Вторая Военная реформа в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным

Содержание

Состояние армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность новых преобразований………………………………………………………..12
2. Концептуальные основы военной реформы. Новая военная
доктрина 1987 г……………………………………………………………….18
3. Реорганизация организационно-штатной структуры армии
и флота…………………………………………………………………………32
4. Изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской и флотской жизни и их влияние на систему военной безопасности страны……………42
Заключение………………………………………………………………….…54

Работа содержит 1 файл

2в-Военная реформа в СССР в период.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

  Военный университет  

Научная работа курсанта 1 курса Прокурорско-следственного факультета Панова А.А. 
 
 

Тема: Военная реформа  в СССР

в период «перестройки»

(1985-1991 гг.) 
 

Научный руководитель – 

доктор  исторических наук,

профессор Малахов Г.А. 
 
 
 

Москва  - 2011 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Состояние  армии и флота в первой половине 80-х годов ХХ века. Потребность  новых преобразований………………………………………………………..12

2. Концептуальные  основы военной реформы. Новая  военная

доктрина 1987 г……………………………………………………………….18

3. Реорганизация  организационно-штатной структуры армии

 и  флота…………………………………………………………………………32

4. Изменения  в военно-социальной, нравственной  сферах армейской и флотской  жизни и их влияние на систему  военной безопасности страны……………42 

Заключение………………………………………………………………….…54

Список  использованной литературы………………………………………..56

Приложение……………………………………………………………………63 
 
 
 
 
 
 

Введение

       К середине 80-х годов ХХ в. в военно-политической области взаимоотношений государств сложилась качественно новая угроза для самого существования человечества, ликвидировать которую, прежними, традиционными средствами было невозможно. Конфронтационные процессы заметно опережали усилия политиков по снижению уровня военного противостояния, а прежний дипломатический механизм ограничения гонки вооружений оказался малоэффективным. В этих условиях потребовалось не только ускорить продвижение на известных направлениях борьбы с военной опасностью, но и открыть новые области сотрудничества, создать новые механизмы в решении военно-политических проблем. Одним из таких новых, но очень важных и перспективных направлений, открытых известной инициативой государств-участников ОВД (Организация Варшавского Договора), стал процесс гласности в военной области, начатая дискуссия о военных доктринах государств. Таким образом, эту инициативу следует рассматривать в качестве одной из крупных нетрадиционных и смелых мер, предпринятых ОВД и СССР в те годы, для преодоления нарастающих кризисных и конфронтационных тенденций в военно-политической области, ставшей важнейшей частью нового механизма обеспечения международной безопасности.

      В конце ХХ в. Вооружённые Силы  СССР вновь оказались в ситуации политической нестабильности и кардинальной смены типа государственности. Их активно стали вовлекать в политические распри соперничающие группировки, что привело к политизации Вооружённых Сил. Вместе с тем в период распада СССР руководство Вооружённых Сил заняло в целом выжидательную позицию, хотя уже тогда начиналось их идейно-политическое расслоение. Даже после распада СССР его Вооружённые Силы за счёт внутренних ресурсов какое-то время продолжали оставаться стабильной структурой и выступать гарантом спокойствия в обществе. Однако дальнейшие события, связанные с нарастанием роли насилия в осуществлении так называемых реформ и необычайным расширением возможностей Вооружённых Сил во внутренних делах, привели к превращению не только данной военной структуры, но и всей организации в политизированный институт.

    Военная реформа была затеяна М.С. Горбачёвым неспроста. Разрушение любого государства  зачастую начинается с разрушения его вооружённых сил - армии. Армию же начинают разрушать  с уничтожения её основы – офицерского корпуса. Советские Вооруженные Силы были большой помехой для тех кто провозгласил «новое политическое мышление для СССР и всего мира»   

Актуальность данной темы заключается в следующем

    Во-первых, тема и её новизна объясняется целым рядом обстоятельств политического плана. С точки зрения политической, выдвижение в мае 1987 года странами-участницами ОВД известной инициативы об осуществлении военной реформы настоятельно требовали как минимум тщательного изучения и обобщения представления о предмете сопоставления - в данном случае о военной реформе новой России. Более того, в последующие годы обсуждение отдельных положений военной реформы стало предметом на переговорах и встречах высших политических и военных руководителей СССР и США, постоянной политической практикой. Причём, по мере укрепления контактов, обсуждение военной реформы становились всё более и более предметным и конкретным. Наконец, вопросы военной реформы постоянно находились в центре внимания ведущихся переговоров по ограничению и сокращению вооружений, включая и многосторонние, и на них всё активнее концентрировали свою энергию представители политических и общественных организаций двух стран.

