Война и эвакуация в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.

Работа содержит 1 файл

Война и эвакуация в СССР.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Что касается общих  итогов эвакуации людских ресурсов СССР, то согласно предварительным  результатам изучения данных переписи эваконаселения от 1 февраля 1942 г. и по ряду других источников из угрожаемой зоны удалось переместить на Восток различными видами транспорта в 1941-1942 гг. около 17 млн. человек. Бывший генерал вермахта К. Типпельскирх считал, что "все население, способное носить оружие, удалось своевременно эвакуировать" [77], но на фоне 63-65 млн. советских граждан, оставшихся на оккупированной территории, такое утверждение представляется явно завышенным. Конечно, по разным причинам многие наши граждане оказались под фашистским игом [78].  

В заключение подчеркнем, что хотя эвакуация в СССР в 1941-1942 гг. сопровождалась многими, зачастую неизбежными потерями, ее главная  цель - спасти от фашистских захватчиков  миллионы советских граждан, основную часть промышленных и сельскохозяйственных ресурсов и других материальных ценностей - была успешно достигнута.  

ЛИТЕРАТУРА 

1. Верт А. Россия в войне. 1941-1945. Перев. с англ. М., 1967, с. 148.  

2. Там же, с. 28.  

3. История Великой  Отечественной войны Советского  Союза. 1941-1945, т. 2. М., 1961; История СССР  с древнейших времен до наших  дней, т. 10. М., 1970; История второй мировой  войны. 1939-1945, т. 4-5. М., 1975; История социалистической  экономики СССР, Т. V. М., 1978; Рабочий  класс СССР накануне и в  годы Великой Отечественной войны. 1938-1945 гг., кн. 3. М., 1984; История советского  крестьянства, т. 3. М., 1987; Великая Отечественная  война. 1941-1945 гг., кн. 1. М., 1995.  

4. Эшелоны идут  на Восток: Из истории перебазирования  производительных сил СССР в  1941-1942 гг. М., 1966; Советский тыл в  Великой Отечественной войне,  кн. 2. М., 1974.  

5. Великая Отечественная  война Советского Союза. 1941-1945. Краткая  история. М., 1970; Советская экономика  в период Великой Отечественной  войны. 1941-1945 гг. М., 1970; Вторая мировая  война. Крат кая история. М., 1984; Советский Союз в годы Великой  Отечественной войны. 1941-1945. М., 1985; СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933-1945. М., 1986; Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны. М., 1988 и др.  

6. Вознесенский Н.А.  Избранные произведения. 1917-1947. М., 1979, с. 504, 582.; Эшелоны идут на Во сток, с. 6.  

7. Общая стоимость  материальных ценностей, награбленных  немецко-фашистскими захватчиками  в оккупированных странах Европы, достигла к 1941 г. 9 млрд. английских  фунтов стерлингов, что вдвое  превысило годовой национальный  доход Германии до войны: Вознесенский  Н.А. Указ. соч., с. 590.  

8. КПСС в резолюциях  и решениях съездов, конференций  и пленумов ЦК. Изд. 9-е. М., 1985, т. 7, с. 222.  

9. Государственный  архив Российской Федерации (далее  - ГАРФ), ф. 8518, оп. 27, д. 244; оп. 23, д. 224; оп. 25, д. 120.  

10. Архив Президента  РФ (бывший Кремлевский архив  ЦК КПСС). Коллекция документов.  

11. Там же.  

12. Эшелоны идут  на Восток, с. 10. "Тогда считалось, - вспоминал А.И. Микоян, - что Наркомат  путей сообщения должен играть  главную роль в вопросах эвакуации.  Объем же эвакуации из-за ухудшения  военной обстановки расширялся. Все подряд эвакуировать было  невозможно. Не хватало ни времени,  ни транспорта. Уже к началу  июля 1941 г. стало ясно, что Каганович  не может обеспечить четкую  и оперативную работу Совета  по эвакуации".  

13. Микоян А.И. В  первые месяцы Великой Отечественной  войны. - Новая и новейшая история, 1985, № 6, с. 103-104.  

14. Архив Президента  РФ. Коллекция документов.  

15. Эшелоны идут  на Восток, с. 72.  

16. История Великой  Отечественной войны Советского  Союза. 1941-1945, т. 2, с. 143.  

17. Эшелоны идут  на Восток, с. 72.  

18. Там же, с. 210.  

19. Там же, с. 208-209.  

20. ГАРФ, ф. 6822, оп. 1, д. 195, л. 46.  

21. Потемкина М.Н.  Эвакуация в годы Великой Отечественной  войны на Урале: люди и судьбы. Маг нитогорск, 2002, с. 51-52.  

22. Патоличев Н.С. Испытание на зрелость. М., 1977, с. 217.  

23. Железнодорожники  в Великой Отечественной войне. 1941-1945. М., 1985, с. 119.  

24. Косыгин А.Н.  В едином строю защитников  Отечества. М., 1980, с. 15.  

25. Железнодорожники  в Великой Отечественной войне,  с. 118.  

26. Шахурин А.И. Крылья Победы. М, 1983, с. 119-120.  

27. Советский тыл  в Великой Отечественной войне,  кн. 2, с. 15.  

28. Российский государственный  архив экономики (далее - РГАЭ), ф. 1884, оп. 31, д. 2988, л. 277; д. 4038, л. 5-6, 19, 30; д. 3980, л. 1-14, 27, 123, 130.  

