Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.
Всего из Белоруссии
было эвакуировано свыше 1,5 млн. человек,
109 крупных и средних промышленных
предприятий (из них 39 союзного и 70 республиканского
значений). В столь же напряженных
условиях прошла эвакуация в республиках
Прибалтики. В первые дни войны, несмотря
на непрерывные налеты вражеской
авиации и действия диверсантов,
железнодорожники и рабочие коллективы
предприятий Риги, Елгавы, Вентспилса,
Даугавпилса и других грузили
в 4-5 раз больше вагонов, чем обычно
[49]. В работу по эвакуации включились
и транспортные суда, расположенные
вдоль Балтийского побережья.
Недостаток времени
и быстрое продвижение
Перевозки по Эстонской
железной дороге были прекращены лишь
после того, как 7 августа 1941 г. противник
захватил станцию Раквере, перерезав
тем самым основную линию Таллин - Нарва.
На западном участке перерезанной линии
осталось более 1 тыс. вагонов и 40 паровозов
[51]. "Условия эвакуации были крайне
тяжелые из-за нехватки железнодорожного
подвижного состава и больших потерь вследствие
бомбежек при перевозках морским транспортом.
Мобилизация в армию и на фортификационные
работы вызвала острый недостаток в рабочей
силе при погрузочно-разгрузочных работах"
[52], - говорилось в эвакуационном отчете
Совнаркома Эстонской ССР.
И все же за время
эвакуации преимущественно по железнодорожным
линиям удалось перебросить в
тыл значительную часть людей
и материальных ценностей: около 13 тыс.
единиц различного производственного
оборудования предприятий республики,
65 паровозов и мотовозов, более 6
тыс. единиц электрооборудования, 750 тыс.
хлопчатобумажных тканей и т.п. на сумму
свыше 600 млн. рублей [53].
Эвакуация из Ленинграда
и области началась уже в конце
июня 1941 г., согласно постановления Военного
совета Северного фронта от 28 июня 1941 г.
В первую очередь по указанию местных
партийных и советских организаций стали
вывозиться старики и женщины с малолетними
детьми. Одновременно был организован
вывоз ленинградских архивов, импортного
оборудования, уникальных станков, агрегатов;
началась разгрузка города от ряда оборонных
предприятий.
В начале июля Отделом
военных сообщений штаба
Массовая эвакуация
ленинградских промышленных предприятий
и населения по решению ГКО
от 11 июля 1941 г. развернулась после того,
как противник овладел Псковом
и вышел к р. Луге. Работа Ленинградского
узла резко осложнилась. Значительно
возрос поток эшелонов с грузами
из Прибалтики, со станций Карельского
перешейка и других районов.
Ход эвакоперевозок
находился под контролем заместителя
Председателя Совнаркома СССР А.Н. Косыгина,
направленного в Ленинград в качестве
уполномоченного ГКО. В первую очередь
вывозилось оборудование тех оборонных
предприятий, которые не могли в создавшихся
условиях выпускать продукцию. Решение
ГКО о перемещении в тыл Кировского и Ижорского
заводов было вынесено 26 августа 1941 г.,
однако, через два дня по указанию ГКО
их вывоз был временно остановлен. В то
же время демонтаж и эвакуация других
ленинградских предприятий продолжались.
Но 29 августа 1941 г. враг перерезал последнюю
железнодорожную линию. 8 сентября замкнулось
кольцо блокады, и эвакуировать в тыл многих
ленинградцев, а также материальные и
культурные ценности полностью не удалось.
К этому времени из города Ленина было
эвакуировано, согласно оперативным сводкам
НКПС (с 29 июня по 26 августа включительно),
773590 человек (в том числе беженцев из Прибалтики
и Карело-Финской ССР) и десятки крупных
предприятий [56].