      Во-вторых с точки зрения научной, актуальность темы объясняется тем, что в условиях радикального пересмотра политического и военного мышления в современной России, коренных изменений в военной доктрине опыт прошлого помогает рассмотреть новые военно-политические аспекты современной военной реформы. Научный анализ эволюции вооружённых сил России  в период перестройки 1987-1991 г.г. показателен.

     В-третьих, особую значимость приобретает исследование, начавшейся широкой дискуссии в советском, затем в российском обществе, ряде научных, советских и партийных изданий, участники которой высказывали зачастую полярные точки зрения. В этих условиях теоретическая проработка, анализ основных аспектов военной реформы и доктрины, получивших освещение в дискуссии, имеет важное значение, так как по существу происходит процесс переосмысления всего понятийного аппарата, разработка новых категорий, переоценка прежних взглядов и положений.

      В-четвёртых, данная тема важна, т.к. в то время руководство СССР сочло необходимым изложить «Концепцию военной реформы» (Проект). В ней, наряду с общими положениями, раскрывающими условия, определяющие необходимость военной реформы, давалось обоснование, отвечающее долгосрочным интересам СССР. Этот опыт важен и сегодня.

     Новая концепция международной  безопасности, предложенная Советским  Союзом, предусматривала отказ от  войны, как средства разрешения  международных противоречий и конфликтов,  предпочитался безусловный приоритет политическим методам, ликвидацию ядерного и химического оружия, недопущение гонки вооружений, снижение военных потенциалов до уровня необходимой разумной достаточности, роспуск военных блоков и сокращение военных расходов…

      В проекте «Концепции…» говорилось, что новое «политическое мышление» встретило понимание и поддержку во всём мире, открыло новый этап в международных отношениях, основным содержанием которого стало прекращение «холодной войны». Угрозу мировой ядерной катастрофы удалось отвести.

Основу  источниковедческой базы ИССЛЕДОВАНИЯ составили несколько групп документов.

      1. Официальные советские документы и материалы. Эти материалы были опубликованы как в официальной прессе, так и в специальных сборниках.  
     2. Документы и материалы государств — участников Варшавского Договора. Их также можно найти в подшивках газеты "Правда" за 1960-1991 г.г. Кроме того, были опубликованы сборники документов.28  
     3. Официальные документы НАТО. Многие из них находятся на официальных сайтах и серверах. Их документационные базы верифицированы в журналах "Вестник НАТО", "NATO's Sixteen Nations".  
     4. Справочная литература на иностранном языке. Она размещена в справочнике НАТО и Стокгольмского Института по изучению проблем мира и безопасности.  
      Материалы различных отечественных и зарубежных журналов, таких как "Вестник МИД СССР. 1985-1991 г.г.", "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Новая и новейшая история", "Коммунист", "NATO Review", "NATO's Sixteen Nations", "Orbis", "Foreign Affairs", "Survival", "International Security", - содержат большой массив статей и  
25 Fukuyama F. The End of History? // The National Interest. Summer 1989 №16 PP. 3-18; Mearsheimer J. Back to the Future? Instability in Europe after the Cold War//International Security Summer 1990 Vol.15 №1 P.5-56; Gray C.S. War, Peace and Victory: Strategy and Statecraft for the Next Century. - N.Y., 1990  
Heisbourg F. From a Common European Home to a European Security System. - In: The Shape of the New Europe. Ed. by G. Treverton. N.Y.: Council on Foreign Relations. 1992 PP. 35-64

      Подшивка газет "Правда", "Известия"за 1960 - 1991г.; Материалы XXVH съезда КПСС. - М., Политиздат, 1986; выступления генеральных секретарей ЦК КПСС на сессиях Верховного Совета СССР (Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, депутата М.С. Горбачёва на четвертой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 27 ноября 1985г. // Правда 28 ноября 1985 г.  
Организация Варшавского Договора. Документы и материалы. 1955-1985 г.г. — М.,1986г. NATO Handbook. - Brussels: NATO Information Service, 1985-1989  
    В исследовании были использованы статьи из официальных советских и наиболее авторитетных иностранных газет различных политических направлений, таких как, "Известия", "Правда", "Комсомольская правда", "Красная звезда", "International Herald Tribune", "Le Monde", "The New York Times", "The Washington Post", "The Christian Science Monitor".

