Война и эвакуация в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.

Работа содержит 1 файл

Война и эвакуация в СССР.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Значительный объем  эвакуационных работ в юго-западных приграничных районах на железнодорожных  узлах Самбор, Стрый, Тернополь выполнили  также воины 5-й железнодорожной  бригады (командир полковник П.А. Кабанов) и другие части [34].  

С громадными трудностями, под непрекращающимися бомбардировками  и обстрелами осуществлялось перебазирование  предприятий и населения Украины  и Крыма.  

4 июля ЦК КП(б) Украины и Совнарком УССР направили всем партийным и советским организациям специальную директиву. В ней ставилась задача "немедленно выделить ответственных людей за каждую МТС, совхоз, отвечающих за уничтожение ценного имущества, которое не может быть взято на случай эвакуации". Директива требовала усилить "отгрузку ценностей, оборудования предприятий и продовольствия (зерно, сахар и другие ценные товары), приняв меры к тому, чтобы подготовиться к уничтожению всего оборудования, продовольственных и других товаров, которые не могут быть вывезены при вынужденном отходе частей Красной Армии" [35].  

Поток грузов на восток из важнейших промышленных центров  УССР быстро возрастал. Уже в первых числах июля значительных размеров достигли эвакуационные перевозки из областей Правобережной Украины. Много усилий прилагали местные органы, чтобы обеспечить вывоз всего намеченного к перебазированию.  

Вот что писал  об итогах эвакуации заводов Днепропетровской области один из ее руководящих работников К.С. Грушевой:  

"Для проведения  полного демонтажа этих заводов,  для погрузки станков и различного  оборудования в железнодорожные  составы мы имели считанные  дни. Эвакуацию провели организованно,  без нервозности и спешки. Оборудование, буквально до последнего винтика  и гайки, установили и уложили  на своевременно поданные платформы.  Инженерно-технический персонал, рабочих  и служащих обеспечили продовольствием,  деньгами и усадили в теплушки. К середине июля был отправлен  последний, как мы его называли  «специальный» эшелон" [36].  

Одновременно развернулась эвакуация из Одесской области. Днем и ночью в условиях постоянных воздушных налетов демонтировалось  наиболее важное промышленное оборудование и шла его погрузка в эшелоны и на морские суда.  

В начале августа  немецко-фашистские войска перерезали основную коммуникацию дороги и Одесса оказалась изолированной с суши. Тогда было решено организовать вывоз основных железнодорожных грузов водным путем через Одесский порт в Николаев. Прибывшие в Николаев локомотивы подали к подготовленным составам, и они увезли в тыловые районы свыше 20 эшелонов с ценными грузами. К моменту занятия города противником вывоз населения и промышленного оборудования железнодорожным и морским путем был завершен [37].  

Вскоре ввиду угрозы широкого выхода немецко-фашистских войск  к Днепру в полосе обороны Юго-Западного  и Южного фронтов стала неизбежной массовая эвакуация промышленных районов  Приднепровья и Крыма. Только через  Киевский узел было отправлено на Восток 450 эшелонов, которые эвакуировали оборудование 197 крупных предприятий украинской столицы и свыше 350 тыс. киевлян [38].  

"Обстановка здесь  была исключительно тяжелой, - отмечал  в своих воспоминаниях бывший  уполномоченный Совета по эвакуации  Л.И. Погребной. - С утра до ночи  Киев бомбили. Все торопились  с эвакуацией. Однако рабочие  в столь напряженной обстановке  проявляли беспримерный героизм  и сумели вывезти из Киева  основное оборудование, сырье и  материалы" [39].  

В начале августа 1941 г. ГКО и Совет по эвакуации  обязали НКПС, наркоматы черной металлургии, электростанций, боеприпасов, химической промышленности, среднего и тяжелого машиностроения и земледелия ускорить перебазирование предприятий, расположенных  на правом берегу Днепра.  

При демонтаже многих предприятий здесь ощущалась  острая нехватка рабочей силы, грузоподъемных и особенно транспортных средств. Вот  один из наиболее характерных в этом отношении примеров. В докладной  записке уполномоченного Наркомата  тяжелого машиностроения СССР Н.И. Гусарова от 7 августа 1941 г. о ходе эвакуации с Украины оборудования, материалов и рабочей силы Первомайского машиностроительного завода им. 25-го Октября, в частности, говорилось:  

"По прибытии  на завод принял меры к быстрейшей  погрузке основного оборудования  и монтажного персонала... Отгрузка  заводского хозяйства была прекращена  только после того, как военный  комендант станции заявил, что  вагонов больше нам не даст, т.к. положенную норму мы уже  забрали... Вагоны под погрузку  поступали очень плохо, медленно, несмотря на наши категорические  требования о нормальной и  своевременной их подаче" [40].  

