Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.
В самом НКПС вопросами
эвакуации населения и материальных грузов
занимались Грузовое управление и Управление
движения. Здесь была сформирована оперативная
группа в составе 25 человек. Состоявшая
из опытных работников группа осуществляла
выполнение решений Совета по эвакуации:
обеспечивала подачу вагонов под погрузку,
вела учет погруженных вагонов, контролировала
их продвижение и выгрузку [18].
Наркоматом путей
сообщения было срочно начато составление
конкретных планов и мероприятий, связанных
с беспрепятственным
"конкретными,
заблаговременно
Между тем необходимого
опыта планирования и проведения
столь экстренного перемещения
производительных сил из западных районов
страны на восток у нас не было. Помню,
как по заданию директивных органов
мы специально разыскивали в архивах
и библиотеках Москвы, в том
числе в Государственной
18 июля 1941 г. в письме,
направленном в Совет по
Попытка разработать
общий план вывоза из прифронтовой
зоны населения, а также промышленности,
ресурсов сельского хозяйства и
других материальных и культурных ценностей
была предпринята еще в июле 1941
г. При этом, очевидно считая, что
наступающего противника Красная Армия
вскоре остановит, плановые органы намечали
переместить основную массу людей
только в районы ближайшего тыла и
то в количестве немногим более 2 млн.
человек. Из этого числа значительную
часть эвакуируемых планировалось вывезти
в Поволжье. Что касается более восточных
областей, то, например, на Урал должны
были переселиться всего лишь 440 тыс. человек
[21]. Но быстрое развитие событий на фронте
приняло угрожающий характер. Указанный
план оказался совершенно не реальным.
Речь теперь шла о спасении многомиллионных
масс советских людей.
Вот что писал
о первых эшелонах, прибывавших на
Урал, Н.С. Патоличев, работавший тогда
первым секретарем Челябинского обкома
ВКП(б):
"Случалось, что
в открытых полувагонах или
на платформах ехали люди. Хорошо,
если был брезент, которым
Перевозки населения
были взяты под постоянный и строгий
контроль. Начальники дорог ежесуточно,
не позднее 22 часов сообщали в НКПС
о следовании людских эшелонов и
отдельных вагонов с
Еще в июле на ряде
железнодорожных узлов, станций
и пристаней были организованы эвакуационные
пункты, которые принимали и отправляли
эшелоны с людьми, организовывали
их питание и медицинское
Для оказания помощи
спасающемуся от угрозы фашистского
порабощения населению
Все это, конечно, не
означает, что эвакуация советских
граждан с самого ее начала протекала
гладко и слаженно. Срочно поднять
миллионы людей с "обжитых мест",
убедив в нависшей над ними смертельной
угрозе, в необходимости временно
оставить свое жилье, многое из добра,
нажитое с таким трудом, а затем
организовать их погрузку, перевозку
и обеспечить размещение в тылу было
чрезвычайно сложно.
Как и во всяком большом
деле, да к тому же без соответствующей
подготовки, здесь в разное время
было немало неполадок: отсутствие транспортов,
длительное простаивание ряда эшелонов
на некоторых станциях (нередко из-за
нераспорядительности местных властей
или ответственных лиц), перебои
со снабжением продуктами питания, кипятком,
потери родных в пути следования, кражи
вещей эвакуируемых, отсутствие оперативной
медицинской помощи и т.п. Однако,
как свидетельствовали сами участники
событий и многочисленные документы, эти
недостатки все же не приняли массового
характера. С ними боролись, их преодолевали
весьма решительно и последовательно
по законам военного времени.
Имели место и
упущения другого рода, во многом связанные
с отсутствием необходимого опыта
при проведении столь масштабного
перебазирования.
Погрузка эвакуационных
грузов на станциях и узлах Западноевропейской
части СССР зачастую распылялась, что
затрудняло быстрое формирование эшелонов.
Точные направления продвижения
эвакопоездов и конечные пункты их следования
были указаны в большинстве случаев только
для пассажирских составов. Новые места
размещения многих предприятий первоначально
устанавливались самими наркоматами.
Они нередко планировали или чрезмерно
дальнюю переброску некоторых грузов
(в Сибирь и даже на Дальний Восток), или,
как уже нами отмечалось, в районы ближайшего
тыла, которые вскоре сами становились
зоной боевых действий. Бывали случаи,
когда вместе с эвакогрузами в глубокий
тыл без всякой надобности отправлялись
вагоны с боеприпасами и вооружением,
предназначенные для действующей армии.
И все же в целом
грандиозная операция по перемещению
в тыл целой индустриальной базы
страны, включая огромные людские
контингенты, принимала все более
планомерный и целеустремленный
характер.
