990 году был подготовлен договор о сокращении и ограничении строительных наступательных вооружений, подписано соглашение об уничтожении и не производству химического оружия. Кроме того, на советско – американских переговорах на высшем уровне были найдены компромиссы по сокращению вооружённых сил в Европе, в германском вопросе, в решении проблемы окончательного послевоенного устройства Европы. Военно-политические аспекты переговоров по проблемам сокращения и ликвидации обычных и ядерных вооружений, которые проходили во второй половине 1980-х годов, рассматривались США исключительно с позиции собственной национальной безопасности. Такой односторонний подход характерен для большинства американских и некоторых западноевропейских исследователей 22
Советский Союз выступил
С США был заключён договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, начался вывод советских войск с территории Восточной Европы (К сожалению, США и НАТО, обещая на словах, этому примеру не последовали).
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что смягчение международной напряжённости, сокращение вооружённых сил, как со стороны СССР, так и частично со стороны Запада привели к распространению в широких кругах «иллюзии», т.е. ошибочного мнения о том, что военной угрозы вообще уже не существует (за что ухватились «демократы» западного разлива при разрушении СССР и его Вооружённых сил)…
В этом плане, нас не может не беспокоить то, что США создают и сейчас (в условиях «перезагрузки») крупные группировки неядерных сил с применением высокоточного оружия, оснащённого космическими средствами связи, сопровождаемыми массированной обработкой мирового общественного мнения (Югославия, Ирак, Афганистан и др.), размещение ракетно-ядерного оружия в Польше, Болгарии, Румынии и в других местах…
Таким образом, усилия М. Горбачёва направленные на прекращение «холодной войны», уменьшение угрозы крупных международных конфликтов, укрепление международной безопасности увенчались внешне успехом. Но эти как будто положительные итоги были достигнуты путём значительных уступок США и НАТО, ослабления международных позиций СССР. Соотношение сил между сверх державами постепенно изменялось в пользу США, СССР всё больше оказывался в русле политики Соединенных Штатов. А блок НАТО, возглавляемый США, становится доминирующей военной силой в мире.
Концепция военной реформы и основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооружённых сил, ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР. Большое влияние оказывал и нарастающий экономический кризис, затруднивший снабжение и перевооружение армии, социальное обустройство увольняемых офицеров. Кроме того, обострялись политические и межнациональные конфликты, в которые вовлекалась армия.23
Таким образом, огромное отрицательное значение на концепцию строительства Вооружённых сил оказала политика «нового мышления». Горбачёв М. С., Шеварднадзе Э.А., их соратники, всё сводили к т.н. общечеловеческим ценностям, поэтому интересы нашего государства иногда оказывались на втором плане. В своей практической деятельности они исходили из того, что «Западный мир» давно уже придерживается категорий приоритетности общечеловеческих ценностей. И по их решению Советскому Союзу нужно было только догонять в этом отношении западные страны.
В Советском Союзе было пять основных
видов Вооружённых Сил: Сухопутные войска,
Ракетные войска стратегического назначения,
Войска противовоздушной обороны (ПВО),
Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской
Флот (ВМФ). Причём Ракетные войска стратегического
назначения как вид войск, кроме СССР,
существовали только в Китае, а ПВО — как
отдельного вида — не было больше ни в одной
стране мира. Помимо основных видов Вооружённые
Силы включали в себя Тыл Вооружённых Сил,
штабы и войска Гражданской обороны, а
также Пограничные и Внутренние войска.
(Войска специального назначения — спецназ —
не входили в эту структуру.).
Виды Вооружённых Сил, в свою очередь,
делились на рода войск. Так, сухопутные
силы имели собственные ракетные войска
и ПВО, артиллерию; мотострелковые, воздушно-десантные
и танковые войска; кроме того, — специальные
войска — инженерные, радиотехнические,
связи, автомобильные, дорожные и др.
ВМФ имел подводный флот, флот надводных кораблей, береговые ракетно-артиллерийские войска, а также морскую авиацию и морскую пехоту. ВВС подразделялись на дальнюю (стратегическую) авиацию, военно-транспортную авиацию и фронтовую — бомбардировщики, штурмовики (когда-то их называли «летающая крепость») и истребители-перехватчики.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) как род
войск сформировались в 1946 г. Предназначенные
для выброски с воздуха в тыл противника
ВДВ состояли из парашютно-десантных,
танковых, артиллерийских, самоходно-артиллерийских
и других частей и подразделений. В целях
выполнения «интернационального долга»
и сохранения власти коммунистических
правительств десантники участвовали
в жестоком подавлении восстаний в Венгрии
(1956 г.) и Чехословакии (1968 г.). Они же первыми
вошли в Афганистан (1979 г.).
Структура командования и руководства
Вооружёнными Силами была довольно сложной.
У каждого вида войск был главнокомандующий
этими войсками. Кроме того, вся огромная
территория Советского Союза была разделена
на военные округа — с командующим округа
во главе. Поэтому и по числу генералов
Советский Союз был на первом месте в мире —
один генерал приходился на каждые 700 военнослужащих
(в США — на 3400).