Основной поток  эвакуационных перевозок из Приднепровья и Крыма проходил через Южную  и, особенно, Сталинскую магистрали. В  течение 15 дней августа 1941 г. только по Сталинской дороге (начальник дороги Н.Т. Закорко) было погружено около 14 тыс. вагонов эвакогрузов [41].  

С середины августа  развернулось перебазирование предприятий  и населения с левого берега Днепра, в первую очередь заводов, фабрик, электростанций Запорожской и восточной  части Днепропетровской областей. Местными органами вместе с уполномоченными ГКО и Совета по эвакуации - председателем СНК УССР Л.Р. Корнийцом и заместителем наркома черной металлургии СССР А.Г. Шереметьевым, представителями НКПС С.И. Багаевым и Н.Ф. Дубровиным, начальниками военных сообщений Южного и Юго-Западного фронтов генерал-майором А.Н. Королевым, полковником А.А. Коршуновым, а также Военными советами этих фронтов были приняты энергичные меры по демонтажу, погрузке и вывозу наиболее ценного оборудования.  

20 августа с запорожских  заводов ушел первый эшелон, и  с этого дня размеры эвакуационных  перевозок из города и области  ежесуточно нарастали. Завершалось  перебазирование важнейших предприятий  Днепропетровска, а после его  захвата противником (25 августа)  эвакуация продолжалась в левобережье  области. В тесном контакте  с железнодорожниками демонтировали  и грузили эшелоны коллективы  запорожских и днепропетровских  заводов: "Запорожсталь", "Днепроспецсталь", "Правда", им. В.И. Ленина, "Светофор", "Коминтерн", "Коммунар", им. Карла Либкнехта, им. Ф.Э. Дзержинского, им. г.И. Петровского, им. Артема, им. Шевченко, алюминиевого, магниевого, ферросплавного, коксохимического, азотнотукового, авиамоторов и др.  

"С правого берега  гитлеровцы просматривали заводы. Враг видел, как увозят оборудование  запорожских предприятий, бомбил  и ежедневно обстреливал территории  заводов артиллерийским и минометным  огнем. Ежедневно были раненые  и убитые. Но люди работали, спешили.  Были дни, когда из Запорожья  уходило по 800-900 вагонов, груженных  оборудованием и материалами", - вспоминал А.Г. Шереметьев, отвечавший  за эвакуацию запорожской группы  заводов [42]. В обычных условиях  для перевозок по железным  дорогам негабаритных грузов  и "тяжеловесов" применялись  специальные платформы. Десятки  таких платформ требовались для  вывоза оборудования запорожских  заводов, но их на месте не  было. Тогда для этой цели были  приспособлены нормальные 60-тонные  платформы. Каждая усиленная платформа  грузилась и отправлялась только  после тщательного осмотра представителями  железных дорог. На таких платформах  были перевезены 22 станины прокатных  станов и другие детали, вес  которых превышал 60 тонн. Нашли и  другой выход: по предложению  вагонников для вывоза тяжелого  оборудования были использованы  тележки тендеров паровозов "ФД". А вскоре прибыло около 100 большегрузных  платформ и транспортеров, направленных  сюда по указанию Совета по  эвакуации.  

В условиях постоянно  ухудшающегося положения на фронте нередко приходилось ограничиваться вывозом только наиболее ценных и  технически современных агрегатов, станков, машин, механизмов. При этом необходимо было, с одной стороны, обеспечить оперативную переброску определенного числа и профиля  предприятий для развертывания  военного производства на Востоке, а, с  другой - требовалось не допустить, чтобы эвакуация вызвала резкие перебои в обеспечении первоочередных нужд действующей армии. В то время  как одна часть промышленных предприятий  находилась в пути на восток, другая продолжала на старом месте до последней  возможности производить продукцию  для фронта.  

Принцип очередности  и поэтапности эвакуации зависел, таким образом, прежде всего от складывавшейся обстановки, а также типа и значения предприятий. При этом одним из основных правил, которые постоянно стремились соблюдать местные органы во время демонтажа и перемещения предприятий, было сохранение комплектности оборудования. Эшелоны с ценным оборудованием формировались так, чтобы каждый из них, а иногда и часть, могли быстро развернуться в самостоятельное предприятие и выпускать продукцию.  

К началу октября  вывоз важнейшего оборудования запорожских  и днепропетровских заводов был  завершен.  

С большими трудностями  и потерями осуществлялась эвакуация  из Харьковской области и Донбасса. Как отмечалось в одном из спецсообщений Транспортного управления НКВД СССР от 4 октября 1941 г., перебазирование харьковских предприятий "из-за неподготовленности заводов к погрузке, отсутствия средств механизации погрузочных работ и главным образом из-за нераспорядительности и растерянности администрации заводов" проводилось неудовлетворительно. И все же к 16 октября все крупные заводы города и области (45 предприятий) удалось эвакуировать. Вместе с заводами выехали в тыл 24,5 тыс. рабочих, инженерно-технических работников и служащих [43].  

