Вторая Военная реформа в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным

Содержание

Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54

Работа содержит 1 файл

2в-Военная реформа в СССР в период.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

        Подготовка к разрушению этого блока, по всей видимости, начиналась заранее. Самые главные убеждённые кадры устранялись. Так в декабре 1984г., вскоре после проведения манёвров вооружённых сил стран-участниц Варшавского Договора, смерть таинственным образом настигнет сразу четырёх министров обороны. В считанные дни между 2 и 20 декабря скончаются: министр национальной обороны ГДР, генерал армии Гофман; министр обороны ВНР, генерал армии Олах; министр национальной обороны ЧССР, генерал армии Дзур; и последним 20-го декабря — министр обороны СССР, маршал Советского Союза Устинов. Смерть маршала будет столь неожиданной и трудно объяснимой, что в своих воспоминаниях даже такой искусный составитель медицинских заключений о болезни и причинах смерти большой группы высших советских руководителей, как начальник Четвертого главка при Минздраве СССР дважды академик Чазов, вынужден будет развести бессильно руками: "смерть Устинова была в определенной степени нелепой и оставила много вопросов в отношении причин и характера заболевания". Общественность эти вопросы не озаботят.14

      В советском прошлом КПСС вырабатывала принципы и научно обоснованную программу советского военного строительства, задачи Вооружённых Сил на каждом этапе социалистического и коммунистического созидания, военную доктрину и руководила процессом развития советской военной науки, определяла магистральные направления совершенствования армии и флота. Во время перестройки всё это было отменено и потеряно.          Руководство КПСС, обладавшее монополией на власть и фактически формировавшее состав Верховного Совета СССР, выделяло в нем военнослужащим определенную квоту (наряду с квотами для рабочих, для женщин и т. д.). Так, членами этого органа в 1974 г. стали 56, а в 1984 г., накануне перестройки, — 55 представителей вооруженных сил. В результате выборов, состоявшихся в марте 1989 г., 82 военнослужащих стали народными депутатами СССР15.  Депутатский мандат становится для некоторых военных депутатов политическим трамплином ("карьерным лифтом"). Это обнаруживают в особенности выборы президента РСФСР, состоявшиеся в июне 1990 г. Кандидатом на высокий пост был народный депутат СССР генерал А. Макашов, занимавший в тот момент должность командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. Генерал выдвигал программу национал-большевистского толка. Энергичные политические акции в парламенте РСФСР ветерана войны в Афганистане полковника А. Руцкого, по всей видимости, способствовали тому, что Б. Ельцин выбрал его в качестве своего напарника, кандидата на пост вице-президента. Аналогичный выбор в пользу военного сделал еще один претендент на президентский пост — Н. Рыжков, выступивший в связке с генералом Б. Громовым, народным депутатом СССР.

      Итоги дискуссии свидетельствовали, что отношения «государство - Вооружённые Силы - общество» в то время характеризовались как бы бесконфликтные. Состав офицерского корпуса, способ комплектования, военный менталитет нации позволяли строить отношения на основе «единства армии и народа». Армия считалась «детищем народа», «школой нации» и для этого были все основания.

      Но ситуация в стране и в  мире постепенно менялась. Горбачёвская реформа, задуманная как плавный переход от прежнего состояния общества к более совершенному, привела к процессам, подготовившим распад СССР, т.е. к полному краху существовавшей советской системы.       К середине 1989 г. в стране сформировались политические силы, которые вступили в борьбу с КПСС за власть. 

    Следует учесть и такой урок: военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексная - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдалённом будущем. Поэтому концепция военной реформы должна была предусматривать поэтапность преобразований. Причём «поэтапное» реформирование не должно было сопровождаться каким-либо снижением боеспособности войск.