Вывоз из Ленинграда
населения и оборудования возобновился
воздушным путем и через
Эвакуация из Мурманской
области и Карело-Финской ССР
была проведена главным образом
по Кировской железной дороге, которая
на протяжении более чем 1500 км находилась
в прифронтовой полосе. Из Советского
Заполярья железнодорожники перебазировали
в глубокий тыл несколько тысяч
вагонов грузов, в том числе
все оборудование комбинатов "Североникель"
и "Апатит", Кандалакшского алюминиевого
завода, Левозерского горнообогатительного
комбината, гидростанции Нива-3, часть
турбин Туломской ГЭС, Нива-ГЭС-II, рыбокомбинат,
часть оборудования судоремонтных заводов
Главсевморпути, морского пароходства
и судоверфи Наркомрыбпрома. Было также
вывезено большое число рабочих и около
115 тыс. женщин и детей [57]. С территории
Карелии были отправлены в тыл почти 90%
населения, оборудование и имущество Онежского
завода, слюдяной и лыжной фабрик, Соломенского,
Сунского и Ильинского лесозаводов, часть
оборудования Кемского и Беломорского
лесозаводов, Кондопожского и Сегетского
комбинатов, большинство МТС, колхозов
и совхозов и т.д.
Эвакуационными перевозками
были заняты и железные дороги Кавказа.
С 28 октября началось перебазирование
"Майкопнефти" и "Грознефти".
К 9 ноября 1941 г. с Орджоникидзевской магистрали
на Закавказскую железную дорогу поступило
16208 вагонов с эвакогрузом, в том числе
10 758 вагонов с промышленным оборудованием
и материалами [58]. Почти все грузы направлялись
на перевалку в Бакинский порт.
Через кавказские магистрали
эвакуировались и таганрогские заводы
им. Андреева, авиационный им. Дмитрова
и "Красный котельщик", Новочеркасский
листопрокатный завод им. Буденного, Ростовский
завод "Красный Аксай", Краматорский
завод тяжелого машиностроения, Новочеркасский
станкостроительный завод и другие крупные
предприятия.
Много усилий от транспортников
потребовал вывоз хлеба и других
продуктов питания из зоны военных
действий и прифронтовых районов. К
1 августа 1941 г. по Калининской, Западной,
Одесской, Ленинградской, Юго-Западной,
Московско-Киевской, Южной и Белорусской
дорогам удалось эвакуировать 32731
вагон с хлебом. А между тем
в связи со сбором нового урожая
зерновых в западных и южных областях
на местах погрузки начали скапливаться
целые горы зерна, которые требовалось
любой ценой спасти от немецко-фашистских
захватчиков. По указанию НКПС вывоз
хлеба стал проводиться только маршрутами
или укрепленными группами вагонов.
На станции массовой погрузки хлеба
направлялись руководящие работники
дорог. Несмотря на постоянную острую
нехватку порожняка, только железнодорожники
Сталинской магистрали с начала эвакуации
по 1 октября сумели вывезти 35514 вагонов
хлеба. По решению Совета по эвакуации
от 5 августа 1941 г. по южным и юго-западным
магистралям намечалось эвакуировать
также 5385 вагонов сахара, но работники
этих дорог обеспечили вывоз к
началу сентября не менее 6,5 тыс. вагонов
[59].
Темпы массовых эвакуационных
перевозок в осенние месяцы 1941
г., когда противнику удалось захватить
около 40% протяженности сети, были весьма
напряженными.
Все возраставшая угроза
советской столице вызвала
Следует учесть, что
с конца июня через Москву, как
важнейший транспортный узел, стал
проходить большой поток
По данным Пассажирского
управления НКПС, с 29 июня по 29 июля специальные
эвакопоезда вывезли из Москвы 959530 человек
(включая беженцев из прифронтовых областей)
[61]. Быстрое приближение линии фронта
потребовало форсировать эвакуационные
мероприятия. 26 июля 1941 г. Совет по эвакуации
вынес решение об ускорении эвакуации
гражданского населения столицы. Наркомату
путей сообщения было предписано с 26 июля
по 2 августа вывозить ежедневно из города
не менее 64 тыс. человек [62].