    Данная тема, как научная проблема получила свою разработку не только в  научных статьях и публикациях, в журналах ВАКа, но и в мемуарах и воспоминаниях политиков и военных деятелей тех лет (Лебедя А.И., Коржакова А.В., Ельцина Б.Н., Грачёва П.С. и др.)1. В диссертационных исследованиях2. А также в различных публикациях3

Проблема  безопасности России - наипервейшая. Её решение зависит от множества факторов. Как свидетельствует исторический опыт развития СССР в 70-е-80-е годы таким важнейшим фактором был кризис ресурсов. Отсюда экономические и другие проблемы в области развития науки, техники, промышленности, технологий и т.д. Горбачёв и его правительство не смогли (или не захотели), как это сделал И.В. Сталин, мобилизовать, поднять общество, народ страны на разработку огромных неиспользованных ресурсов. От решения этой задачи в ближайшие 10-15 лет, напрямую будет зависеть безопасность нашей страны.

      Например, генерал А. Лебедь писал: «Последствия грозились быть грандиозно - катастрофическими, далеко идущими. Государственный корабль нёсся без руля и ветрил в какую-то гигантскую чёрную дыру, и неопределённость предстоящих изменений, непонятно с каким знаком, вызывала безотчётную тоску. Держава уплывала из-под ног, переставала ощущаться за спиной, на глазах пропадала что-то такое: большое, надёжное, основательное, на чём, собственно, зиждется и смысл жизни, и смысл службы».4

     В целом данную тему как научную проблему, несмотря на множество публикаций, нельзя считать  полностью разработанной, и современным исследователям понять что в этот период решалась судьба не только существования стран, входящих в Организацию Варшавского Договора, но и судьба самой страны Советов. Это актуально и сегодня так как угроза расчленения России не уничтожена, и учёным историкам необходимо ещё и ещё обращать внимание общественности и власти на эту проблему.

      Цель данной работы заключается в том, чтобы опираясь на достигнутый уровень предшествующих исследований данной проблемы, через анализ содержания показать роль органов государственного и военного управления СССР, его замыслы и возможности в реализации военной политики на этапе «перестройки» (1985-1991 гг.)

     Задачами исследования поставлены:

  1. Анализ условий, определивших необходимость проведения военной реформы.
  2. Проанализировать воздействие идей нового политического мышления в СССР и ОВД на формирование концептуальных основ военной реформы и основных положений военной доктрины.
  3. Дать краткий анализ реорганизации организационно-штатной структуры армии.
  4. Изучить изменения в военно-социальной, нравственной сферах армейской жизни в условиях «перестройки».
  5. Ответить на вопрос: в чём специфическая функция т.н. военной реформы во время т.н. «перестройки».

       Исследование данного исторического  периода даёт ключ к пониманию  последующих процессов по уничтожению Советского Союза и попытки построения новой демократической России, ослабленной и не не играющей никакой роли  на мировые отношения. 

  1. Состояние армии и флота  в первой половине 80-х  годов ХХ века. Потребность  новых преобразований

      Во  второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века произошли процессы, приведшие к прекращению существования СССР (26 декабря 1991 года) и образованию на его месте независимых государств (в настоящее время — 19-и, 15 из которых являются членами ООН, 2 — частично признаны странами-членами ООН, и 2 — не признаны ни одной из стран-членов ООН). В результате распада СССР территория России (страны-преемника СССР в части внешних активов и пассивов, и в ООН) уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 % (с 22,4 до 17 млн. км²), а население уменьшилось на 49 % (с 290 до 148 млн. чел) (при этом территория России по сравнению с территорией РСФСР практически не изменилась). Распались единые вооружённые силы и рублёвая зона, обострились национальные противоречия и конфликты.5

      9 февраля 1984г. в Кремлевской больнице в Москве скончался, не дотянув совсем немного до своего 70-летия, Ю. В. Андропов, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, генерал – полковник, Верховный главнокомандующий всеми Вооружёнными Силами СССР. После его смерти началась активная подготовка к «перестройке», осуществляемая его же протеже - М.С.Горбачёвым, новым Верховным главнокомандующим всеми Вооружёнными Силами СССР. По последним данным рядовой Михаил Горбачёв служил в армии и заведовал крупами, консервами и колбасами.6

Информация о работе Вторая Военная реформа в СССР