Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.
Значительный объем
эвакуационных работ в юго-
С громадными трудностями,
под непрекращающимися
4 июля ЦК КП(б)
Украины и Совнарком УССР направили всем
партийным и советским организациям специальную
директиву. В ней ставилась задача "немедленно
выделить ответственных людей за каждую
МТС, совхоз, отвечающих за уничтожение
ценного имущества, которое не может быть
взято на случай эвакуации". Директива
требовала усилить "отгрузку ценностей,
оборудования предприятий и продовольствия
(зерно, сахар и другие ценные товары),
приняв меры к тому, чтобы подготовиться
к уничтожению всего оборудования, продовольственных
и других товаров, которые не могут быть
вывезены при вынужденном отходе частей
Красной Армии" [35].
Поток грузов на восток
из важнейших промышленных центров
УССР быстро возрастал. Уже в первых
числах июля значительных размеров достигли
эвакуационные перевозки из областей
Правобережной Украины. Много усилий прилагали
местные органы, чтобы обеспечить вывоз
всего намеченного к перебазированию.
Вот что писал
об итогах эвакуации заводов
"Для проведения
полного демонтажа этих
Одновременно развернулась
эвакуация из Одесской области. Днем
и ночью в условиях постоянных
воздушных налетов
В начале августа
немецко-фашистские войска перерезали
основную коммуникацию дороги и Одесса
оказалась изолированной с суши. Тогда
было решено организовать вывоз основных
железнодорожных грузов водным путем
через Одесский порт в Николаев. Прибывшие
в Николаев локомотивы подали к подготовленным
составам, и они увезли в тыловые районы
свыше 20 эшелонов с ценными грузами. К
моменту занятия города противником вывоз
населения и промышленного оборудования
железнодорожным и морским путем был завершен
[37].
Вскоре ввиду угрозы
широкого выхода немецко-фашистских войск
к Днепру в полосе обороны Юго-Западного
и Южного фронтов стала неизбежной
массовая эвакуация промышленных районов
Приднепровья и Крыма. Только через
Киевский узел было отправлено на Восток
450 эшелонов, которые эвакуировали оборудование
197 крупных предприятий украинской столицы
и свыше 350 тыс. киевлян [38].
"Обстановка здесь
была исключительно тяжелой, - отмечал
в своих воспоминаниях бывший
уполномоченный Совета по
В начале августа 1941
г. ГКО и Совет по эвакуации
обязали НКПС, наркоматы черной металлургии,
электростанций, боеприпасов, химической
промышленности, среднего и тяжелого
машиностроения и земледелия ускорить
перебазирование предприятий, расположенных
на правом берегу Днепра.
При демонтаже многих
предприятий здесь ощущалась
острая нехватка рабочей силы, грузоподъемных
и особенно транспортных средств. Вот
один из наиболее характерных в этом
отношении примеров. В докладной
записке уполномоченного
"По прибытии
на завод принял меры к
Основной поток
эвакуационных перевозок из Приднепровья
и Крыма проходил через Южную
и, особенно, Сталинскую магистрали. В
течение 15 дней августа 1941 г. только по
Сталинской дороге (начальник дороги
Н.Т. Закорко) было погружено около 14 тыс.
вагонов эвакогрузов [41].
С середины августа
развернулось перебазирование предприятий
и населения с левого берега Днепра,
в первую очередь заводов, фабрик,
электростанций Запорожской и восточной
части Днепропетровской областей. Местными
органами вместе с уполномоченными ГКО
и Совета по эвакуации - председателем
СНК УССР Л.Р. Корнийцом и заместителем
наркома черной металлургии СССР А.Г. Шереметьевым,
представителями НКПС С.И. Багаевым и Н.Ф.
Дубровиным, начальниками военных сообщений
Южного и Юго-Западного фронтов генерал-майором
А.Н. Королевым, полковником А.А. Коршуновым,
а также Военными советами этих фронтов
были приняты энергичные меры по демонтажу,
погрузке и вывозу наиболее ценного оборудования.