Советом по эвакуации
был выработан твердый порядок
планирования и организации эвакуационных
перевозок. Наркоматы заблаговременно
представляли в Совет по эвакуации
заявки по каждому предприятию, подлежавшему
перебазированию в тыл. В них
содержалось требуемое число
и тип вагонов (крытых, полуплатформ,
цистерн, полувагонов и т.п.).
"Ночью еду по
темной Москве в Кремль, в Совет эвакуации,
«выбивать» эшелоны под погрузку, - вспоминал
нарком авиационной промышленности военных
лет А.И. Шахурин. - Докладываю, сколько
погрузили за день и сколько нужно на завтра.
Для авиации - первая очередь, но ведь вагоны
нужны и другим. Поэтому строгая проверка:
весь ли транспорт использован, насколько
обоснована новая заявка" [26].
По свидетельству
бывшего заместителя
"Совет по эвакуации
с участием представителей
Затем выносились согласованные
решения по каждому крупному промышленному
объекту, который следовало
Был уточнен весь
наличный вагонный парк и предусмотрено
наиболее целесообразное его использование
под перевозки. В частности, было
намечено, что многие эшелоны, осуществляющие
мобилизационные перевозки на запад,
должны после разгрузки немедленно
предоставляться для
Ввиду нехватки порожних
вагонов Наркомату путей
Огромных усилий
от советских людей требовало
перебазирование сотен и тысяч
промышленных объектов. При монтаже
многих предприятий ощущалась острая
нехватка рабочей силы, грузоподъемных
и транспортных средств. Чрезвычайно
сложно было в крайне ограниченное
время, часто под огнем противника
демонтировать и размещать на
железнодорожных платформах крупногабаритные
грузы: оборудование электростанций, горной,
угольной, металлургии. В условиях быстро
ухудшающейся военной обстановки нередко
приходилось ограничиваться вывозом
только наиболее важных и технически
современных агрегатов, станков, машин
и механизмов.
Одним из основных правил,
которые постоянно стремились соблюдать
местные органы во время демонтажа
и перемещения предприятий, было
сохранение комплектности оборудования.
Эшелоны с ценным оборудованием
формировались так, чтобы каждый
из них, а иногда и часть могли
на новом месте быстро развернуться
в самостоятельное предприятие
и выпускать необходимую фронту
и стране продукцию.
Рассмотрим теперь,
как проходила эвакуация в
различных регионах и областях европейской
части страны и каковы были ее основные
результаты. С наименьшим успехом она
прошла в западных приграничных районах,
откуда вследствие быстрого продвижения
противника организовать более или менее
полный вывоз населения и материальных
ценностей не представлялось возможным.
По свидетельству, например, руководства
Брест-Литовской железной дороги, эвакуацию
пришлось начать под огнем наступающего
врага "при полнейшем отсутствии связи
с военным командованием" и при противоречивых
указаниях местных организаций, "рассматривавших
вопрос об эвакуации как создание паники,
как нарушение государственной дисциплины".
Только после получения в 22 часа 23 июня
1941 г. приказа НКПС об эвакуации были приняты
меры по вывозу различных материальных
ценностей и документов. Во второй половине
дня в глубь страны отправились составы
с семьями трудящихся, прибывшие из зоны
военных действий. Потери оказались значительными:
из 10091 вагона с материальными грузами
удалось отправить в тыл только 5675 [29].
В крайне тяжелой
обстановке проходила эвакуация
из Молдавской ССР. Лишь благодаря оперативным
и энергичным действиям республиканских
и местных органов, рабочих предприятий
и железнодорожников
"В первые два-три
дня военных действий, - вспоминал
нарком путей сообщения СССР (1944-1945
гг.) генерал-лейтенант И.В.
К решению эвакуационных
задач с первых дней войны были
подключены и органы военных сообщений
(ВОСО) фронтов и армий. Когда в
середине июля 1941 г. на железнодорожном
узле Великие Луки скопилось большое
число вагонов с эвакогрузами,
офицеры военных сообщений пришли на помощь
железнодорожникам. За двое с половиной
суток отсюда было отправлено в тыл страны
около 1000 вагонов ценных грузов [32].
Вместе с населением,
промышленным и сельскохозяйственным
оборудованием, продовольствием и
культурными ценностями из прифронтовой
зоны вывозилось транспортное хозяйство
магистралей, заводов и предприятий
НКПС. Большую роль в этом деле играли
части железнодорожных войск. С
первых дней войны они приняли
на себя не только основную тяжесть
проведения заградительных и восстановительных
работ на головных железнодорожных
участках, но и техническое прикрытие
железных дорог.
Важной составной
частью их деятельности стало также
обеспечение эвакуации