Решение Совета по эвакуации  о перемещении в восточные  районы страны предприятий Донецкого  бассейна состоялось лишь 9 октября 1941 г., когда противник уже завязал  бои на территории Донбасса. Всего  за пять дней до захвата врагом Макеевки началась эвакуация местного металлургического  завода. Постановление ГКО о перебазировании  на Восток Мариупольского металлургического  завода было вынесено 5 октября, эвакуация  началась на следующий день, но уже 8 октября была прервана противником. "По важнейшим металлургическим, коксохимическим и огнеупорным  заводам Сталинской области фактически эвакуация была сорвана", - сообщал  в ГКО нарком черной металлургии  СССР И.Ф. Тевосян. Из Сталинской и Ворошиловградской областей местные органы успели отправить в тыл только 11870 вагонов с людьми, оборудованием и материалами [44].  

Чрезвычайно сложной  задачей являлось перебазирование  энергетического хозяйства Украины, которое нельзя было демонтировать  одновременно с другими оборонными предприятиями. Ведь значительная часть  из них выполняла срочные заказы фронта и нуждалась в бесперебойной  подаче электроэнергии. Поэтому переброска из угрожаемых районов основного  оборудования таких крупных электростанций, как Киевская, Кураховская, Зуевская, Северо-Донецкая, Штеровская ГРЭС, Одесская ТЭЦ, проходила буквально перед отходом советских войск, в самые последние дни и часы. На Днепропетровской ГЭС местные работники успели снять только некоторые детали с трех турбин, а плотину пришлось взорвать.  

Всего с Украины  только с июля по октябрь были вывезены в тыл миллионы людей, около 500 крупных  промышленных предприятий. Кроме того, удалось эвакуировать за пределы  республики свыше 6 млн. голов скота, 1667,4 тыс. тонн зерна и 269,5 тыс. тонн зернопродуктов, тысячи тракторов, автомашин и много других материальных и культурных ценностей [45].  

Нелегкой была эвакуация  и из Крыма, где пропускная способность  участков была недостаточной и отсутствовало необходимое количество порожних вагонов и погрузочных механизмов. В этих условиях и несмотря на близость фронта, только с 7 по 31 августа работниками Сталинской дороги было отправлено в тыл из Приднепровья и Крыма 54000 вагонов с эвакогрузами и населением - значительно больше, чем это было предусмотрено планом, установленным правительством на вторую и третью декады августа 1941 г. [46]  

В исключительно  тяжелых условиях проводилась эвакуация  производительных сил с территории Белорусской ССР. Уже 23 июня 1941 г. встал  вопрос о незамедлительной эвакуации  населения и материальных ценностей  из городов, подвергавшихся обстрелу в  полосе военных действий.  

“Это было нелегкое решение, - рассказывал автору настоящей  статьи бывший первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. - Еще тяжелее было ставить этот вопрос перед ЦК ВКП(б) и правительством.  

В середине дня я  позвонил Сталину и после краткой  информации сообщил ему о нашем  решении. Он удивился и спросил: «Вы  думаете это надо делать? Не рано ли?» Я ответил: «Обстановка сложилась  такая, что в половине западных областей республики (в Брестской, Белостокской, Пинской, Барановической) широкая эвакуация уже невозможна. Боюсь, что опоздание с этим для Минска и восточных областей станет непоправимым». Подумав, Сталин сказал: «Хорошо, приступайте к эвакуации...»” [47]  

Была срочно создана  республиканская комиссия во главе  с председателем Совнаркома БССР И.С. Былинским, которая приступила к работе. Между тем обстановка стремительно ухудшалась, что не позволило организовать эвакуацию в достаточно широких размерах из западных областей БССР, которые уже через несколько дней были оккупированы врагом. В несколько больших размерах эвакуация прошла в восточной части республики. Только из Гомеля и области ежедневно отправлялось в тыл не менее 250-300 вагонов с эвакогрузами, причем для вывоза оборудования "Гомсельмаша", паровозоремонтного и станкостроительного заводов потребовалось более 2500 вагонов и платформ.  

18 августа 1941 г.  в докладной записке на имя  Председателя ГКО Сталина Пономаренко  сообщил, что все наиболее значительные  предприятия числом 83 из Белоруссии  эвакуированы полностью, в том  числе станкостроительные заводы  Гомсельмаш, очковая фабрика, ПРЗ, пресса дельтадревесины, Могилевский авиазавод, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, Труболитейный завод, судоремонтные мастерские и др. В записке также сообщалось, что в тыловые районы удалось вывезти более 16,5 тыс. единиц ценного технологического оборудования, 842 т цветных металлов, 44 км силового кабеля, более 3400 вагонов готовой продукции, свыше 2130 вагонов металлолома, а также 44765 тонн зерна, 600 тыс. голов скота, 4 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 150 молотилок и др. [48]  

Информация о работе Война и эвакуация в СССР