20 августа с запорожских
заводов ушел первый эшелон, и
с этого дня размеры
"С правого берега
гитлеровцы просматривали
В условиях постоянно
ухудшающегося положения на фронте
нередко приходилось
Принцип очередности
и поэтапности эвакуации зависел, таким
образом, прежде всего от складывавшейся
обстановки, а также типа и значения предприятий.
При этом одним из основных правил, которые
постоянно стремились соблюдать местные
органы во время демонтажа и перемещения
предприятий, было сохранение комплектности
оборудования. Эшелоны с ценным оборудованием
формировались так, чтобы каждый из них,
а иногда и часть, могли быстро развернуться
в самостоятельное предприятие и выпускать
продукцию.
К началу октября
вывоз важнейшего оборудования запорожских
и днепропетровских заводов был
завершен.
С большими трудностями
и потерями осуществлялась эвакуация
из Харьковской области и
Решение Совета по эвакуации
о перемещении в восточные
районы страны предприятий Донецкого
бассейна состоялось лишь 9 октября 1941
г., когда противник уже завязал
бои на территории Донбасса. Всего
за пять дней до захвата врагом Макеевки
началась эвакуация местного металлургического
завода. Постановление ГКО о
Чрезвычайно сложной
задачей являлось перебазирование
энергетического хозяйства
Всего с Украины
только с июля по октябрь были вывезены
в тыл миллионы людей, около 500 крупных
промышленных предприятий. Кроме того,
удалось эвакуировать за пределы
республики свыше 6 млн. голов скота,
1667,4 тыс. тонн зерна и 269,5 тыс. тонн зернопродуктов,
тысячи тракторов, автомашин и много других
материальных и культурных ценностей
[45].
Нелегкой была эвакуация
и из Крыма, где пропускная способность
участков была недостаточной и отсутствовало
необходимое количество порожних вагонов
и погрузочных механизмов. В этих условиях
и несмотря на близость фронта, только
с 7 по 31 августа работниками Сталинской
дороги было отправлено в тыл из Приднепровья
и Крыма 54000 вагонов с эвакогрузами и населением
- значительно больше, чем это было предусмотрено
планом, установленным правительством
на вторую и третью декады августа 1941 г.
[46]
В исключительно
тяжелых условиях проводилась эвакуация
производительных сил с территории
Белорусской ССР. Уже 23 июня 1941 г. встал
вопрос о незамедлительной эвакуации
населения и материальных ценностей
из городов, подвергавшихся обстрелу в
полосе военных действий.
“Это было нелегкое
решение, - рассказывал автору настоящей
статьи бывший первый секретарь ЦК
КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. - Еще
тяжелее было ставить этот вопрос перед
ЦК ВКП(б) и правительством.
В середине дня я
позвонил Сталину и после краткой
информации сообщил ему о нашем
решении. Он удивился и спросил: «Вы
думаете это надо делать? Не рано
ли?» Я ответил: «Обстановка сложилась
такая, что в половине западных областей
республики (в Брестской, Белостокской,
Пинской, Барановической) широкая эвакуация
уже невозможна. Боюсь, что опоздание с
этим для Минска и восточных областей
станет непоправимым». Подумав, Сталин
сказал: «Хорошо, приступайте к эвакуации...»”
[47]
Была срочно создана
республиканская комиссия во главе
с председателем Совнаркома БССР
И.С. Былинским, которая приступила к работе.
Между тем обстановка стремительно ухудшалась,
что не позволило организовать эвакуацию
в достаточно широких размерах из западных
областей БССР, которые уже через несколько
дней были оккупированы врагом. В несколько
больших размерах эвакуация прошла в восточной
части республики. Только из Гомеля и области
ежедневно отправлялось в тыл не менее
250-300 вагонов с эвакогрузами, причем для
вывоза оборудования "Гомсельмаша",
паровозоремонтного и станкостроительного
заводов потребовалось более 2500 вагонов
и платформ.
18 августа 1941 г.
в докладной записке на имя
Председателя ГКО Сталина