     Одной из особенностей начавшейся на рубеже 80-90-х гг. военной реформы была её комплексность. Она охватывала военную политику, военную доктрину, техническую политику, подготовку военных кадров, комплектование армии и флота личным составом, его воспитание, правовую и социальную защищенность. Успех подобных реформ в решающей мере зависит от глубины осознания её исполнителями необходимости таких перемен, их готовности к смелым практическим действиям.

      Немаловажным уроком стало отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не могла быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно было стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчетны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны были благотворно повлиять, на ход военных преобразований.

        Как писал известный военный социолог Ю.И.Дерюгин: «Важно, чтобы каждый военнослужащий видел в реформе возможность удовлетворить собственные материальные, профессиональные и духовные  интересы. Реформа может иметь успех только тогда, когда будет опираться на широкую социальную базу»16.

      Военная реформа предусматривала материально-техническое, кадровое, общественно - политическое, информационное (идеологическое и психологическое) обеспечение одной задачи - армия должна была стать послушным и мощным орудием в руках правящего нарождающегося класса буржуазии. Вот что конкретно делалось и делается российским государством в этом плане (об этом полковник запаса Борис Ячменев повествует в своей статье в Интернете):

  • Отделение армии от рабочего класса и трудового народа в целом через подкуп военнослужащих, т.е. перевод на систему контрактной службы для рядового и сержантского состава; через снижение численности личного состава, проходящего службу по призыву, а затем и ликвидацию призывной службы в мирное время.
  • Внедрение буржуазных правил армейской жизни, буржуазного командования через развитие материальных, социальных и иных привилегий для генералов, адмиралов, старших офицеров, их отделение и противопоставление основной массе военнослужащих (рядовым, сержантам прапорщикам, офицерам полкового и корабельного звена).
  • Выделение офицерства в элитную, пробуржуазную касту через материальный подкуп, через воспитание в духе идейной преданности буржуазному классу, буржуазному правительству, в духе антикоммунизма под прикрытием системы идей защиты Отечества.
  • Усиление религиозного воспитания офицеров, ликвидация системы научных знаний в области общественных наук в военных ВУЗах и в целом в армии.
  • Усиление системы морально - психологической обработки личного состава: формирование низменных чувств и инстинктов, а также чувства покорности судьбе, полного подчинения воле командиров, религиозный гиперрелигиозный мистицизм.
  • Упрочение системы «дедовщины» через введения института сержантов-контрактников.
  • Насаждение бессознательной, палочной, полицейской дисциплины (возвращение гарнизонной гауптвахты, введение дисциплинарных судов, института военной полиции).
  • Усиление системы воспитания солдат и офицеров в духе буржуазного патриотизма, русского самодержавного шовинизма.
  • Внедрение в повседневную жизнь военнослужащих агрессивного поведения, принятых в американской и других армиях НАТО.
  • Укрепление внутренних войск, их численный рост.17  
 

     Таким образом, Концепция военной реформы предусматривала: приведение в соответствие с требованиями военной доктрины и с принципом разумной достаточности бюджетных военных расходов, военного производства, оборонительного строительства в целом, численного состава, организационно-штатной структуры, технического оснащения Вооруженных Сил; в дальнейшем сделать акцент на совершенствовании качественных параметров обороны страны, оперативной и боевой подготовки армии и флота, их боеготовности; гуманизировать, демократизировать весь уклад воинской жизни, радикально улучшить социально-бытовое обеспечение, правовую, социальную защиту военнослужащих и их семей.18

       Концептуальные основы военной реформы базировались на главных документах: Конституции СССР, Концепции национальной безопасности, Концепция внешней политики, Законе о безопасности, Законе об обороне, Законе об воинской обязанности и военной службе.

Важнейшие из доктринальных вопросов этих документов аккумулировались в Военной доктрине. Это вопросы:

    * угрозы безопасности России и вытекающие из них оборонные задачи;

    * политические и правовые основы Военной (оборонной) доктрины;

    * военно-стратегические основы Военной (оборонной) доктрины;

    * военно-экономические и военно-технические основы Военной (оборонной) доктрины.