Непосредственное руководство осуществляло
Министерство обороны — кроме Пограничных
и Внутренних войск, которые подчинялись
своим министерствам — КГБ и МВД. Разработкой
всех военных планов и операций, а также
согласованием действий всех военных
органов руководил Генеральный штаб. Руководство
партийно-политической работой было возложено
на Главное политическое управление Советской
Армии и Военно-Морского Флота (на правах
отдела ЦК КПСС). В Программе партии прямо
говорилось: «Основой основ военного строительства
является руководство КПСС Вооружёнными
Силами...». Пост Верховного главнокомандующего
всеми Вооружёнными Силами занимал генеральный
секретарь ЦК КПСС. Поэтому история Советской
Армии и Флота, а также способы решения
ими военно-стратегических задач неразрывно
связаны как с историей партии, так и с именами
её генеральных секретарей. С именем Л. И. Брежнева
связано начало затянувшейся на девять
лет афганской войны, для ведения которой
были существенно расширены понятия «интернационального
долга советского воина» и «защиты социализма».
Только в мае 1988 г., уже перед самым выводом
войск из Афганистана, советский народ
из советских газет узнал, что под псевдонимом
«ограниченный контингент советских войск»
скрывается 40-я армия, — около 100 тыс. человек.
Тогда же начальник Главного политического
управления СА и ВМФ генерал армии А. Д. Лизичев
сообщил о потерях: убитых — более 13 тыс.
человек, раненых и пропавших без вести —
около 36 тыс.24 Советский Союз добивался
военного равенства, причем не только
с США, а практически со всем Западом, и
добился его к началу 70-х гг. «Паритет был
историческим достижением», — услышали
советские люди от Ю. В. Андропова во время
его краткого пребывания на высшем посту.
Советскому народу пришлось дорого заплатить
за это. Вместо повышения уровня жизни,
что естественно для мирного времени,
главным направлением экономики страны
стало наращивание военного потенциала.
Приоритет был отдан статусу военной сверхдержавы.
Потом, под гнётом невыносимых военных
расходов, в период «перестройки» были
выработаны более скромные и куда более
разумные позиции «оборонительной достаточности».
Значительные (погромные) изменения произошли в результате реформ в Военно – Морском Флоте СССР. Период конца 1960-х - конца 1980-х годов можно назвать золотым веком нашего флота. Именно к концу 1980-х годов наш флот достиг высочайших показателей боевого могущества и стал вторым в мире по количественному составу носителей и боевому потенциалу после ВМС США. При этом высший пик развития нашего флота за все его 300 лет существования приходится на 1985 год. Оценим потери флота за годы реформ по боевым надводным кораблям. На 1985 и 2003 годы числилось соответственно: всего боевых надводных кораблей 703 и 146, из них океанской и морской зон - 380 и 70. Потери за эти годы составили: по кораблям всех классов, рангов и типов: 703 - 146 = 557 единиц; по кораблям океанской и морской зон: 380 - 70 = 310 единиц. Из 380 кораблей океанской и морской зон на 1985 год кораблей основных классов, то есть 1 и 2 рангов, числилось 250 единиц. Примем в таком же соотношении (250:380 = 0,66) количество кораблей 1 и 2 рангов на 2003 год: 70 х 0,66 = 42 корабля. Таким образом, потери за время реформ боевых надводных кораблей ориентировочно составили: по кораблям 1 и 2 рангов: 250 - 42 = 208 кораблей; по всем кораблям океанской и морской зон действий: 310 кораблей; всего по кораблям всех классов, рангов и типов: 557 боевых кораблей.
В Цусимском сражении потери составили 26 кораблей и судов. Таким образом, приблизительные потери только надводных кораблей за время реформ соответствуют примерно 25-30 "Цусимам". Или одна-полторы "Цусимы" в год реформ. Это разгром флота без войны, поражений, капитуляций и контрибуций! 25
Реорганизация армии началась в специфических условиях. По решению М. С. Горбачёва были выведены советские войска из Афганистана, уничтожены ракеты средней и меньшей дальности. С трибуны ООН в декабре 1988 г. Горбачёв объявил об односторонних мерах по сокращению Советских Вооружённых Сил. Советские люди узнали, что общая численность Вооружённых Сил сокращается на 500 тыс. человек (12%). Что советские военные контингенты в Восточной Европе в одностороннем порядке уменьшаются на 50 тысяч человек, а шесть танковых дивизий (около двух тыс. танков) выводятся из ГДР, Венгрии, Чехословакии и расформировываются. Что всего в европейской части СССР число танков сокращается на 10 тыс., артиллерийских систем — на 8,5 тыс., боевых самолетов — на 820. Что из 10 тыс. танков (стоимостью около 1 млн. долларов каждый) половина должна быть физически уничтожена, остальные превращены в тягачи для гражданских нужд и тренажёры. Что выводится 75% советских войск из Монголии, и численность войск на Дальнем Востоке, опять же в одностороннем порядке, уменьшается на 120 тыс. человек — это было с одобрением встречено в Пекине...26.