29. Из 13 тыс. человек,  работавших на Брест-Литовской дороге, было эвакуировано около 2 тыс., а по другим данным - лишь 900 железнодорожников: ЦА МПС, ф. 23а, оп. 90, д. 56, л. 11; ф. 33а, оп. 49, д. 1367, л. 3.  

30. История Великой  Отечественной войны Советского  Союза. 1941-1945, т. 2, с. 169; Кантор Л.М.  Перебазирование промышленности  СССР. - Записки Ленингр. план, ин-та. Л., 1947, вып. 6, с. 59.  

31. Ковалев И.В.  Транспорт в Великой Отечественной  войне, 1941-1945. М., с. 81.  

32. Эшелон за эшелоном. М., 1981, с. 64.  

33. РГАЭ, ф. 1884, оп. 31, д. 3924, л. 3-4; Терехин К.П., Таралов А.С., Томашевский А.А. Воины стальных магистралей. М., 1969, с. 98.  

34. Косовин С.С., Филимонов  А.М. Советские железнодорожные. М., 1984, с. 98-99.  

35. Институт российской  истории РАН (далее - ИРИ РАН). Документы и материалы. Инв.  № 91, л. 56-58; История второй мировой  войны. 1939-1945, т. 4, с. 138.  

36. Грушевой К.С. Тогда в сорок первом. М., 1972, с. 38.  

37. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1396, л. 26.  

38. История Киева. (На укр. яз.). Киев, 1960, т. 2, с. 487; Киев - герой. (На укр. яз.) Киев, 1961, с. 191-194.  

39. Эшелоны идут  на Восток, с. 205.  

40. ГАРФ, ф. НКТМ, оп. 2, д. 956, л. 87-88.  

41. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1224, л. 246-247.  

42. Гвардия тыла. Сб. воспоминаний. М., 1960, с. 27.  

43. ГАРФ, ф. 6822сс, оп. 1 д. 200, л. 8; Украинская ССР в Великой  Отечественной войне Советского Со юза. 1941-1945, т. 1. Киев, 1975, с. 263.  

44. Куманев Г.Л. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. (1941-1945). М., 1963, с. 62; Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза, т. 1, с. 269.  

45. Украинская ССР  в Великой Отечественной войне  Советского Союза, т. 1, с. 269-273.  

46. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1119, л. 12. 18  

47. Куманев Г.А. Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства. Встречи, беседы, интервью, документы. М., 1999, с. 125.  

48. Архив Президента  РФ. Коллекция документов.  

49. В дни войны:  Из истории Латвии периода  Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Рига, 1964, с. 196.  

50. Российский государственный  архив социально-политической истории  (далее - РГАСПИ), ф. 17, оп. 8, д. 372, л. 1.  

51. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1195, л. 15.  

52. РГАСПИ, ф. 17, оп. 8, д. 372, л. 2.  

53. Там же. Сводная  таблица и табл. № 35, 38.  

54. Военные сообщения  за 50 лет. М., 1967, с. 127.  

55. Октябрьская фронтовая.  Л., 1970, с. 16.  

56. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1241, л. 80.  

57. Смирнов С.А.  Мурманская область в годы  Великой Отечественной войны. 1941-1945. Мурманск, 1959, с. 19-20.  

58. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1264, л. 23.  

59. Подсчитано по  РГАЭ, ф. 1884, оп. 31, д. 3023, л. 221, 229, 266; д. 3024, л. 15-16, 56.  

60. ГАРФ, ф. 6822сс, оп. 1, д. 200, л. 20, 24, 25, 27, 29, 32, 33, 36, 37.  

61. ЦА МПС, ф. 33а,  оп. 49, д. 1224, л. 64, 82.  

62. Там же.  

63. ГА РФ, ф. 6822сс, оп. I, д. 495, л. 110, 111, 116.  

64. История Великой  Отечественной войны Советского  Союза. 1941-1945, т. 2, с. 148, 258.  

65. ГАРФ, ф. 6822сс, оп. 1, д. 200, л. 16-17.  

66. Арутюнян Ю.В.  Советское крестьянство в годы  Великой Отечественной войны.  М., 1970, с. 52.  

67. ГАРФ, ф. 327, оп. 2, д. 83, л. 160-168; д. 84, л. 36-43об.  

68. Там же, д. 83, л. 68-128.  

69. Там же, д. 86, л. 125.  

70. Там же, д. 82, л. 53-54.  

71. История Узбекской  ССР, т. 4. Ташкент, 1967, с. 87; СССР - великое  содружество народов-братьев. М., 1972, с. 216.  

72. РГАСПИ, ф. 17, оп. 22, д. 1718, л. 74-75.  

73. ГАРФ, ф. 6822, оп. 1, д. 538 (Сводная табл.), л. 1.  

74. Вознесенский Н.А.  Указ. соч., с. 505.  

75. История второй  мировой войны. 1939-1945, т. 4, с. 157.  

76. Жуков Г.К. Воспоминания  и размышления. М., 1969, с. 278.  

77. Типпельскирх К. История второй мировой войны. Пер. с нем. М., 1956, с. 228.  

78. Нельзя не отметить, что для органов внутренних  дел и госбезопасности все,  кто так или иначе ока зался в оккупированной зоне, становились потенциальными "неблагонадежными элементами" или даже предателями. Не случайно вскоре в советских анкетах наряду с графой: "Был ли во вражеском плену?" появился и вопрос: "Находился ли на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР?"  

Список литературы 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://vivovoco.rsl.ru

Информация о работе Война и эвакуация в СССР