Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа
К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным
Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54
Подготовка к разрушению этого блока, по всей видимости, начиналась заранее. Самые главные убеждённые кадры устранялись. Так в декабре 1984г., вскоре после проведения манёвров вооружённых сил стран-участниц Варшавского Договора, смерть таинственным образом настигнет сразу четырёх министров обороны. В считанные дни между 2 и 20 декабря скончаются: министр национальной обороны ГДР, генерал армии Гофман; министр обороны ВНР, генерал армии Олах; министр национальной обороны ЧССР, генерал армии Дзур; и последним 20-го декабря — министр обороны СССР, маршал Советского Союза Устинов. Смерть маршала будет столь неожиданной и трудно объяснимой, что в своих воспоминаниях даже такой искусный составитель медицинских заключений о болезни и причинах смерти большой группы высших советских руководителей, как начальник Четвертого главка при Минздраве СССР дважды академик Чазов, вынужден будет развести бессильно руками: "смерть Устинова была в определенной степени нелепой и оставила много вопросов в отношении причин и характера заболевания". Общественность эти вопросы не озаботят.14
В советском прошлом КПСС
Итоги дискуссии свидетельствовали, что отношения «государство - Вооружённые Силы - общество» в то время характеризовались как бы бесконфликтные. Состав офицерского корпуса, способ комплектования, военный менталитет нации позволяли строить отношения на основе «единства армии и народа». Армия считалась «детищем народа», «школой нации» и для этого были все основания.
Но ситуация в стране и в мире постепенно менялась. Горбачёвская реформа, задуманная как плавный переход от прежнего состояния общества к более совершенному, привела к процессам, подготовившим распад СССР, т.е. к полному краху существовавшей советской системы. К середине 1989 г. в стране сформировались политические силы, которые вступили в борьбу с КПСС за власть.
Следует учесть и такой урок: военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексная - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдалённом будущем. Поэтому концепция военной реформы должна была предусматривать поэтапность преобразований. Причём «поэтапное» реформирование не должно было сопровождаться каким-либо снижением боеспособности войск.
Одной из особенностей начавшейся на рубеже 80-90-х гг. военной реформы была её комплексность. Она охватывала военную политику, военную доктрину, техническую политику, подготовку военных кадров, комплектование армии и флота личным составом, его воспитание, правовую и социальную защищенность. Успех подобных реформ в решающей мере зависит от глубины осознания её исполнителями необходимости таких перемен, их готовности к смелым практическим действиям.
Немаловажным уроком стало отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не могла быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно было стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчетны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны были благотворно повлиять, на ход военных преобразований.
Как писал известный военный социолог Ю.И.Дерюгин: «Важно, чтобы каждый военнослужащий видел в реформе возможность удовлетворить собственные материальные, профессиональные и духовные интересы. Реформа может иметь успех только тогда, когда будет опираться на широкую социальную базу»16.
Военная реформа
Таким образом, Концепция военной реформы предусматривала: приведение в соответствие с требованиями военной доктрины и с принципом разумной достаточности бюджетных военных расходов, военного производства, оборонительного строительства в целом, численного состава, организационно-штатной структуры, технического оснащения Вооруженных Сил; в дальнейшем сделать акцент на совершенствовании качественных параметров обороны страны, оперативной и боевой подготовки армии и флота, их боеготовности; гуманизировать, демократизировать весь уклад воинской жизни, радикально улучшить социально-бытовое обеспечение, правовую, социальную защиту военнослужащих и их семей.18
Концептуальные основы военной реформы базировались на главных документах: Конституции СССР, Концепции национальной безопасности, Концепция внешней политики, Законе о безопасности, Законе об обороне, Законе об воинской обязанности и военной службе.
Важнейшие из доктринальных вопросов этих документов аккумулировались в Военной доктрине. Это вопросы:
* угрозы безопасности России и вытекающие из них оборонные задачи;
* политические и правовые основы Военной (оборонной) доктрины;
* военно-стратегические основы Военной (оборонной) доктрины;
* военно-экономические и военно-технические основы Военной (оборонной) доктрины.