Более широкие масштабы
приняли эвакоперевозки из Москвы и
Московской области в осенние месяцы 1941
г., когда враг начал операцию "Тайфун"
- генеральное наступление на советскую
столицу. 15 октября "ввиду неблагополучного
положения в районе Можайской оборонительной
линии" ГКО вынес постановление "Об
эвакуации столицы СССР г. Москвы".
На 12 декабря, по данным
24 наркоматов, эвакуацией было охвачено
523 предприятия Москвы и Московской
области. На 10 декабря вместе с предприятиями
удалось переместить в тыл 564248
работников промышленности и членов
их семей [63]. Общее число эвакуированных
москвичей достигло 2 млн. человек [64].
Несмотря на чрезвычайные
трудности, перемещение производительных
сил в тыловые районы страны в
1941 г. прошло в целом слаженно и
в основном в соответствии с намеченными
сроками. Из прифронтовой зоны в течение
второго полугодия 1941 г. на Восток только
по железным дорогам, согласно сводкам
НКПС, было вывезено 2593 промышленных предприятия.
Однако эти данные нельзя считать сколько-нибудь
полными, хотя в отечественной военной
историографии и сегодня их постоянно
используют в качестве итоговых и даже
гордятся ими. Если же учесть, что значительную
часть переведенных на Восток промышленных
объектов составляли нигде не учтенные
так называемые бездокументные грузы
(спасенные от врага зачастую в "последний
час"), а на территории СССР, подвергшейся
оккупации, накануне войны действовало
31850 крупных и средних предприятий, то
приведенные выше цифры (2593) составляли
лишь ничтожно малую долю из действительно
переброшенных в глубокий тыл и быстро
восстановленных там в интересах фронта.
И, наконец, если бы в восточные районы
страны было переведено только 2593 завода
и фабрики из более чем 32 тыс., никакой
бы военной перестройки советской экономики
не получилось, и война оказалась бы Советским
Союзом проигранной. Между тем многочисленные
факты и документы свидетельствуют, что
подавляющую часть промышленного оборудования
предприятий удалось перебросить в районы
новой военно-промышленной базы страны,
где создавалось оружие Победы.
Эту нашу точку зрения
в свое время поддержали в ходе
встреч и бесед В.М. Молотов, А.И. Микоян,
М.Г. Первухин, Л.М. Каганович и другие,
имевшие непосредственное отношение
к проведенной советским
Наиболее полно
было перебазировано оборудование военных,
машиностроительных, металлообрабатывающих,
алюминиевых, химических предприятий,
а также турбогенераторы
Кроме приграничных
районов Украины, Белоруссии и Прибалтики
некоторые материальные ценности не
успели вывезти и из ряда областей
Российской Федерации. Так, по сообщению
Управления НКВД по Смоленской области
здесь оставалось неэвакуированным
"значительное количество продовольствия,
зерна и товаров, а также оборудование
и сырье ряда предприятий". В частности,
"не вывезено все оборудование и продукция
30 льнозаводов" и "все имущество,
оборудование и сырье смоленских хлебокомбинатов".
В 20 занятых противником районах осталось
20-22 процента крупного и 18-20 процентов
мелкого колхозного скота [65].
Почти 70% перемещенных
из России промышленных объектов размещалось
на Урале, в Западной Сибири, Средней
Азии и Казахстане. Вместе с перебазированными
фабриками и заводами на Восток прибыло
до 30-40% рабочих, инженеров и техников.
Всего же по железным и шоссейным
дорогам, а также водным и воздушным
путям с начала войны до конца
1941 г. было переправлено в тыловые
районы более 12 млн. человек.
Одновременно была
осуществлена и операция по спасению
от врага ресурсов сельского хозяйства.
Колхозы и совхозы восточных
районов страны приняли во втором
полугодии 1941 г. 2393,3 тыс. голов скота,
перемещенного из прифронтовой полосы
[66].