       Как системы принятых в государстве официальных взглядов военные доктрины есть в любом государстве. Документы, где эти доктринальные взгляды излагаются, могут называться по-разному (в России, Белоруссии, Казахстане — «Военная доктрина», в США — «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегическая концепция НАТО», в КНР — «Оборонная доктрина»).

      Военная доктрина Советской Армии была определена как оборонительная, исходила из мирной политики Советского Союза, и определяла задачи по подготовке Вооружённых Сил и страны в целом к борьбе с агрессором. В советских военных доктринах предусматривался только ответный ядерный удар. Начиная со школы, все граждане СССР обучались приёмам защиты от ОМП (оружия массового поражения — ядерного и химического), обращению со стрелковым оружием (разборка-сборка на время и чистка АК, полевые сборы для мальчиков). Считалась возможной и вполне вероятной третья мировая война (ТМВ). Потенциальными противниками считались армии США и стран НАТО. Союзниками в возможной войне считались армии стран Варшавского договора, а также, некоторое время, армия КНР. Основными силами, важными в потенциальной ТМВ считались ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Стратегическая авиация, Танковые части и ВМФ. 19

       Содержание военной доктрины 1987 года интересно проанализировать в сравнении с советской военной доктриной 1986 г. Её суть по сравнению с прежней (положения старой доктрины нами будут излагаться под буквой а), положение новой – б)) состояла в следующем:

1. О вероятных противниках СССР:

А) главный  вероятный противник – США, а  также НАТО,

Б) Советский  Союз готов к демонтажу механизма  военного противостояния с США и  НАТО в Европе, готов действовать  совместно в этом направлении.

2. К какой войне (к отражению какой агрессии) должен быть готов Советский Союз.

А) США  и НАТО официально заявлял, что они  в случае необходимости применят в войне ядерное оружие первыми. Они готовили свои вооруженные силы к военным действиям с применением  как ядерного, так и обычного оружия. Следовательно, нам тоже нужно готовить армию и флот к ведению боевых действий в таких же условиях;

Б) пока что мы вынуждены готовить вооруженные силы к боевым действиям с применением ядерного и обычного оружия, поскольку такую подготовку ведут США. Но мы стоим за полную ликвидацию ядерного оружия в мире, за снижение напряженности и военной опасности.

3.Какие  необходимы вооружённые силы:

А) примерно равные, с силами вероятного противника, для чего требуется высокий уровень вооружений;

Б) мы готовы по мере снижения военной опасности  к двусторонним и многосторонним, а также односторонним сокращениям армии и флота, готовы также к замене определенных военных мер политическими.

4. К каким действиям быть готовым вооруженным силам в случае агрессии против России:

А) если против СССР и государств Варшавского Договора будет совершена агрессия, то мы будем отражать её обороной. Но силы ОВД в Европе должны быть способны после отражения агрессии перейти в поступление – фактор, сдерживающий агрессора.

Б) мы в случае агрессии против нас отказываемся от перехода в короткий срок после её начала к наступательным операциям. Будем отражать нападение только оборонительными операциями и одновременно стремиться с помощью политических мер ликвидировать конфликт в течение нескольких недель. Если эти меры не приведут к успеху, тогда развернем широкомасштабное действия по нанесению поражения агрессору.

5. В новую доктрину была включена, как составная часть, статья деятельности политического и военного руководства по предотвращению войны. Предотвращение войны стало как теоретической частью военной доктрины, так и частью практической деятельности военного руководства Советского Союза.20 

      Таким образом, новая Военная доктрина СССР исходила из необходимости новых подходов к вопросам войны и мира, обеспечения обороноспособности страны с учётом взаимных интересов безопасности всех государств. В условиях, когда были накоплены колоссальные запасы самых смертоносных вооружений, любой мировой военный конфликт мог иметь необратимые катастрофические последствия не только для стран, непосредственно вовлеченных в него, но и для самой жизни на Земле.

Информация о работе Вторая Военная реформа в СССР