Как системы принятых в государстве официальных взглядов военные доктрины есть в любом государстве. Документы, где эти доктринальные взгляды излагаются, могут называться по-разному (в России, Белоруссии, Казахстане — «Военная доктрина», в США — «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегическая концепция НАТО», в КНР — «Оборонная доктрина»).
Военная доктрина Советской Армии была определена как оборонительная, исходила из мирной политики Советского Союза, и определяла задачи по подготовке Вооружённых Сил и страны в целом к борьбе с агрессором. В советских военных доктринах предусматривался только ответный ядерный удар. Начиная со школы, все граждане СССР обучались приёмам защиты от ОМП (оружия массового поражения — ядерного и химического), обращению со стрелковым оружием (разборка-сборка на время и чистка АК, полевые сборы для мальчиков). Считалась возможной и вполне вероятной третья мировая война (ТМВ). Потенциальными противниками считались армии США и стран НАТО. Союзниками в возможной войне считались армии стран Варшавского договора, а также, некоторое время, армия КНР. Основными силами, важными в потенциальной ТМВ считались ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Стратегическая авиация, Танковые части и ВМФ. 19
Содержание военной доктрины 1987 года интересно проанализировать в сравнении с советской военной доктриной 1986 г. Её суть по сравнению с прежней (положения старой доктрины нами будут излагаться под буквой а), положение новой – б)) состояла в следующем:
1. О вероятных противниках СССР:
А) главный вероятный противник – США, а также НАТО,
Б) Советский Союз готов к демонтажу механизма военного противостояния с США и НАТО в Европе, готов действовать совместно в этом направлении.
2. К какой войне (к отражению какой агрессии) должен быть готов Советский Союз.
А) США
и НАТО официально заявлял, что они
в случае необходимости применят
в войне ядерное оружие первыми.
Они готовили свои вооруженные силы
к военным действиям с
Б) пока что мы вынуждены готовить вооруженные силы к боевым действиям с применением ядерного и обычного оружия, поскольку такую подготовку ведут США. Но мы стоим за полную ликвидацию ядерного оружия в мире, за снижение напряженности и военной опасности.
3.Какие необходимы вооружённые силы:
А) примерно равные, с силами вероятного противника, для чего требуется высокий уровень вооружений;
Б) мы готовы по мере снижения военной опасности к двусторонним и многосторонним, а также односторонним сокращениям армии и флота, готовы также к замене определенных военных мер политическими.
4. К каким действиям быть готовым вооруженным силам в случае агрессии против России:
А) если против СССР и государств Варшавского Договора будет совершена агрессия, то мы будем отражать её обороной. Но силы ОВД в Европе должны быть способны после отражения агрессии перейти в поступление – фактор, сдерживающий агрессора.
Б) мы в случае агрессии против нас отказываемся от перехода в короткий срок после её начала к наступательным операциям. Будем отражать нападение только оборонительными операциями и одновременно стремиться с помощью политических мер ликвидировать конфликт в течение нескольких недель. Если эти меры не приведут к успеху, тогда развернем широкомасштабное действия по нанесению поражения агрессору.
5. В новую доктрину была включена, как составная часть, статья деятельности политического и военного руководства по предотвращению войны. Предотвращение войны стало как теоретической частью военной доктрины, так и частью практической деятельности военного руководства Советского Союза.20
Таким образом, новая Военная доктрина СССР исходила из необходимости новых подходов к вопросам войны и мира, обеспечения обороноспособности страны с учётом взаимных интересов безопасности всех государств. В условиях, когда были накоплены колоссальные запасы самых смертоносных вооружений, любой мировой военный конфликт мог иметь необратимые катастрофические последствия не только для стран, непосредственно вовлеченных в него, но и для самой жизни на Земле.